Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:58, контрольная работа
Форма обучения –внешнее согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления. В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мерк развития общества.
Понятие о формах обучения.
Классификация форм обучения.
Характеристика классно- урочной системы.
Практическое задание: провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду( занятия), Выделить структуру занятия, определить назначений каждой части занятия.
План
1. Понятие о формах обучения.
Форма обучения –внешнее согласованной
деятельности учителя и учащихся
осуществляемое в определенном порядке
и режиме. Форма характеризуется:
количеством участников, временем и
местом протекания процесса и порядком
его осуществления. В связи с развитием
дидактической системы формы обучения
возникают и совершенствуются. Очень часто
, говоря о формах обучения, подразумевают
способ обучения. Способы обучения развиваются
по мерк развития общества.
1.Индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте.) Сегодня индивидуальный способ используется для обучения «отстающих» детей в школе или занятиях с репетитором при поступление в ВУЗы или школы.
2.Индивидуально –
групповой способ обучения: В классе
находятся дети разных возрастов и разного
уровня подготовки. Учитель занимается
с группой детей ,а в это время остальные
дети работают самостоятельно (выполняют
задания). Учебная деятельность носила
индивидуальный характер, учитель поочередно
спрашивал у каждого ученика пройденный
материал, объяснял новый, затем давал
индивидуальные задания. В ходе обучения
дети приобретают простейшие навыки чтения,
письма и счета. Однако большинство детей
оставались необучаемыми. Таким образом
к концу 16 началу 17 века оба эти способа
обучения постепенно утратили свою
значимость для общества. Быстрое развитие
производства и повышение роли духовного
в обществе привели к созданию нового
способа обучения.
2. Классификация
форм обучения.
Классический урок – 45 минут;
Спаренный урок - 90 минут;
Спаренное укороченное занятие – 70 минут;
«уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация форм обучения- виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями , составом учащихся, местом проведения , продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существуют 2 вида форм обучения:
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Коллективная работа включает в себя:
Урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
Факультатив - углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески – практические занятие;
Семинар- коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течение 2 недель – 1 месяца , получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы , занимает -90 минут);
Практикум-комплекс самостоятельных , лабораторных работ учащихся (биология , химия , физика , география).Учебный практикум- выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов)- на протяжение 2-3 недель.
Экзамен- итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.
Учебная экскурсия- учебное занятие проводимое вне школы: на производстве , в музее , в полевых условиях и т.д.(экскурсии вне класса имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся).
Экскурсии бывают:
-по месту в учебной
программе :вводные , текущие, обобщающие.
Они используются на любом этапе обучения:
1.с целью введения в
тему;
2.Как способ получения
новой информации;
3.Для закрепления и
углубления уже имеющего
Домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его посредственным влиянием . Виды домашней работы : по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая ; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником , наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий т. п.
Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний ,умений и навыков, самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации ,выполнение практических и творческих работ.
Необходимо принимать во внимание следующие требования:
Домашнее задание должно быть своевременным;
Домашнее задание должно быть связано с темой урока;
Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;
Задание уроков на дом должно быть доступным;
Необходимо обращать внимание
на то , владеют ли учащиеся необходимой
техникой работы.
Для учителя важно не то , что все должны сделать одинаковое задание , а достижение поставленной учебной задач , формирование положительного отношения к выполнению , поддержанию интереса ,развитие поисковых умений. Особое внимание домашнего задания.
Проверка домашнего
задания происходит различными
приемами:
3. Характеристика классно – урочной системы. Классно- урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно - воспитательных системах делает классно- урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы .Классно - урочная система ,как ни одна другая предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы . Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно – воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность , инициативность и др.Главное же их назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры. Неоспоримым преимуществом классно – урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно - воспитательной работы.
Массовые формы используются
главным образом при
Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и вне учебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар экскурсия, лабораторно – практическое занятие.
Групповая вне учебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции , организуемые с целбю углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных «Почемучка» и т.п.); совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества( « Умелые руки», конструкторский, авиамодельный, кружки и т.п); развития художественных способностей( танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб т.п); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья ( спортивные секции, сборные школы по какому – либо спорта и т.п); активизация общественной деятельности( клуб интернациональной дружбы, клубы «Южный историк», « Прометей» и т.п)
Основной формой индивидуальной
учебной работы являются консультации
в сочетание с дополнительными
занятиями. В последние годы широкое
распространение получает индивидуальная
работа с учащимися в форме
репетиторства по всем или некоторым
учебным предметам. Индивидуальная
внеурочная воспитательная работа организуется
с целью развития способностей, склонностей
и дарований отдельных
Дополнительное образование (вне школьная образовательное воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия , активности и самодеятельности детей с учет их возраста и интересов. Она осуществляет через дома детские творчества , детские технические , натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные , художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправление и т. п.
Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.
4. Практическое задание: провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду(занятие) , выделить структуру занятия , определить назначений каждой части занятия.
Что наблюдали |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Выделить части |
Занятие в средней группе .
Рисование на тему: «Цветные шары»
Провел воспитатель : Билалова Лариса Станиславовна.
Цель: Продолжать знакомство с предметами овальной формы. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закрепить навыки закрашивания. Упражнять в умении легко закрашивать .Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. |
Рассматривает с детьми воздушные шары овальной формы. Показывает прием рисования карандашами, сопровождая словами «Кругленько, длинненько, опять кругленько и снова длинненько» Предлагает показать ее в воздухе. Предлагает показать у доски как надо рисовать воздушный шар овальной формой. В процессе рисования напоминает о том , что шары бывают разного цвета и рисовать их нужно разными карандашами, подходит к детям спрашивает карандашом какого цвета они рисуют. |
Дети внимательно слушают воспитателя. Показывают приемы рисования у доски. Дети рисуют. |
Вводная часть: Рассматривание шаров разной формы. Показ приемов рисования в воздухе.
Основная часть: Дети рисуют.
Заключение: Анализ детских работ. |
Литература:
С.А. Смирнова, Педагогика: Педагогические теории, системы технологии – М., 1998
Л.Р. Болотова, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Дошкольная педагогика – М., 1997