Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности

Содержание

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности 3
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение Высшего профессионального  образования

«УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

центр дистанционного образования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Педагогика»

 

 

 

 

 

   

      Студентка: Мелехина И.Н.

Группа: ФК– 12 СР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серов

2013г.

 

 

 

Содержание

 

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности 3

Список литературы 15

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции  сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное  существо. Он выступает как субъект  своего собственного формирования и  развития.1

Воспитание является одним из ведущих  понятий в педагогике. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений  воспитательной работы в образовательных  учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту  жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных  учреждениях. По стилю отношений  между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике  можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки  у  них заданных целью воспитания качеств. 2

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят  частный, подчиненный характер. Они  не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут  быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод  у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

В педагогике до настоящего времени  нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель  вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными  привычками и навыками и т.д.»

Понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не желает ясным данное понятие. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.3

Так, для формирования такой характеристики личности, как мировоззрение и  общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную  общественную деятельность. Только в  процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все  это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов  восприятия.

Однако для формирования отношений  личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность, учащихся, умело использовал такие  способы и приемы воспитания, которые  стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию. Способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию  поведения волевой сферы и  которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки  тех или иных личностных качеств. Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения.

С этой же целью используются положительные  примеры дисциплинированности и  выполнения своих обязанностей. Все  это способствует формированию у  учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений  и оказывает влияние на их проведение.

Важную стимулирующую роль в  формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков  учащихся тактичное осуждение нарушений  норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.4

Таковы важнейшие способы и  приемы воспитательной работы, которые  используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует  понимать совокупность специфических  способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся. Для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

Цели  воспитания можно достичь разными  путями. Сколько же их всего?  В  принципе столько, сколько может  найти воспитатель, сотрудничая  со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности, желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует общие методы воспитания.

Однако  во многих случаях они могут оказаться  малоэффективными, поэтому перед  воспитателями  всегда стоит задача  найти новые пути, которые максимально  соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и  с меньшими усилиями добиваться намеченного  результата.  Конструирование, выбор  и правильное применение методов  воспитания – вершина педагогического  профессионализма.

Отыскать  правильные пути, максимально соответствующие  условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно. 

Однако  создать принципиально новый  метод воспитания ни одному воспитателю  не под силу. Каждый воспитатель  вносит  в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания.  Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. 5

В педагогике до настоящего времени  нет единой трактовки  понятий  «метод», «средство» воспитания. Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами воспитания понимаются пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели. Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую и т.д.), предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод». Оно включает в себя приемы и средства. Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания.  Например, метод – беседа, прием – создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства – слово учителя, магнитофон.

Выбор методов воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей  и задач воспитания; содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации воспитателя  и др.

В педагогике нет строго научной  классификации методов воспитания. В.И. Андреев выделяет методы: целеполагания, планирования, организации, стимулирования, релаксации, нормирования, учета, контроля, педагогического анализа, коррекции.

Б.П.Лихачев предложил следующую классификацию методов воспитания: 1) методы организации и самоорганизации детского коллектива; 2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия; 3) методы детской самодеятельности; 4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию.

Наиболее принятой является классификация  Ю. К. Бабанского, который выделил следующие группы методов воспитания: 1) методы формирования сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта поведения; 3) методы оценки и стимулирования деятельности и поведения.6

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований  и выделения признаков для  ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.7

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание. В данном случае общий  признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации  тесно примыкает другая система  общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации  И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"