Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:14, контрольная работа
1. Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.
2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
1. Характеристика теоретических и математико-статистических методов педагогического исследования 3
2. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Особенности применения методов контроля и оценки на занятиях по физической культуре 6
3. Понятие о коллективе и его роли в формировании и развитии личности 10
Список используемой литературы 11
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра педагогики
Контрольная работа
по педагогике
Минск
1. Характеристика теоретических и математико-статистических методов педагогического исследования 3
2. Виды, формы
и методы контроля и оценки
учебной деятельности учащихся.
Особенности применения
3. Понятие о коллективе и его роли в формировании и развитии личности 10
Список используемой литературы 11
Методами педагогического
Теоретические методы педагогического исследования
К теоретическим методам педагогического исследования относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Анализ и синтез.Эти методы научного познания не существуют изолированно друг от друга. Анализ является мысленным или фактическим разложением целого педагогического явления или процесса на части. Синтез - восстановление целостности, рассмотрение педагогического явления или процесса во всем многообразии его проявлений.
Методы анализа и синтеза
применяют в теоретических
Индукция и дедукция.В процессе использования этих методов происходит переход знания о единичном и отдельном в знания об общем, и наоборот. В педагогическом исследовании их используют для выяснения причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических рассуждений.
По методу индукции на основании общих знаний делают выводы об общем. Метод дедукции предполагает формулирование выводов путем от общего к частному. Основой дедуктивного метода является научное положение, не требующее опытно-экспериментального подтверждения, а воспринимающееся как аксиома.
В педагогическом исследовании методы индукции и дедукции всегда взаимодействуют между собой как диалектическое единство познания общего и конкретного
Сравнение.Как метод педагогического исследования сравнение заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями. В процессе исследования полученные результаты сравнивают не только с целями, но и с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явления.
Классификация.Задачей ее является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком
Обобщение.По своей сути оно является логической операцией, в результате которой происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки
Абстрагирование.К этому методу прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств явления те, что составляют предмет исследования. Абстрагирования является процессом мыслительного отвлечения исследователя от каких-либо признаков, качеств педагогического явления, от самого явления с целью более глубокого изучения его.
Конкретизация.Этот мыслительный процесс предусматривает предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системы[2, с.45-47].
Математико-статистические методы педагогического исследования
Эти методы применяются в педагогике
для обработки полученных методами
наблюдения и эксперимента данных,
а также для установления количественных
зависимостей между исследуемыми феноменами.
Сущность математических методов заключается
в описании педагогических явлений
с помощью количественных характеристик,
использовании кибернетических
моделей для определения
В процессе педагогического исследования
нередко возникает потребность
в сравнении, сопоставлении педагогических
фактов, явлений и процессов по
определенным параметрам. Для этого
качественные характеристики этих параметров
обозначают определенными числовыми
показателями. Они помогают оценить
результаты эксперимента, повышают надежность
выводов, дают основания для теоретических
обобщений. К наиболее используемым
математическо-статическим
Используют такие
Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий. Для проверки часто используют естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Основные виды педагогического эксперимента - естественный и лабораторный имеют много подвидов. В условиях естественного эксперимента без нарушения типового режима проверяют новые учебные планы, программы, учебники и др. Лабораторный педагогический эксперимент является точной формой научного исследования (из широкого педагогического контекста выделяют один аспект, затем создают ситуацию, которая позволяет точно изменять и контролировать переменные величины). На основании полученных результатов делается вывод о степени влияния факторов (аргументов) на целевой результат.
Педагогический эксперимент
Этапы педагогического эксперимента:
планирование, организация и проведение,
а также интерпретация
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Виды контроля и оценки
Виды контроля можно представить в таблице1.
Таблица 2.1 – Виды контроля
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
1.Вводный |
Уровень знаний учащихся, общая эрудиция. |
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
2.Текущий |
Освоение учебного материала по теме, учебной единице. |
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
3.Коррекция |
Ликвидация пробелов. |
Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
4.Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. |
Представление продукта на разных уровнях. |
На практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. д.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти[3, с. 545-548].
Устный опрос.На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.
Письменный контроль.Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно.
Диктант.Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Зачет.Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Самостоятельная работа.Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Контрольная работа.Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.