Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

1. Выпишем из научной литературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажем взаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию.
2. 2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу.
3. 3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования в данной проблеме, предложите гипотезу ее решения.

Содержание

1. Педагогические категории и понятия……………………………………3
Особенности понятийного аппарата педагогической науки………………….8
2. Точка зрения на понимание формулы А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям»………………………………………………………12
3. Актуальная проблема профессиональной педагогики в современных условиях………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

-     описывается значение  некоторого слова;

-     некий объект характеризуется способом, который позволяет его отличить от других объектов.

Есть еще один важный аспект использования определения. В сознании каждого человека имеется  некоторый набор понятий и  соответствующий ему словарный  запас.

Для того чтобы правильно дать определение необходимо знать правила логических операций:

1). Правило соразмерности

Определение должно быть соразмерным, т.е. значение определенного  должно совпадать с определяющим выражением. Иначе говоря, эти понятия  должны находиться в отношении тождества.

2). Правило предостерегающее  от порочного круга

Определение не должно заключать  в себе круга, т.е. термины должны определяться через другие понятия.Круг в определении означает, что при  определении понятия мы прибегаем  к другому понятию, которое в  свою очередь определяется при помощи первого.

Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное

 определение, в  котором определяющее понятие  повторяет определяемое.

3). Правило ясности

Определение должно указывать  известные признаки, не нуждающиеся  в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие

 определяется через  другое понятие, признаки которого  неизвестны и

 которое само нуждается  в определении, то это ведет  к ошибке. Т.е. должны быть известны  смыслы и значения терминов.

4). Правило понятности

Определения должны учитывать  знания читателя или слушателя, поэтому следует определить неизвестные понятия через известные.

Для образования понятия  необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит  на поверхности. Чтобы выявить его  используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

 

-     Сравнение  - мысленное установление сходства  или различия предметов по  существенным или несущественным  признакам.

-     Анализ - мысленное  расчленение предметов на их  составные части, мысленное выделение в них признаков.

 

-     Синтез - мысленное  соединение в единое целое  частей предмета или его признаков,  полученных в процессе анализа.

-     Абстрагирование  - мысленное выделение одних признаков  предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).

-     Обобщение  - мысленное объединение отдельных  предметов в некотором понятии.  В процессе обобщения человек  как бы отходит от конкретного  многообразия предметов, отвлекается  от множества деталей, чтобы  глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

2.    Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу.

 

Для ответа на поставленный вопрос определимся какое отношение  к воспитанию человека имеют педагогические понятия.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс её становления  под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних  и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно  заключается в том, что люди хотят  теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и  образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Независимо от того какую  информацию получает человек, он ее анализирует сознательно или подсознательно, следовательно это приводит к тому, что человек выносит свою точку зрения на данную ситуацию, и, соответственно, работает над своим самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Эти факторы, в свою очередь, определяют само понятие воспитание человека. Из этого следует, что воспитание только теоретически можно разделить на составные части для простоты его изучения, на самом деле все эти части взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Коллектив является воспитателем личности.

Я уверена, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Человек плох только потому, что находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях.

 

3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования в данной проблеме, предложите гипотезу ее решения.

По данному заданию  предлагается разобрать актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Для этого  рассмотрим точки зрения Правительства РФ в области образования, используя Выступление Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппована заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.

Проблема подготовки рабочих кадров.

Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, что в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира, подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям: непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе начального профессионального образования - НПО.

В советские времена  существовала система присвоения разрядов непосредственно на заводе. Человек  приходил на предприятие, не имея специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть 85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через ПТУ. Половина - на производстве.

Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО.

Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются  субъектами Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ, численность  учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы  идут лишь 1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие учебные заведения.

Структура подготовки рабочих  кадров в современных экономических  условиях  также требует серьезных  изменений. Сейчас финансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема.

Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время  профессионально-квалификационный уровень  работников российских организаций  существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:

Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов.

Во-вторых, требует существенного  улучшения  учебно-лабораторная и  материальная  база учреждений НПО, без этого немыслима качественная подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО планируется реализовать двумя путями:

   Передача учреждений  НПО в субъекты РФ на условиях  софинансирования с регионами  и работодателями и реализовать  специальную программу развития материально-технической базы начального профессионального образования.

   Ключевым направлением  обновления должна стать разработка  и реализация механизмов использования  материальной базы работодателей  для подготовки для них кадров  в учреждениях НПО.

Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии  с ПТУ требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.

Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства – администраций, работодателей и системы образования.

В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер, как правовых, так и экономических, чтобы планирующаяся массовая передача учреждений НПО в субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытию или перепрофилированию учреждений НПО – или из-за недостаточности средств в субъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на них собственностью этих учреждений.

Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки  учащихся НПО стало бы возвращение  налоговых льгот на производимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их собственной производственной деятельности.

     Объектом исследования в данной проблеме являются квалифицированные рабочие кадры.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"