Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 10:00, контрольная работа
Задание 1. Составить терминологический словарь ( дать определения или понятия)
Задание 2. Раскрыть вопросы по теории воспитания согласно системе вариантов.
По
характеру включения в
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
По методам воспитания:
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
В
заключение можно сделать следующий
вывод. Все типы форм работы имеют
свое педагогическое значение, и каждый
из них по-своему ценен в процессе
воспитания. Каждому типу форм присущи
свои специфические воспитательные
возможности, и они должны быть полностью
реализованы. Воспитательный процесс
- это объективно сложное и разноплановое
явление, поэтому эффективная
2. Подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности в российской педагогике.
Ответ:
Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.
Теоретические
основы концепции воспитания в коллективе
с позиций марксистско-
А.С.Макаренко
рассматривал коллектив как органическую
часть социалистического
А.С.Макаренко
принадлежит идея первичного коллектива
как основного инструмента
Законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе. Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал систему перспективных линий целей (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А.С.Макаренко, и его постоянное движение вперед.
Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» .
Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В.А.Сухомлинского, Т.Е.Коньковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В. Мудрика и др.
В.А.Сухомлинский
рассматривал коллектив как средство
нравственного и духовного
Духовное
богатство каждого человека, его
гуманистические мотивы составляют,
по мнению В.А.Сухомлинского, основу полноценной,
содержательной жизни коллектива и
условие совершенствования
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е.Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.
Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:
-
устойчивые доброжелательные
-
отсутствие замкнутости,
-
наличие у членов коллектива
чувства защищенности, отсутствие
случаев «изолированности» или
авторитарного лидерства в
Гуманистические отношения Т.Е.Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.
В
работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников
были рассмотрены пути управления детским
коллективом как инструментом всестороннего
развития ребенка. Детский коллектив
правильно функционирует при
условии целенаправленного
Л.И.Новикова
обратила внимание на двойственную природу
детского коллектива: с одной, стороны,
он объект педагогической деятельности,
с другой - спонтанно развивающееся
явление, что ярко выражено в свободном
общении детей друг с другом. Предметом
внимания педагога должна стать вся
система многообразных
Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, комму-нарские движения в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских объединений детей стояли талантливые педагоги И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметов и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллек-тивного самоуправления детей, их творческой инициативы, обще-ственной направленности. Лозунги коммун о служении людям, о взаимной поддержке, о творческом отношении к выполняемому делу отражали пафос новой гуманистической педагогики.
Однако эти идеи не получили развития в массовой школе и в системе внешкольных учреждений. Накануне перестройки совет-екая школа переживала ряд застойных явлений. Формализм и усиление влияния идеологии на организацию коллективной жиз-ни школы привели к сковыванию инициативы и творчества детей, к их разочарованию в общественных молодежных коллективных организациях (пионеры, комсомол), к фактическому свертыванию детского самоуправления. Коллектив все более становился сред-ством унификации, усреднения личности, инструментом команд-но-административной системы управления.
Все эти негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов в 80-90-е годы. Гуманизация образования; потребовала разработки новых подходов к коллективному вое-питанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.
Современная сбалансированная стратегия в решении пробле-мы личности и коллектива предполагает наряду с ее качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создается новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе.
Большой интерес вызывает идея «общинноcеи» коллектива, ко торый объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г.Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов).
В
основе новых подходов лежит признание
педагогом самоценности каждой личности
в детском коллективе, понимание роли
коллективных отношений и сотворчества
в создании перспективы индивидуального
роста и становлении субъектной позиции
ребенка во взаимодействии с окружающими.
Задание 3. Составить самохарактеристику на себя как студента по схеме:
Общие сведения о студенте Ф.И.О. студента, возраст, год рождения, место работы, семейное положение и состав семьи;
Взаимоотношения со студенческим коллективом и отношение к вузу: В коллективе пользуюсь авторитетом, и являюсь лидером и примером для остальных. Участвую в организации учебной деятельности своей группы. Договариваюсь с преподавателями о времени назначения зачетов, консультаций, переносах занятий или назначении дополнительных занятий. На замечания товарищей реагирую объективно, признаю свои ошибки. Конфликтных отношениях с одногрупниками нет. Стараюсь со всеми поддерживать ровные отношения. Соблюдаю внутривузовскую корпоративную культуру, отзываюсь об университете всегда крайне положительно.
Учебная деятельность: Стараюсь учится на хорошо и отлично. Получение отличной оценки является моим принципом. На занятиях внимателен, принимаю активное участие в возникающих обсуждениях, отвечаю и задаю вопросы. Большой интерес проявляю к заданиям, требующим интеллектуальной работы. Имею развитые логическое, ассоциативное мышление и пространственное воображение.
Стараюсь освоить и осмыслить весь читаемый материал и получить максимальное количество знаний. Имею хорошую память, всегда на занятиях веду подробный конспект. Много читаю специальной и художественной литературы. Успехи в учебной деятельности отражают мои затрачиваемые усилия. Средним баллом является оценка 4,6. С требованиями преподавателей соглашаюсь и зачастую предъявляю к себе более высокие требования.
Труд: Ответственно отношусь к любому порученному делу. В моем характере преобладают черты сангвиника. В общении с преподавателями уважителен и вежлив, стараюсь внимательно выслушать чужое мнение или взгляд на какую-либо проблему и ненавязчиво высказать свое мнение. Трудолюбив и высокоорганизован. Планирую свое время и стараюсь придерживаться этого плана.
Направленность личности студента и специальные способности: У меня вполне сложившийся и устойчивый интерес к точным наукам и проблемам использования компьютерных технологий. Активно использую в учебе современные информационные технологии, участвую в социальных сетях.