Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Составить терминологический словарь ( дать определения или понятия)
Задание 2. Раскрыть вопросы по теории воспитания согласно системе вариантов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по педагогике.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

     По  характеру включения в деятельность:

  • обязательное участие;
  • добровольное участие.

     По  взаимодействию коллектива с другими  коллективами и людьми:

  • «открытые» (для других, совместно с другими);
  • «закрытые» (для своего коллектива).

     По  методам воспитания:

  • словесные (конференции);
  • практические (походы);
  • наглядные (выставки).

     По  направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

     Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно  выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и  недостатки.

     В заключение можно сделать следующий  вывод. Все типы форм работы имеют  свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи  свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью  реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое  явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования  различных форм организации педагогического  процесса. 

     2. Подходы к разработке  проблемы коллектива  и индивидуальности  в российской педагогике.

     Ответ:

     Педагогическая  теория воспитания в коллективе создавалась  усилиями многих отечественных педагогов  и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.

     Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской  идеологии были разработаны в  советской педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Необходимость коллективистского  воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С.Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.

     А.С.Макаренко  рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система  нравственных отношений личности, по мнению А.С.Макаренко, формируется в  условиях коллектива. Под коллективом  А. С. Макаренко понимал «целеустремленный  комплекс личностей», объединенных общественно  значимыми целями, совместной деятельностью  по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая  функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в  качестве активных субъектов общественно  значимой коллективной деятельности и взаимоотношений.

     А.С.Макаренко  принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного  воздействия на ребенка. Разработанный  им принцип параллельного действия использовался в качестве важнейшего при воспитании в коллективе.

     Законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе. Для формирования устойчивого стремления к лучшему  А. С. Макаренко использовал систему  перспективных линий целей (близких, средних и дальних). Эта система  целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А.С.Макаренко, и его постоянное движение вперед.

     Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в  коллективе «личность выступает  в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» .

     Творческое  развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В.А.Сухомлинского, Т.Е.Коньковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В. Мудрика и др.

     В.А.Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается  единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

     Духовное  богатство каждого человека, его  гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А.Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и  условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А.Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

     Проблема  нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение  в работах Т.Е.Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.

     Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:

     - устойчивые доброжелательные отношения,  внимание друг к другу, готовность  прийти на помощь или разделить  радость с другими, причем не  избирательно, а широко, по отношению  ко всем членам коллектива;

     - отсутствие замкнутости, изолированности  коллектива, группового эгоизма.  Появление общего стремления  к взаимодействию с другими  коллективами, к объединению в  общешкольный коллектив, к обсуждению  и совместному решению общих проблем;

     - наличие у членов коллектива  чувства защищенности, отсутствие  случаев «изолированности» или  авторитарного лидерства в коллективе.

     Гуманистические отношения Т.Е.Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.

     В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников  были рассмотрены пути управления детским  коллективом как инструментом всестороннего  развития ребенка. Детский коллектив  правильно функционирует при  условии целенаправленного руководства  педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь  детей и влияющим на отношения  в детском коллективе.

     Л.И.Новикова обратила внимание на двойственную природу  детского коллектива: с одной, стороны, он объект педагогической деятельности, с другой - спонтанно развивающееся  явление, что ярко выражено в свободном  общении детей друг с другом. Предметом  внимания педагога должна стать вся  система многообразных отношений  детей в коллективе и положение  в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное  управление развитием детского коллектива.

     Важную  роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять  себя в 70-е годы в практике школ и  внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, комму-нарские движения в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских   объединений   детей   стояли   талантливые   педагоги И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметов и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллек-тивного самоуправления детей, их творческой инициативы, обще-ственной направленности. Лозунги коммун о служении людям, о взаимной поддержке, о творческом отношении к выполняемому делу отражали пафос новой гуманистической педагогики.

     Однако  эти идеи не получили развития в  массовой школе и в системе  внешкольных учреждений. Накануне перестройки  совет-екая школа переживала ряд застойных явлений. Формализм и усиление влияния идеологии на организацию коллективной жиз-ни школы привели к сковыванию инициативы и творчества детей, к их разочарованию в общественных молодежных коллективных организациях (пионеры, комсомол), к фактическому свертыванию детского самоуправления. Коллектив все более становился сред-ством унификации, усреднения личности, инструментом команд-но-административной системы управления.

     Все эти негативные явления стали  объектом справедливой критики педагогов  в 80-90-е годы. Гуманизация образования; потребовала разработки новых подходов к коллективному вое-питанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

     Современная сбалансированная стратегия в решении  пробле-мы личности и коллектива предполагает наряду с ее качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создается новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе.

     Большой интерес вызывает идея «общинноcеи» коллектива, ко торый объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г.Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов).

     В основе новых подходов лежит признание  педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задание 3. Составить самохарактеристику на себя как студента по схеме:

     Общие сведения о студенте Ф.И.О. студента, возраст, год рождения, место работы, семейное положение и состав семьи;

     Взаимоотношения со студенческим коллективом  и отношение к  вузу: В коллективе пользуюсь авторитетом, и являюсь лидером и примером для остальных. Участвую в организации учебной деятельности своей группы. Договариваюсь с преподавателями о времени назначения зачетов, консультаций, переносах занятий или назначении дополнительных занятий. На замечания товарищей реагирую объективно, признаю свои ошибки. Конфликтных отношениях с одногрупниками нет. Стараюсь со всеми поддерживать ровные отношения. Соблюдаю внутривузовскую корпоративную культуру, отзываюсь об университете всегда крайне положительно.

     Учебная деятельность: Стараюсь учится на хорошо и отлично. Получение отличной оценки является моим  принципом. На занятиях внимателен, принимаю активное участие в возникающих обсуждениях, отвечаю и задаю вопросы. Большой интерес проявляю к заданиям, требующим интеллектуальной работы. Имею развитые логическое, ассоциативное мышление и пространственное воображение.

     Стараюсь освоить и осмыслить весь читаемый материал и получить максимальное количество знаний. Имею хорошую память, всегда на занятиях веду подробный конспект. Много читаю специальной и художественной литературы. Успехи в учебной деятельности отражают мои затрачиваемые усилия. Средним баллом является оценка 4,6. С требованиями преподавателей соглашаюсь и зачастую предъявляю к себе более высокие требования.

     Труд: Ответственно отношусь к любому порученному делу. В моем характере преобладают черты сангвиника. В общении с преподавателями уважителен и вежлив, стараюсь внимательно выслушать чужое мнение или взгляд на какую-либо проблему и ненавязчиво высказать свое мнение. Трудолюбив и высокоорганизован. Планирую свое время и стараюсь придерживаться этого плана.

     Направленность  личности студента и  специальные способности: У меня вполне сложившийся и устойчивый интерес к точным наукам и проблемам использования компьютерных технологий. Активно использую в учебе современные информационные технологии, участвую в социальных сетях.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"