Контрольная работа по дисциплине "Педагогические технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие ораторского искусства 4
2. Педагогическое воздействие 6
3. Организация работы оратора 17
4. Взаимодействие со слушателями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

пед технологии.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

 

4. Взаимодействие  со слушателями

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее: педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);

  • просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);
  • поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);
  • соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);
  • этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор – группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...» 

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора – это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Сведения об авторе Включая в текст высказывания других авторов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: национальное представительство автора, период творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последующего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»). В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет написана на доске (экране).

Финально аккордная часть В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

  • завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;
  • подвести итоги совместной работы («Итак, мы с вами...»);
  • произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);
  • выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нет ли сомнений..?» или «Остались ли вопросы по данной проблеме?»). 
    Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что существуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескураживает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное – формирует терпимость к разнообразию личностных проявлений в обществе.

Следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»). Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей («Всего хорошего!»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Риторика
  2. Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005.
  3. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002.
  4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  6. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.
  7. http://www.dice-work.3dn.ru/Ritorika.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Педагогические технологии"