Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:48, контрольная работа
Целью данной работы является исследование психологической природы конфликта и нарушения отношений со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников.
Введение…………………………………………………………..3
1. Определение конфликта. Виды конфликтов………………… 4
2. Причины конфликтов у детей дошкольного возраста…………8
3. Выявление причин конфликтов……………………………… 12
4. Пути разрешения конфликтных ситуаций у детей……………15
Заключение…………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………21
16
Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения.
Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.
К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация - решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад - модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
17
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.
Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.
2. Оценка целей конфликтной ситуации:
- утверждение личных притязаний,
- навязывание своего стиля поведения,
- умаление достоинств другой стороны,
- корыстные устремления.
Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в пони ниши целей, которые преследовал каждый из них в ссоре Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
- применить меры воспитательного воздействия;
- выдвинуть определенные жесткие требования;
18
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведении не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.
4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:
- Тебе хочется ходить в детский сад?
- Почему?
- С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
- Какие игры ты знаешь?
- В какие игры ты умеешь играть?
- В какие игры ты любишь играть больше всего?
- Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
- Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
можно нарушать эти правила?
- А что будет, если я нарушу эти правила?
- Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
- Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
- Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.
- Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то, как поступишь?
19
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:
- вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
- оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;
- оказать помощь пострадавшему;
- сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос - сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;
- позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
- избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками в другое место;
- успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить эмоции - обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
- разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) и в отдельности провести беседу;
- сделать выводы:
- Какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта
- Должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника,
- Какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
20
Заключение
В ходе работы мы теоретически изучили конфликты между дошкольниками и выяснили, что дошкольный период детства возможен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Поскольку основной
вид самостоятельной деятельности дошкольников
- игра, она и становится основой самоорганизации
любой детской группы. Вокруг нее и в ней
строятся реальные взаимоотношения детей.
Умеет ли играть интересно, справедливо
ли поступает в совместной игре - это критерии,
которые во многом определяют отношение
сверстников к ребенку, их симпатии. А
войти в общество сверстников совершенно
необходимо для эмоционального благополучия
ребенка (так же как для взрослого - важно
чувствовать себя полноценным членом
производственной группы).
Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный - снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.
Как показывает опыт, в старшем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей и по поводу правильности игровых действий.
По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний.
21
Список использованной литературы
1.Андреева Г.М. Социальная Психология М: Наука,1994
2.Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983
2.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978
4.Эльконин Д.Б.
5.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.