Концептуальные подходы к организации воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Для достижения цели воспитания учреждение образования решает следующие основные задачи:
-формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
-подготовка к самостоятельной жизни и труду;
-формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
-овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
-формирование культуры семейных отношений;

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОД.ВОСПИТ.РАБОТЫ ГОТОВО.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

1.Концептуальные подходы  к организации воспитательной  работы.

Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Для достижения цели воспитания учреждение образования решает следующие основные задачи:

-формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

-подготовка к самостоятельной жизни и труду;

-формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

-овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

-формирование культуры семейных отношений;

-создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Содержание  воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной  политики в сфере образования.

Воспитание в системе  образования осуществляется на основе соответствующих программ.

Программа воспитания детей  и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь. На ее основе разрабатываются  областные, городские, районные программы  воспитания, утверждаемые соответствующими местными исполнительными и распорядительными  органами.

Для реализации программ воспитания обучающихся в учреждении образования  разрабатываются перспективный  и текущий планы воспитательной работы, утверждаемые его руководителем.

В учреждении образования  также могут разрабатываться  программы воспитания.

К основным требованиям организации  воспитания обучающихся относятся:

-обеспечение качества воспитания;

-соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

-системность и единство педагогических требований;

-реализация личностно-ориентированного подхода;

-создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

-преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

-профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

-педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

В современных социокультурных  условиях основными составляющими  воспитания являются:

идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии  белорусского государства, привитие подрастающему  поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

-гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

-воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии  и социальном взаимодействии, психологической культуры;

-воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

-гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

-семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

-трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

-экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,

-воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

-воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные функции и  воспитательные возможности куратора  учебной группы.

Куратор (от лат. curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора, и круг его задач расширяется.

Функции деятельности куратора: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая.

Информирование  предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и вне учебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками вне учебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).

Коммуникация - обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом и администрацией университета.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

Содержание  деятельности куратора определяется этими  функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько  обязанности куратора, сколько его  желание быть вовлеченным в события  жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов  и куратора.

Таким образом,  куратор – профессиональная роль, можно сказать, одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся.

Личность  студента – целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной «закостенелой» формой еще рано, т.к. психосоциальное  развитие продолжается.

В итоге, личность студента можно рассматривать  как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать, развиваться, у многих студентов психологический  возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако на протяжении обучения в университете эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять научные руководители.  Студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста,  следовательно, и разного уровня ответственности, в том числе, к собственным жизненным выборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработать план-конспект  мероприятия для подросткового  возраста.

План-конспект внеклассного мероприятия. 
Влияние энергетических напитков на организм человека. 
 
Цели:

1.Профилактика вредных  привычек. 
2.Предупреждение употребления подростками энергетических напитков. 
3.Воспитание ответственности подростков за свои поступки, за поступки товарищей. 
 
Оборудование:  
1. Мультимедийное оборудование для онлайн-просмотра фильма «О вреде энергетических напитков.»

1. Лекция 

      Все мы периодически испытываем серьезные физические и умственные нагрузки. Нередко такие, что стаканом сока или чашкой кофе не вернуть бодрость и хорошее настроение. Поэтому все большую популярность, особенно среди молодежи, набирают так называемые «энергетические напитки». 
      По вкусу все «энергетики» практически не отличаются от обыкновенной «газировки». Зато разительно отличается их состав. В энергетические напитки добавляют витамины, кофеин и многие другие компоненты, и все это делается для того, чтобы измученный жизнью человек немедленно взбодрился, ощутил прилив сил. Такие компоненты энергетиков, как таурин, карнитин улучшают обмен веществ, способствуют повышению концентрации внимания и снятию усталости. 
      В молодежной среде стало модным употребление энергетических напитков, в том числе и с алкогольными добавками, про которые говорят: «опьянение от них недолгое и несильное, зато исчезает сонливость и вялость, а энергии - хоть отбавляй! На дискотеке так и хочется всю ночь прыгать и танцевать». 
Энергетические напитки - достаточно недавнее изобретение человечества, хотя их ингредиенты уже давно используются для стимуляции нервной системы. Энергетические напитки стали настоящим спасением для студентов в период подготовки к экзаменам, офисных работников, не успевающих сдать работу в срок, тренеров по фитнесу, стремящихся установить спортивный рекорд, уставших водителей и завсегдатаев ночных клубов... одним словом, для всех, кто устал, но должен чувствовать себя бодрым и полным энергии. 
Изготовители энергетических напитков утверждают, их продукция приносит только пользу, и продолжают выпускать все новые и новые типы напитков. Если все так распрекрасно, то почему же законники пытались выдвинуть законопроект, ограничивающий распространение этого чудо-напитка? 
 
Плюсы 
     Энергетические напитки отлично поднимают настроение и стимулируют умственную деятельность. Каждый может найти энергетический напиток по своим потребностям. В соответствии с их предназначением, энергетические напитки условно разделяют на группы: одни содержат больше кофеина, другие - витаминов и углеводов. «Кофейные» напитки подходят законченным, неисправимым трудоголикам и студентам, которым приходится работать и учиться по ночам, а «витаминно-углеводные» - для активных людей, предпочитающих проводить свободное время в спортзале. Благодаря удобной упаковке энергетические напитки можно носить с собой и  употреблять в любой ситуации (на танцполе, в машине),чего нельзя сказать о кофе или чае. 
 
Минусы 
     Энергетические напитки можно потреблять в строгом соответствии с 
дозировкой. Максимальная доза - 2 банки напитка в сутки. Превышение дозы 
может привести к повышению артериального давления или уровня содержания 
сахара в крови. Энергетические напитки официально запрещены во Франции, Дании и Норвегии, где они продаются только в аптеках, так как считаются лекарством. Недавно шведские власти начали расследование 3 смертей, якобы вызванных потреблением энергетических напитков. Витамины, которые содержатся в энергетических напитках, не могут заменить мультивитаминный комплекс. 
     Людям, страдающим от сердечных заболеваний, гипо- или гипертонии, не следует употреблять энергетические напитки. Заявление, что энергетический напиток обеспечивает организм энергией, является голословным. Содержимое заветной банки только открывает путь к внутренним резервам организма, т.е. выполняет функцию ключа, вернее отмычки. Другими словами, сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует нашу собственную. Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг. Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. 
     Как любой другой стимулятор, кофеин, который содержится в энергетических напитках, приводит к истощению нервной системы. Его действие сохраняется в среднем 3-5 часов, после чего организму нужен отдых. Кроме того, кофеин вызывает привыкание. Энергетический напиток, содержащий сочетание глюкозы и кофеина, очень вреден для молодого организма. 
     Многие энергетические напитки содержат большое количество витамина В вызывающего учащенное сердцебиение и дрожь в конечностях. 
Фанаты фитнеса должны помнить о выдающихся мочегонных свойства: кофеина. Это значит, что после тренировки энергетический напиток пит нельзя, ведь в процессе тренировки мы и так теряем много жидкости. 
Но это еще не все. Как выяснили медики, Red Bull  - ультрамодный. 
«энергетический напиток» - может быть смертельно опасным для человека.  Производство и продажа этого напитка уже запрещена в Австралии и Новой Зеландии. Особенно не рекомендуется использовать его в сочетании с кофе или алкогольными напитками, хотя именно коктейль с водкой принес напиткам наибольшую популярность. Стало известно о нескольких случаях смерти молодых людей в результате употребления энергетиков в сочетании с алкоголем после похода в тренажерный зал, а также без алкоголя, но в больших количествах. Так, например, 18-летний баскетболист, внезапно скончался сразу после матча. За час до ответственного соревнования спортсмен выпил три баночки безалкогольного «энергетика»! В случае превышения допустимой дозы не исключены побочные эффекты тахикардия, психомоторное возбуждение>повышенная нервозность, депрессия. 
Энергетические напитки содержат таурин и глюкуронолактон. Содержание таурина в несколько раз превышает допустимый уровень, а количество глюкуронолактона, содержащееся в 2 банках напитка, превышает суточную норму почти в 500 раз (!). Даже ученым неизвестно, как эти ингредиенты действуют на организм, и как они взаимодействуют с кофеином. Поэтому эксперты заявляют, что безопасность использования таких высоких доз таурина и глюкуронолактона еще не определена, что требует проведения дальнейших: исследований.

Как видим, минусов намного больше, чем  плюсов. И, тем не менее, не исключено, что однажды в вашей жизни  возникнет ситуация (надеемся, всего  однажды), когда вы не сможете обойтись без энергетического напитка. В  этом случае внимательно прочтите правила  употребления напитка, чтобы защитит свой любимый и единственный организм.

По мнению медиков, энергетические напитки — не более чем витаминные заменители кофе, но только более опасные  для здоровья. Фруктовые соки и  глюкоза, содержащиеся во многих других продуктах, оказывают подобное действие. Так что выбирайте — пить энергетические напитки, или нет. Или лучше отдать предпочтение чашке кофе с любимой  шоколадкой? 
 
2.Онлайн-просмотр фильма «О вреде энергетических напитков.» 

3. Беседа по фильму. 
 
Вопросы для обсуждения: 
•Стоит ли попробовать все, что предлагает современный мир? 
 
•Если твои друзья станут употреблять энергетические напитки, как ты себя поведешь? 
 
•Стоит ли рисковать жизнью ради удовольствий? 
 
•Как научиться радоваться жизни без искусственных стимуляторов?

 

Список используемой литературы:

1. Концепция непрерывного  воспитания детей и учащейся  молодёжи в Респ. Беларусь : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 28 декабря 2006 г., № 132 / М-во образования Респ. Беларусь.  ̶   Минск, 2009. 

2. Журнал куратора учебной  группы : утв. Зам. Министра образования Респ. Беларусь, 11 июля 2008 г. / М-во образования Респ. Беларусь.  ̶ Минск, 2009.

3. Формирование информационного  пространства воспитательной работы  в учреждениях профобразования : метод. Рекомендации / М-во образования Респ. Беларусь. ̶   Минск, 2009.

4. http://www.inflora.ru/ « Влияние энергетических напитков на организм человека»

 


Информация о работе Концептуальные подходы к организации воспитательной работы