Введение
Толстой Лев Николаевич, граф
(1828-1910) –писатель, мыслитель, педагог.
В первый период педагогической
деятельности (1859—1862), названный Толстым
временем «трехлетнего страстного увлечения
педагогическим делом», он жил в Ясной
Поляне, преподавал в созданной им бесплатной
начальной школе для крестьянских детей,
способствовал открытию более 20 начальных
школ в Тульской губернии. В 1862 году
Толстой издавал педагогический журнал
«Ясная Поляна» , в котором печатал свои
педагогические статьи и рассказы
для детей.
Второй период педагогической
деятельности Толстого (1870—1876) связан
с созданием «Азбуки» (кн. 1—4, 1872) — комплекса
учебных книг для начальной школы с методическими
указаниями для учителя, направленных
на развитие «нравственных чувств, воображения,
поэтического чутья» учащихся. При переработке
«Азбуки» были изданы как самостоятельные
пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука»
и «Русские книги для чтения» (1875).
Третий период педагогических
исканий Толстого (конец 1880-х гг. — 1910)
был связан с разработкой религиозно нравственного
учения, которое Толстой считал главным
делом своей жизни. Оно было изложено им
в работах философского, психологического
и публицистического характера («Исповедь»,
«О жизни», «Что же нам делать» и др.), в
педагогических сочинениях («О воспитании»,
«О науке»), в изданиях для широких слоев
населения («Путь жизни», «Мысли мудрых
людей»), в книгах для детей. [4]
Тема «Педагогические концепции
Л. Н. Толстого» выбрана не случайно. В
наше время, время преобразований
в социальной и духовной
жизни общества, педагогические поиски
Л. Н. Толстого привлекают
актуальностью проблем обучения, воспитания
подрастающего поколения,
демократизации системы народного
образования. В раздумьях о
новой школе и новой
педагогической науке Л. Н. Толстого мы
находим идеи и разработки, которые,
словно отражают проблемы сегодняшних
дней и предлагают нам
свежий, оригинальный взгляд на
вопросы современной педагогики.
Желание научить детей творчески мыслить,
формировать их духовные потребности
и нравственные качества, спасти будущих
“Пушкиных, Остроградских, Филаретов,
Ломоносовых” - все это заставляло
Льва Николаевича задуматься
о пути реформирования образовательной
системы и искать новые подходы, методы.
Большое количество педагогических
взглядов Л. Н. Толстого актуальны
и на данном этапе развития
российской педагогики. В современной
педагогике на первое место выходят проблемы
гуманизма, свободы, культуры, творчества.
Л.Н. Толстой разработал целостную оригинальную
концепцию учебно-воспитательного процесса,
в которой уделил большое внимание этим
проблемам. Вот почему исследование педагогической
деятельности великого русского мыслителя
и писателя носит не только исторический
характер, но может оказать помощь в разработке
современной теории образования. Актуальность
нашего исследования заключается в попытке
установления диалога между различными
идеологическими подходами к педагогической
системе Л.Н. Толстого. В связи с этим проведенный
нами анализ оценок педагогического творчества
Толстого основывался на работах ведущих
специалистов в этой области, придерживавшихся
зачастую прямо противоположных идеологических
установок: К. Вентцель, Н.А. Константинов,
С. Шацкий и др.[7],[11],[19] Эти труды несут
на себе печать своего времени, но в этом
и заключается актуальность их исследования.
Не менее актуальной для современного
образования является толстовская концепция
народной школы. В нынешних условиях, когда
происходит резкая дифференциация общества
не только по уровням доходов, но и по качеству
образования, опыт организации Яснополянской
школы оказывается крайне востребованным.
За последние годы появился целый ряд
работ, посвященных различным аспектам
педагогического творчества Л.Н. Толстого.
Это работы Н.В. Кудрявой, А.А. Шаталова
и др.[12],[13],[18] В них анализируются отдельные
вопросы педагогической системы Л.Н. Толстого.
Практически в любом направлении современной
мировой педагогики можно обнаружить
переоткрытие решений тех проблем, которые
дал уже Л.Н. Толстой. Это касается концепции
свободного воспитания, народного образования,
непрерывности педагогического процесса,
связи обучения с практическими интересами
учащихся, гуманизации и гуманитаризации
образования и многих других. Педагогические
взгляды Толстого всегда порождали многочисленные
споры. Это свидетельствует, с одной стороны,
о противоречивости, неоднозначности
и многогранности его концепции, с другой
- об актуальности ее осмысления на переломных
этапах истории. Л.Н. Толстой является
одним из основателей антропологической
педагогики в России. Поэтому изучение
его педагогической системы актуально
и с исторической точки зрения, позволяющей
реконструировать многие недостаточно
изученные этапы в истории отечественной
педагогики, и с практической, поскольку
антропологические взгляды Толстого оказываются
созвучными современной тенденции в мировой
педагогике. В педагогическом наследии
Л.Н. Толстого сформулированы идеалы гуманистического
образования. Литература, религия, искусство
служили для Толстого, в первую очередь,
средством гуманистического воспитания
человека. На основе вышеизложенного можно
сформулировать следующую проблему: изменение
оценки педагогического творчества Л.Н.
Толстого в отечественной педагогике
в зависимости от меняющихся социальных
условий и сущность ее противоречивости;
причины повышенного интереса к педагогике
Л.Н. Толстого в настоящее время.
Литература, посвященная педагогической
деятельности Л. Н. Толстого представлена
следующими работами. О. С. Газман «
Педагогика свободы: путь в гуманистическую
цивилизацию XXI века» рассматривает понятие
воспитания и различные подходы к нему.[9]
В работе Н. К. Гончарова «Историко - педагогические
очерки» содержатся идеи о свободном воспитании,
о саморазвитии ребенка, о качествах заложенных
им от рождения.[10] Особое внимание уделяется
работам Т. В. Романовой «Принципы Толстовской
педагогики в преддверии нового века»,
в которой подробно описываются принципы
педагогической концепции Л. Н. Толстого.[15]
В книге Мир «Азбуки Льва Толстого»
А.В. Шадской, В.Б. Ремизова, Н. А. Трофимова
и др. рассказывается о педагогической
системе Толстого, для создания которой
была основана Яснополянская школа.[17]
Прямыми источниками по изучению педагогических
концепций являются непосредственно «Сборники
статей» и «Полное собрание сочинений»
в 90 т. Л.Н. Толстого.[1],[4]
Цель данной работы - описать
педагогические концепции Л. Н. Толстого
Объект исследования - педагогические
концепции Л. Н. Толстого
Предмет исследования - идеи
педагогических концепций Л. Н. Толстого.
Задачи данной работы:
- Раскрыть сущность понятия
воспитание;
- Охарактеризовать педагогические
концепции II половины XIX века;
- Рассмотреть воззрения Л. Н.
Толстого на сущность воспитания;
- Раскрыть основные положения
проекта Яснополянской школы.
Методы исследования. При изучении
материала мы использовали следующие
методы: аналитический метод, связанный
с детальным изучением отдельных сторон
педагогического творчества Л.Н. Толстого
и его оценки в трудах отечественных педагогов;
синтетический метод, предполагающий
обобщение аналитической информации;
ретроспективный метод, основанный на
единстве исторического и логического
подходов к педагогике Л.Н. Толстого. Нами
использовались также сравнительный метод,
методы индукции и дедукции, метод классификации.
Глава 1. Проблемы
воспитания и образования в педагогике
II половины XIX века
- Понятие воспитание.
Подходы к трактовке воспитания.
Важнейшее место в педагогике
II половины XIX века занимает идея свободного
воспитания. Она тесно связана с философско-идеалистическими
и политическими взглядами. Л.Н. Толстого,
который считал, что человек имеет право
свободно формировать свои убеждения
и взгляды, без всякого насилия и принуждения
со стороны общества, и что детям присуще
природное совершенство и высокие нравственные
качества. «…Во всех веках и у всех людей,
– писал Толстой, – ребенок представлялся
образцом невинности, безгрешности, добра,
правды и красоты. Человек родится совершенным
– есть великое слово, сказанное Руссо,
и слово это, как камень, останется твердым
и истинным». Исходя из этого, Толстой
полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно,
так как сознание нравственного идеала
у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые
должны только давать детям материал для
того, чтобы они могли сами развиваться
«гармонически и всесторонне». По мнению
Толстого, свободное воспитание содействует
саморазвитию, самораскрытию Нравственных
качеств, склонностей и способностей,
заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал
природу детей, указывал, что «детский
возраст есть первообраз гармонии». [10,
c. 55]Идея свободного воспитания была глубоко
противоречивой, антинаучной. В действительности
воспитание – организованный, целенаправленный
процесс, имеющий определенные задачи,
содержание и осуществляющийся с помощью
различные средств и методов воспитательного
воздействия на детей. Воспитание — в самом общем
виде — заключается в подготовке младшего
поколения к жизни в обществе. В процессе
воспитания подрастающие поколения должны
усвоить то, что уже накоплено обществом,
т. е. усвоить знания на достигнутом уровне
их развития, овладеть определенными трудовыми
умениями, усвоить нормы и опыт поведения
в обществе и выработать определенную
систему взглядов на жизнь. В процессе
воспитания должны формироваться также
и такие качества, которые необходимы
для решения новых задач, не стоявших перед
старшим поколением. А для этого должны
быть выработаны умения приобретать необходимые
знания, приспосабливаться к изменяющимся
условиям жизни и труда, заниматься творческой
деятельностью[6,с.87] Л. Н. Толстой в статье
« Воспитание и образование» писал: «Воспитание,
французское education, английское education, немецкое
Erziehung- понятия, существующие в Европе…Немецкое
определение, самое общее, будет следующее:
воспитание есть образование наилучших
людей, сообразно с выработанным известною
эпохой идеалом человеческого совершенства.[2,с.44]
В педагогике можно встретить
понятие «воспитание», употребляемое
в нескольких значениях: в широком социальном
смысле, когда речь идет о воспитательном
воздействии на человека всего общественного
строя и окружающей человека действительности;
в широком педагогическом смысле, когда
имеется в виду целенаправленное воспитание,
осуществляемое в системе учебно-воспитательных
учреждений, охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс; в узком педагогическом смысле,
когда под воспитанием понимается специальная
воспитательная работа, направленная
на формирование системы определенных
качеств, взглядов и убеждений учащихся;
в еще более узком значении, когда имеется
в виду решение определенной воспитательной
задачи, связанной, например, с формированием
нравственных качеств, эстетических представлений
и вкусов и т. п. Таким образом, можно сказать,
что воспитание — это процесс передачи
старшими поколениями общественно-исторического
опыта новым поколениям с целью подготовки
их к жизни и труду, необходимому для обеспечения
дальнейшего развития общества. Существуют
две противоположных трактовки воспитания.
Согласно первой из них, воспитание
есть воздействие государства и его образовательных
институтов на развитие личности, осуществляемое
в интересах государства или общества
(при приоритете государственных интересов,
обобщаемых в виде общеобязательной идеологии,
принимаемой обществом). В этом случае
воспитание превращается в своего рода
манипулирование психикой учащегося,
навязывание ему тех или иных ценностей
и направлений развития сверху. В то же
время учащийся лишен персональной социальной,
этической и пр. ответственности за принимаемые
им решения, его мировоззрение, поведение
и поступки оцениваются лишь по степени
их соответствия навязанному обществом
(вернее, государством при молчаливом
согласии общества) эталону.
Вторая трактовка воспитания
связана с распространенной в демократических
обществах идеей свободы ребенка, его
права на самостоятельное принятие решений,
касающихся его отношений к миру, обществу,
своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему
развитию. Вслед за О.С.Газманом можно
в этом смысле говорить о педагогике свободы»,
противопоставленной «педагогике необходимости».
Педагогика необходимости не только диктует
конечный результат воспитания («формирование
советского человека» или «человека развитого
социалистического общества», «коммунистическое
воспитание» и пр.), но и определяет его
институциональную структуру («трудовое
воспитание», «патриотическое воспитание»,
осуществляемые специальными мероприятиями
по специальной программе) и даже его методы.
[9,с.34]
Напротив, педагогика свободы
исходит из идеи сотрудничества взрослых
и детей с целью обеспечить оптимальные
условия для самостоятельного выбора
и самостоятельного развития учащегося,
его жизненного (личностного) самоопределения.
Отсюда введенное Газманом понятие «психологической
поддержки» как совместном с ребенком
определении его интересов, целей, возможностей
и путей решения проблем, помощи ему в
сохранении человеческого достоинства
и достижении позитивных результатов
в образовании, саморазвитии, общении,
образе жизни, вообще в самореализации.
[9,с.35] Воспитание и есть управляемая система
процессов взаимодействия общества и
личности, обеспечивающая, с одной стороны,
саморазвитие и самореализацию этой личности,
с другой, соответствие этого саморазвития
ценностям и интересам общества. Везде
влияние жизни отстранено от забот педагога,
везде школа обстроена кругом китайскою
стеной книжной мудрости, сквозь которую
пропускается жизненное образовательное
влияние только настолько, насколько это
нравится воспитателям. Влияние жизни
не признается. Так смотрит наука педагогика,
потому что признает за собой право знать,
что нужно для образования наилучшего
человека, и считает возможным устранить
от воспитанника всякое вне воспитательное
влияние; так поступает и практика воспитания.
1.2 Педагогические
концепции II половины XIX века
Л. Н. Толстой старался раскрыть
закономерности образовательно-воспитательного
процесса, определить характер педагогики
как науки. Осуждая буржуазную педагогику
с ее догмами, Лев Николаевич предлагал
учителям смело становиться на путь экспериментирования,
что должно было содействовать развитию
педагогики как науки. “Не философскими
откровениями в наше время может подвинуться
наука Педагогика, но терпеливыми и упорными
повсеместными опытами...” [17,с.371]
Единственным критерием педагогики
Толстой объявлял свободу, единственным
методом - опыт. Толстой ставил перед собой
задачу выстроить новую педагогическую
систему. Для создания новой педагогики
Толстым была использована Яснополянская
школа - своеобразная педагогическая лаборатория,
экспериментальная школа, но великий педагог
хотел, чтобы каждая школа стала “опытом
над молодым поколением, дающим постоянно
новые выводы”. Толстой создал оригинальную
систему дидактических взглядов, обогатившую
науку новым подходом к решению основных
проблем образования и воспитания. Сообщение
учащимся широкого круга знаний и развитие
творческих сил ребенка, его инициативы
и самостоятельности - такова основная
задача Толстовской школы. Цель воспитания,
по Толстому, должна заключаться в стремлении
к гармоническому развитию всех сил и
способностей детей. Исходя из принципа
свободы в педагогике, Толстой обосновывал
и всю педагогическую концепцию. Толстой
по-новому подошел к пониманию сущности
учебного процесса. Толстой-педагог велик
тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо
из его современников, последователей
и предшественников, понял необходимость
изучения внутреннего мира ребенка, его
желаний, интересов и устремлений. Помещая
в центр своей педагогической концепции
личность ребенка, он выстраивает вокруг
нее систему принципов:
- принцип сознательности и активности
обучения;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип доступности обучения;
- принцип прочности усвоения знаний;
- принцип природосообразности.[15,с.117]
Большое место он отводит принципу
сознательности и активности. Обучение,
как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний
процесс, а не только воздействие лишь
на интеллект ребенка. Это - процесс активного,
сознательного и творческого, а не механического
усвоения детьми сообщаемых им в школе
знаний и навыков. Еще раз подчеркнем,
что в процессе обучения Толстой придавал
большое значение развитию самостоятельности
и творческого мышления у учащихся. Он
писал: “Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать...
В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности,
которое вредно уничтожить в каком бы
то ни было преподавании и которое особливо
обнаруживается недовольством при срисовывании
с образцов”[15,с.118] Важным Л.Н. Толстой
считал развивать:
- творчество детей (творческую
активность);
- усваивать знания сознательно;
- использовать принцип наглядности.
Книга же для детей должна выполнять
следующие требования:
1) высокая художественность;
2) сжатость и простота;
3) богатые и разнообразные
содержания;
4) истории о русской
жизни;
5) рассказы на нравственные
темы.
Особое место в дидактических
взглядах Толстого занимает принцип
связи обучения с жизнью. Анализируя
педагогическую систему немецких
школ, которая была оторвана от
жизни, от народа, Лев Николаевич
справедливо подмечал, что чем
богаче и разностороннее жизненный
опыт учащихся, тем больше возможностей
успешно обучать детей в школе,
тем легче установление меж
предметных связей и повышение
учебной мотивации. В школьные учебники
Толстой считал необходимым включить
материал из жизни родной страны, истории
народа, его быта, о русской природе, все
то, что близко и доступно детям. С помощью
рассказов, басен и сказок он знакомил
детей с жизнью людей и животных, явлениями
природы. Это вызывало большой интерес
учащихся к знаниям, необычайно оживляло
учебный процесс. Из данного принципа
естественным образом вытекает принцип
доступности обучения, то есть сообщение
учащимся сложного учебного материала
в доступной форме. В качестве основ успешного
обучения Толстой назвал соблюдение двух
основных дидактических требований:
“1) чтобы то, чему учат ученика,
было понятно и занимательно
2) чтобы душевные силы
его были в самых выгодных
условиях.”[15, с. 338]
Лучшим приемом для
достижения доступности обучения
Толстой считал накопление учащимися
возможно большего количества
конкретных сведений и фактов,
в отличие от традиционного
сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных
истин. По Толстому, педагогу необходимо
исходить от конкретного, жизненного
опыта детей, от частных фактов и
явлений вести детей к обобщениям. Толстой
рекомендовал учителям обращать внимание
учеников на полное понимание совершаемых
ими действий, использовать элемент проблемности
в обучении, подводить учащихся к самостоятельному
выведению правил, заключений. Вот как
он формулирует данное положение в своем
педагогическом труде “Общие замечания
для учителя”: “Давайте ученику как можно
больше сведений и вызывайте его на наибольшее
число наблюдений по всем отраслям знания,
но как можно меньше сообщайте ему общих
выводов, определений, подразделений и
всякой терминологии.”[4, с.340].Л. Н. Толстой
внес неоценимый вклад в разработку принципа
прочности в обучении, наметил некоторые
черты своеобразной системы, а также условий,
средств и приемов, направленных на достижение
в процессе обучения высокой степени прочности
знаний, умений и навыков. Прочность
усвоения для Толстого естественным образом
связана, взаимно переплетена с сознательной
умственной деятельностью учеников, то
есть с принципом сознания и активности.
Толстой не считал зазубренные, выученные
наизусть слова, фразы признаком прочности
знаний или даже наличием каких-либо знаний.
Механическое заучивание как способ усвоения
знаний получило у Толстого отрицательную
оценку. Особенно резкой критике подверглась
господствовавшая в те годы схоластическая
система повторения, поурочного контроля
знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.
Важной предпосылкой прочного усвоения
знаний Лев Николаевич считал такой фактор,
как наличие у школьника четкого понимания
смысла, самой идеи знания и каждого из
его слагаемых, осознание учеником жизненной
значимости изучаемого материала. Таким
образом, в педагогической концепции Толстого
существует тесная взаимосвязь основополагающих
принципов. Понимание целей знаний оживляет
ум ученика, мобилизует его волю и силы
на преодоление трудностей учения и достижение
его высших результатов. Без соблюдения
этого условия учитель не имеет права
требовать от учеников закрепления в памяти
того или иного знания или навыка. “Ни
один человек и ребенок не был бы в силах
учиться,- писал Толстой,- нежели бы будущность
его учения представлялась ему только
искусством писать или считать... Для того,
чтобы ученик мог отдаться весь учителю,
нужно открыть ему одну сторону того покрова,
который скрывал от него всю прелесть
того мира мысли, знания поэзии, в которой
должно ввести его ученье. Только находясь
под постоянным обаянием этого впереди
блещущего света, ученик в состоянии так
работать над собой, как того мы от него
требуем” [15, с.56] Исходной психолого-педагогической
позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше
рассмотренной проблеме прочности усвоения
знаний, умений и навыков была опора на
природное стремление ребенка к знанию.
Принцип природосообразности, присущий
всей педагогической концепции Толстого,
и здесь оказался ведущим.“Желание учиться
в детях так сильно,- отмечал он -, что для
удовлетворения этого желания они подчиняются
многим трудным условиям и простят много
недостатков” [17, с.42]. Природное стремление
ребенка к знанию, к открытию нового для
себя является драгоцейнейшим естественно-педагогическим
условием, которое учителю необходимо
всячески оберегать от разрушения и потерь.
“Образование есть потребность всякого
человека,- писал Толстой в статье “Сельский
учитель”,- поэтому образование может
быть только в форме удовлетворения потребности.
Вернейший признак действительности и
верности пути образования есть удовлетворение,
с которым оно воспринимается. Образование
на деле и в книге не может быть насильственно
и должно доставлять наслаждение учащимся»[2,
c.394].Преобладающей формой занятий был
не урок в обычном смысле, а свободная
беседа с учениками: в ходе ее дети обучались
чтению, письму, арифметике, закону божью,
усваивали грамматические правила, доступные
для их возраста сведения по истории, географии,
природоведению. Их обучали также рисованию,
пению. Содержание обучения изменялось
в соответствии с развитием детей, возможностями
школы и учителей, желанием родителей.