Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:24, доклад

Краткое описание

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Вложенные файлы: 1 файл

сем восп.docx

— 30.02 Кб (Скачать файл)

Теория семейного кризиса  основана на представлениях, что наличие  ребенка с отклонениями в развитии является единственной проблемой существования  такой семьи. В рамках плюралистической семейной модели влияние особого  ребенка на семью рассматривается  лишь как один из элементов, с которым  приходится считаться при организации  семейной жизни. В такой семье  есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться  на потребности других членов семьи, т. е. семья должна обеспечить нормальное существование всем своим членам.

При планировании помощи следует  учитывать трудности, которые семья  испытывает, обеспечивая свои неординарные нужды.

Родители обычно не в состоянии  правильно оценивать степень  проблем в развитии ребенка. Некоторые  родители в борьбе с трудностями  предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Другим семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи находит  возможность заниматься интересующей его общественной деятельностью.

Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызывать большие трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться  в помощи друзей, родственников, чтобы  выжить физически и психически. Им нужна надежная, доступная, регулярная, неформальная помощь, облегчающая семейный стресс. Фарбер делит семейные функции на «структуру обращения» и «структуру жизни». Структура обращения имеет отношение к уходу за больным ребенком, структура жизни -- к нуждам родителей и других членов семьи. Качество жизни зависит во многом от возможности хоть иногда освободиться от тяжелого повседневного ухода за малышом. В семьях, в которых имеется больший достаток, матери часто предпочитают работать, чем сидеть с особыми детьми постоянно. Важным считается для родителей поддерживать связь с какими-либо организациями, например, ассоциациями родителей, чтобы не быть одинокими. Важность этих контактов заключается в их нормальности и дружбе, которую они порождают. Большое значение придается поддержке и пониманию со стороны соседей. Интерпретация родителями отношения к своей семье со стороны общества влияет на их отношение к общественной деятельности в целом.

Стратегия нормализации семейной жизни шире, чем теория семейного  кризиса. Согласно теории семейного  кризиса, основное внимание должно быть сфокусировано на дезинтеграции  семейных отношений и связанных  с этим последствий для членов семьи. Концепция стратегии нормализации семейной жизни акцентирует внимание на попытках сохранить подобие нормальности при взаимодействии семьи с обществом. Этот подход подразумевает, что оздоровительные  программы должны быть направлены и  на общество, чтобы изменить социальное отношение к таким семьям, что  позволило бы этим семьям выжить. Исследователи, которым знаком метод психодрамы, подчеркивают особую важность и большое значение, которое имеет отношение других людей к образу жизни семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Они утверждают, что родители прилагают огромные усилия, чтобы представить, что в их семье все идет нормально. Это является центральным звеном их адаптации. Весь мир -- это театр. Люди пытаются склонить окружающих принять именно их точку зрения в отношении различных явлений и событий. Человек действует как политик, вербуя влиятельных людей на свою сторону. В большинстве случаев в социальных взаимоотношениях люди своим поведением подтверждают роли, присвоенные им другими. Но для индивидуума, который имеет ярлык аномального или родителя больного ребенка, это входит в противоречие с его интересами и мешает ему утвердиться в обществе. У него возникает мотивация замаскировать стигму (социальный ярлык). Он заинтересован в том, чтобы трансформировать стигматизированный статус в повышенный. Перед ним стоит задача создать впечатление, что то, что наблюдалось вначале, не соответствует действительности, что на самом деле все идет нормально. Социальная маркировка и медицинский диагноз, который приводит к этому, не позволяют родителям планировать будущее. Они не могут планировать целый ряд событий, ожидаемых в норме, так как их ребенок особенный и развивается по-своему. В социальном плане это порождает неопределенность семейных отношений.

Таким образом, родители сталкиваются с задачей изменить эту аномальную ситуацию и создать видимость  нормальности в семейных отношениях. Такая возможность зависит от возраста ребенка. Когда дети маленькие, мать может полностью симулировать нормальный круг деятельности. В это время есть лишь небольшое различие между ребенком с отклонением и другими детьми, с которыми взаимодействует семья. Когда дети становятся старше, различия становятся более выраженными. Все труднее поддерживать видимость нормальной жизни. Родители детей с проблемами используют те же приемы, чтобы убедить себя и свою семью в собственной нормальности. Таким образом, отношение окружающих людей имеет решающее значение для родителей ребенка с проблемами в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей.

Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»

Результаты научных исследований и опыт, накопленный в области  педагогики, психологии и социологии, способствовали значительному изменению  взглядов на проблему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитых странах.

Еще не так давно во многих развитых странах, в том числе  и в США, считалось социально  приемлемым воспитывать таких детей  в специальных учреждениях, рассчитанных на многочисленный контингент и расположенных  чаще всего за городом. В настоящее  время под давлением общественного  мнения социальная политика в отношении  этой категории детей претерпевает кардинальные изменения. Подчеркивается предпочтительность и необходимость  воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье, а не в учреждениях. В настоящее время маму не отговаривают отказаться от воспитания такого ребенка  в семье.

Специальные исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в семье, имеют большую продолжительность  жизни. Матери объясняют, что при  адекватном воспитании, соответствующем  обучении и коррекции у многих детей с ограниченными возможностями  удается развить навыки самообслуживания, хотя не всегда в полном объеме, и  даже обучить их профессиональным навыкам. Это избавляет государство от необходимости содержать их в  специальных учреждениях, а самих  детей от полной беспомощности и  зависимости от окружающих.

О признании прав таких  детей на полноценную жизнь свидетельствуют  законы о равных правах на образование  всех детей независимо от наличия  у них тех или иных недостатков  развития, стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. В связи с этим в реализации программ воспитания и  обучения детей с проблемами в  развитии все большая роль отводится  семье, в которой воспитывается  такой ребенок. Проблемы этих семей  интенсивно изучаются. Хотя способы  адаптации каждой семьи в обществе сугубо индивидуальны, что исключает  возможность создания универсальных  рецептов на все случаи жизни, некоторые  общие закономерности этого процесса уже установлены. Знание этих закономерностей  необходимо специалистам в области  педагогики и психологии, работающим с детьми с отклонениями в развитии и их семьями.

Во всем мире нарастают  интеграционные тенденции в отношении  обучения и воспитания детей с  недостатками в развитии.

Воспитание нестандартного ребенка на основе адаптированной к  нему модели воспитания с предупреждением  и преодолением на разных этапах его  несостоятельности составляет концептуальную основу семейного воспитания.

Необходимость разработки концепции  семейного воспитания ребенка с  отклонениями в развитии обусловлена  основными направлениями государственной  социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации. Целью  государственной политики является обеспечение социализации детей, находящихся  в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том  числе медицинской, психологической  и социальной, для успешной их интеграции в общество. Главными направлениями в этой области являются: приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии, защита их прав и интересов; разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями и особенностями в развитии; создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы семьи, имеющей ребенка с той или иной формой средовой дезадаптации.

 Для выполнения этих задач необходимы: программа единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии;

- организация выявления младенцев с отставанием в развитии или группы риска и оказания им и их семьям ранней комплексной помощи; обучение и консультирование семьи; обеспечение ранней медицинской коррекции;

- согласованная работа государственных и негосударственных учреждений по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье;

-  создание оптимальных условий коррекционного воспитания и обучения детей с различными отклонениями; реализация права семьи и детей с отклонениями в развитии на защиту и помощь со стороны государства;

- содействие развитию и укреплению семьи нестандартного ребенка как гуманитарного, так и социального института;

- гуманизация связей семьи с обществом и государством; установление гармонических внутрисемейных отношений; формирование общественного признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для развития ребенка с отклонениями и особенностями развития;

- повышение квалификации специалистов, работающих в массовых учреждениях, в области специальной педагогики и психологии, для работы с современной семьей; просветительская работа с родителями, имеющими детей как с отклонениями в развитии, так и здоровых детей; обеспечение подготовки и издания книг по семейному воспитанию детей с особенностями развития и поведения; выявление детей и семей, требующих социальной помощи, и предоставление им информации о соответствующих службах;

-  исследование и оценка состояния семьи и ребенка; обеспечение детей с ограниченными возможностями и их семей всем комплексом необходимых услуг; создание благоприятного семейного климата, обеспечивающего условия для оптимального развития всех членов семьи нестандартного ребенка;

- создание банка данных по всем видам социальной поддержки с адресами служб помощи, поддержки семьи и ребенка;

организация поддержки в  средствах массовой информации положительного образа семьи, гарантирующей качественное воспитание и развитие нестандартного ребенка, в том числе и с  нарушениями поведения.

Главной идеей настоящей  концепции является достижение совместной гармоничной жизни с нестандартным  ребенком, максимальное развитие потенциальных  возможностей ребенка и каждого  члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребенка в общество.


Информация о работе Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии