Коррекционная работа при каждой форме афазии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 07:24, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия, начиная со времен Великой Отечественной войны, усилился теоретический и практический интерес к проблемам афазии, ее динамике, роли рационального восстановительного обучения и спонтанного изменения дефектов речи. Многие исследователи выдвигают изучение афазии, методов ее преодоления, ее динамики в самостоятельную область знаний: афазиологию. Во многих странах возросло количество лабораторий и кабинетов в больницах, в поликлиниках, в отдельных специализированных центрах, которые заняты работой по восстановлению речи у больных с афазией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Афазии и их классификация……………………………………………….4
2. Коррекционная работа при каждой форме афазии……………………..14
Заключение…………………………………………………………………..43
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних программ высказывания с помощью различных внешних опор (схем, предложений, фишек и т. п.), постепенного сокращения их числа и последующей ннтериоризации, свертывания этой схемы вовнутрь. Больной, перенося указательный палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания высказывания без сопряженного двигательного подкрепления и, наконец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутри речевому планированию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания во времени содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или к соответствующей обсуждаемой на занятии ситуации. Так, на вопрос Куда вы сегодня пойдете?больной отвечает: «Я пойду к парикмахеру» пли «Я пойду на рентген» и т. п., т. с. добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предложенных слов для составления предложений сокращается и больной свободно, по своему усмотрению добавляет слова и находит их грамматические формы.

Ввиду того что при первом варианте динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, связанных одним сюжетом.

Речевая активность больных будет увеличиваться в процессе создания логопедом специальных речевых ситуаций-инсценировок, где инициатива ведения диалога принадлежит больному. Для облегчения ведения диалога логопед предварительно обсуждает с больным тему, предлагая ему вопросительные, «ключевые» слова, которые он может использовать в беседе, и план. Облегчает ведение диалога так же использование обращения к логопеду или другим собеседникам по имени и отчеству. На занятиях по стимулированию речевой активности можно инсценировать беседу с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, при обсуждении телепередач. Ему можно давать поручения, чтобы устно он передал кому-либо просьбу логопеда.

При более легких формах динамической афазии логопед предлагает больному пересказать текст сначала с помощью развернутого вопросника, затем с помощью ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, с опорой на односложный, свернутый план. Параллельно логопед учит его составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые. Наконец, после предварительно составленного плана больной пересказывает текст, не заглядывая в этот план. Таким образом, происходит интериоризация плана пересказа прочитанного.

Восстановление   понимания.   При   грубой  динамической афазии    понимание    ситуативной    речи    восстанавливается путем обсуждении различных событий дня.  Например, логопед,   выяснив   вопрос   о   самочувствии   больного,   говорит: А  теперь поговорим о ваших  вкусах.  Любите ли вы стихи? Знаете ли вы...? Или,  переключив его внимание на  новую тему, спрашивает: Кто навещал вас накануне? В   дальнейшем    больные   начинают    использовать    интонацию в целях общения, привлекать к себе внимание окружающих, выполнить однозвеньевые и многозвеньевые   инструкции.

По мере воспитании внимания к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной теми беседы на другую.

Восстановление письменной речи. Дисграфические нарушения в письме больных наблюдаются редко. Однако они испытывают значительные трудности при составлении письменного текста. Наличие ошибок при письме говорит о том, что у больных имеются признаки эфферентной афазии.

Параллельно с восстановлением экспрессивной речи появляется возможность заполнять в текстах пропущенные предлоги, глаголы, наречия, слоги и буквы, письменно составлять фразы по опорным словам, отвечать на вопросы к текстам, писать сочинения по сериям сюжетных картинок, заявления, доверенности на получение пенсии, письма знакомым и т. д. 

 

 

 

    1. Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии

Основными задачами  коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии является преодоление патологической инертности в звене порождения звуковой и слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, преодоление аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

Восстановление экспрессивной речи. Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической мелодики.

При очень грубой эфферентной моторной афазии с тотальным нарушением чтения и письма работа начинается со слияния звуков в слоги. При этом больной не только имитирует слог, несколько раз предварительно медленно произнесенный логопедом, но и одновременно складывает его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных, слогов составляет, простое слово типа рука, вода, молоко и т д. Составляются различные схемы слова, ритмически отбивается слоговая структура слова.

Затем начинается работа по автоматизации слов, с определенной ритмической структурой. Для этого больному предлагается читать серию слов с одной слоговой структурой, написанной столбиком. Постепенно слоговая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова.

Для уточнения слогового и. звукового состава слова используется прием наглядного изображения схемы слова.

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи. Преодоление нарушенной фразовой речи начинается с восстановления так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках.

Особенно полезно использовать пословицы и поговорки с рифмующимися глаголами:«Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.

При восстановлении экспрессивной речи особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных артикуляционных компонентов-слогов и слов для высказывания.

Движение является процессом, протекающим во времени и   предполагающим   наличие   цепи   сменяющих   друг  друга импульсов.  По мере формирования двигательных   навыков отдельные импульсы синтезируются, объединяются в целые «кинетические    структуры»    или    «кинетические    мелодии». Поэтому иногда достаточно подсказать больному одно слово, чтобы    выявить   целый   динамический   речевой   стереотип, например, автоматически сменяющих друг друга слов пословицы   или   поговорки.   В   выработке   такого  динамического стереотипа и состоит формирование двигательного навыка, который в результате упражнений становится автоматизмом.

В работе с больными используются сюжетные и предметные картинки, которые многократно обыгрываются логопедом. При этом выделяется то одно, то другое слово.

Например, во фразе к картинке «Мальчик идет  в школу» логопед сначала стимулирует вызов слова в школу, а затем переходит при помощи  наводящих  вопросов  к слову идет.

В шутливой форме логопед приучает больного вслушиваться в вопрос, эмоционально на него отвечать, особенно если он не соответствует рисунку.  Например, логопед спрашивает: Мальчик летит к школе? Может быть, мальчик едет в школу на машине? Внимательно посмотрите, может быть, это не мальчик, а бабушка? На эти вопросы больные, как правило, на эмоциональном подъеме отвечают: «Да нет, этоне бабушка, а ребенок»  (или мальчик), «не на машине, а пешком», «не   летит,    аидет».   Обыгрывая   предметный    рисунок, логопед задает больному вопросы о том, для чего предмет предназначен, что с  ним можно или  надо сделать, чтобы,допустим,  съесть  (надо вымыть, сварить и т.  п.), каковы свойства предмета и т. д.

При эфферентной моторной афазии преодолению инертности   в  выборе  глаголов  содействует   не  только   жесткий фразеологический контекст, но и выразительная пантомимическая    имитация    логопедом    движений    с    предметами.

Например, логопед, стимулируя построение больным фразы по простой сюжетной картинке, произносит: Эта женщина взяла ножницы и ими (Логопед выразительно   изображает   движение   руки   с   ножницами, режущими   материал).  Этот  прием,   наглядно  демонстрирующий движение, значительно облегчает больным нахождение нужных глаголов.

Позже   логопед   дает   задание   закончить   однотипную фразу различными словами, например: я ем...  (картофельный сип, манную кашу, белый хлеб и т, д.) или яжду... (лечащего врача, младшую дочь, любимую жену и т. д.). Подобныезаданияпроводятся с опорой на картинку и схему.

Первыми устными текстами по составленному логопедом плану    являются    рассказы    о    режиме    дня:    «И    встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Эти рассказы варьируются,  дополняются  в  зависимости  от  событий дня.  Сначала больной рассказывает о себе в прошедшем времени, затем составляет   план   на   последующие   дни,   осваивая   равные формы будущего времени:  «Я буду читать», «Я буду говорить»,   «Я   буду   хорошо  говорить»,   «Я   пойду   на   массаж» и  т.   п.   Лексика,   прорабатываемая   на   занятиях,   должна обеспечивать больному  возможность общения с окружающими.

Восстановление чтения и письма. При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные картинные азбуки, в которых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного, например:а — «арбуз», б — «бабушка», в — «Василий» и т, д. Используя знакомые слова, больной находит в азбуке нужные для составления слога и слова буквы, С помощью обычной разрезной азбуки можно, комбинируя слоги, составлять разные слова. Вначале это будут односложные слова, затем двухсложные, трехсложные и т. д.

У   большинства   больных   наблюдается   правосторонний гемипарез,   поэтому   их   учат   писать  левой   рукой сначала прописные буквы, затем слова и фразы. Левая рука должна лежать на странице тетради  ровно, без поднятия кисти  и запястья.   Проводится  курс  подготовительных упражнений, предупреждающих персеверации букв и их элементов.

В дальнейшем больным с грубой эфферентной моторной афазией даются задания на заполнение пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками, заполнение букв в фразах и текстах. Проводится звуко-буквенный анализ состава слова с помощью наводящих вопросов, анализ слогов. Сложив слово из разрезной азбуки, больной записывает его в тетради.

После усвоения звуко-буквенного анализа логопед дает из легких фраз слуховой диктант. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать особенно трудные слова из букв разрезной азбуки.

На поздних этапах больным можно предложить решение простых кроссвордов, составление различных коротких слов из букв многосложного слова, т. е. больным предлагаются речевые игры, но в облегченном виде.

Восстановление   чтения   при   грубой   выраженности   эфферентной афазии начинают с глобального чтения больным слов   и   фраз,   с   подкладывания   этих   слов   к  предметным и  сюжетным   картинкам,   подбора   слов,  связанных   друг  с другом по смыслу.

Восстановление понимания. Восстановление понимания речи при грубой эфферентной моторной афазии начинается воспитания слухового внимания, умения выделить из вопроса слово, которое несет основную смысловую нагрузку, акцентированное логическим ударением или интонацией. Больным задаются провокационные вопросы. Например, при показе рисунка «дом» больного спрашивают: Это стол? Это карандаш?

По мере восстановления слухового внимания логопед предлагает больному рассмотреть картинки и одновременно спрашивает: Где нарисована ложка? Покажите ложку или:Покажите то, чем мы едим. Подобными заданиями у больного закладываются предпосылки к восстановлению чувства языка. Позже даются задания положить тот или иной предмет на, под, за другой предмет. Логическое ударение должно при этом падать то на предлог, то на предмет.

Важное место в восстановлении «чувства языка» занимают упражнения на предъявление больным на грамматически правильных и специально искаженных грамматических конструкций. Предварительно логопед разъясняет больному, какие конструкции соответствуют грамматическим законам и правилам, а какие нет.

Таким образом, при эфферентной моторной афазии логопед восстанавливает те высшие корковые функции, которые поэтапно развивались у ребенка с самого раннего возраста: слоговую организацию слова, «чувство языка», элементарное соединение слов в предложении. 

 

    1. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии

Афферентная моторная афазия является наиболее тяжелой формой, нередко преодолимой лишь в результате трех и даже пятилетней систематической логопедической помощи больному. При преодолении этой формы афазии наблюдаются не только грубые артикуляторные расстройства, но и аграфия, разной степени тяжести алексия, акалькулия, импрессивныйаграмматизм.

Основная задача коррекционно-педагогических занятий — преодолениенарушенийкинестетическогогнозиса и праксиса. Цель — восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфии, постановление потенциально сохранного развернутого устного и письменного высказывания.

Информация о работе Коррекционная работа при каждой форме афазии