Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:45, контрольная работа
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и человека, гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев - ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация
Гнев и агрессивность.
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет
функции адаптации человека к окружающей
среде. Как у животных, так и человека,
гнев направлен на устранение преград,
препятствий для достижения цели, отдыха,
получения приятных впечатлений и т.д.
Поэтому не каждое проявление агрессии
может считаться нарушением. Гнев - ситуативная
реакция, и необходима она, пока продолжается
опасная для человека ситуация. Если же
гнев "выкристаллизовывается", становится
"надситуативным", постоянным переживанием,
то это не может считаться нормальным.
Длительное действие стрессора в норме
ведет к адаптации к нему, тогда как появление
в этом случае агрессивности, высокой
тревожности, страхов и других невротических
симптомов считается "поломкой" системы
саморегуляции.
Нормальными явлениями могут считаться:
замахивание годовалого ребенка на мать
за то, что она сделала что-то неприятное
ребенку, попытка двухлетнего ребенка
ударить другого ребенка, отнявшего в
песочнице игрушку, лопаткой по голове
и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными
и адекватными, но они могут "перерасти"
в нарушение. Любое нарушение берет свое
начало из конкретной ситуации. Условиями
"перерастания" реакции гнева в нарушение
являются:
Работа с родителями агрессивного
ребенка
Эта работа является очень сложной, так
как часто родители, имеющие агрессивного
ребенка, испытывают к нему неприязнь
и обращаются в психологическую консультацию
лицш для "усмирения" ребенка, а не
за помощью ему. Их вполне бы устроило
дать ребенку успокоительную таблетку,
действие которой было бы очень длительным,
и ребенок перестал бы приносить им досадные
неприятности.
Родители агрессивного ребенка часто
оказываются фрустрированными и недовольными
жизнью людьми. В большинстве случаев
это бывшие агрессивные дети, которые
передают свои психологические трудности
собственным детям. Поэтому, по возможности,
психолог должен проводить психотерапевтическую
работу и с родителями.
Во-первых, необходимо избегать любого
негативного воздействия на самооценку
родителей ("Вы ничего не понимаете
в нарушении личности вашего ребенка,
сейчас я Вам объясню" такие грубые
нарушения в деятельности психолога встречаются
нечасто, но более легкие, сходные случаи,
иногда имеют место), стремиться стабилизировать
ее. Причем, часто заниженная самооценка
проявляется как завышенная и сочетается
с завышенным уровнем притязаний в отношении
своих действий и успехов ребенка, на которого
часто возлагаются надежды на реализацию
тех целей, которые не достигнуты в собственной
жизни ("Я не стал... (музыкантом, известным
писателем и пр.,), значит, таким должен
стать мой сын").
Во-вторых, необходимо изменить установку
родителей на ребенка. Они считают агрессивного
ребенка неблагодарным, ожидают, что в
ответ на их раздражение и упреки ребенок
будет раскаиваться, испытывать чувство
вины, просить прощения и успокаивать
их. Когда же этого не происходит, родители
озлобляются, считают ребенка "скверным",
"испорченным". Необходимо вызвать
жалость к ребенку со стороны их родителей,
показать, что агрессивный ребенок это
всегда в первую очередь несчастный ребенок.
Необходимо объяснить родителям механизм
появления гнева, а также агрессивности
как эмоционального нарушения.
В-третьих, надо вызвать воспоминания
родителей о собственном детстве, о причинах
их собственных агрессивных поступков
в детском возрасте. Возможно, это "вскроет"
многие личйостные комплексы, тогда необходимо
проводить стабилизацию личности каждого
родителя, оказать психологическую помощь.
Проблема детей всегда поднимает семейные
проблемы (т.е. трудности каждого члена
семьи, а также всей группы в целом). Отдельно
помочь одному ребенку, не помогая окружающим
его людям, практически невозможно. То,
что здесь преимущественно описываются
способы коррекции нарушений личностного
развития ребенка, означает не возможность
"сепаратной" ему помощи, но обусловлено
сложностью работы с личностью взрослого
человека. Эта проблема требует не упоминания,
но длительного, серьезного изложения.
В-четвертых, необходимо выяснить отношение
родителей к ребенку до рождения и в первые
месяцы его появления. Если ребенок с самого
начала был нежелателен (ситуация, когда
ребенок родился "вынужденно" или
"случайно"), то необходимо прийти
к какому-то решению, причем, четко оговоренному
(вербализованному, а не предполагаемому,
"подразумевающемуся"), совместно
с родителями. Например, что несмотря на
то, что ребенок нежелателен, все же они
должны о нем заботиться. Возможно, само
выяснение причин отвержения ребенка
изменит отношение к нему родителей. Если
же родители желали появления ребенка,
но изменили свое отношение к нему, когда
он стал "агрессивен, непослушен, просто
невыносим", то необходимо, не унижая
достоинства, указать родителям на то,
что ребенок своим поведением лишь отвечает
на их собственные действия.
Коррекционная работа с агрессивным
ребенком.
Агрессивное поведение нельзя однозначно
считать "плохим". Возникая в критической
(фрустрирующей) ситуации, оно выполняет
защитную функцию, иногда функцию разрешения
(выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное
поведение наблюдается у ребенка в критические
возрастные периоды. Это свидетельствует
о том, что существовать ребенку стало
сложнее: любую трудную ситуацию в момент
возрастного кризиса ребенок переживает
сложнее, поэтому можно ожидать возрастания
агрессивных элементов в поведении. Это
относится как к "нормальному" ребенку,
так и к ребенку с эмоциональными нарушениями.
Периоды выраженной агрессивности ребенка,
нарушающие его гармоничные отношения
с окружающими, наблюдаемые в процессе
нормального аффективного развития, в
основном совпадают с переживанием возрастных
аффективных и личностных кризисов. В
случаях же аффективных нарушений агрессия
становится "привычной", почти единственной
формой поведения.
Однако, несмотря на то, что наличие агрессии
в поведении ребенка всегда создает большие
трудности взаимодействия с ним, нельзя
оценивать агрессивные тенденции как
исключительно отрицательные. Следует
помнить о том, что они могут закономерно
возрастать на фоне повышения активности
ребенка в процессе его аффективного развития.
Обычно это неизбежный этап психокоррекционной
работы, пройдя через который с помощью
взрослого, ребенок может приобрести более
адекватные формы контакта с окружающей
его реальностью. Можно даже говорить
о том, что динамика самих проявлений агрессии
часто является своеобразным показателем
усложнения и большей гибкости в способах
взаимодействия ребенка с его ближайшим
окружением.
Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться
с выяснения ее причин. Если агрессия не
является сигналом нарушения в эмо-ционально-мотивационной
сфере, то коррекционные действия могут
быть направлены не на ее устранение, а
на смягчение и недопущение негативных
последствий агрессивного поведения ребенка.
Кроме того, в этом случае необходимо соответственно
подготовить родителей к адекватному
восприятию агрессивных реакций ребенка.
В других случаях, когда агрессия есть
проявление нарушения эмоционально-мотивационной
сферы личности, действия психолога или
воспитателя должны быть направлены на
неподкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных
действий ребенка.
Применение коррекционных методов полностью
зависит от характера тех причин, которые
обусловили агрессивное поведение. Выбор
методики коррекции происходит с учетом
конкретного случая и конкретного ребенка.
Это необходимо учитывать при рассмотрении
нижеизложенных коррекционных методов:
1. Игнорирование агрессивной тенденции,
нефиксирование на ней внимания окружающих;
2. Включение агрессивного действия в контекст
игры и придание ему нового социально
приемлемого, эмоционально наполненного
смысла. Этим обеспечивается возможность
для ребенка разрядки агрессивных тенденций
без ущерба для отношений с окружающими
(например, в игре "казаки-разбойники"
агрессивному ребенку целесообразно дать
роль разбойника и т.п.);
3. Установление запрета на агрессивные
действия ребенка (не разрешать ребенку
проявлять агрессию);
4. Активное подключение психолога в игровой
ситуации к разворачиванию или "растягиванию"
агрессивных действий, в основе которых
чаще всего лежит страх.
5. Психодрама: произвольное вызывание
аффекта с последующим катарсисом разрешением,
снятием эмоционального напряжения. (Изложение
плана коррекционной работы дано по: "Эмоциональные
нарушения...").
Как
и во что играть с агрессивным ребенком?
- работа с гневом
- обучение самоконтролю
- работа с чувствами
- конструктивные
навыки общения
Сразу отметим, что агрессивность как
свойство личности ребенка или взрослого
следует отличать от "доброкачественной"
агрессии, возникающей в ситуации опасности
и исчезающей, когда человеку ничто не
угрожает. Такая ситуативная агрессия
имеет совершенно нормальный защитный
характер, и вряд ли стоит корректировать
ее в поведении ребенка. В этом случае
имеет смысл просто научить его адекватным
и принятым в обществе способам проявления
агрессивных чувств. Говоря же об истинной
("злокачественной") агрессивности,
мы имеем в виду устойчивые свойства личности,
которые выражаются в повышенной готовности
к агрессии. Внешние проявления агрессивности
могут несколько различаться в разные
возрастные периоды.
Так, у дошкольников
и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- могут намеренно вызывать у других чувство
злости и раздражения;
- склонны винить других в своих ошибках
и неудачах (могут вымещать свой гнев и
на неодушевленных вещах);
- часто испытывают чувства злости, гнева
и зависти;
- не способны забыть об обиде, не отплатив;
- мнительны и раздражительны.
У детей
среднего школьного возраста и подростков
агрессивность может проявляться следующим образом:
- часто угрожают другим людям (словами,
жестами, взглядом);
- периодически выступают инициаторами
драк (могут использовать ранящие предметы);
- не испытывают сострадания, проявляют
жестокость к людям и животным, намеренно
могут сделать им больно (словом или физически);
- неразборчивы в средствах достижения
своих целей (например, могут применять
в качестве мести воровство,
порчу личных вещей обидчика и т. п.);
- не считаются с мнением родителей, их
запретами и ограничениями (вплоть до
побега из дома);
- имеют трудности в отношениях с учителями,
открыто конфликтуют или прогуливают
уроки.
Если вы считаете, что для вашего ребенка
характерны хотя бы половина из описанных
проявлений агрессивности, соответствующих
его возрасту, причем проявляются они
не менее чем в течение полугода, то значит,
ваш ребенок действительно обладает агрессивностью
уже как качеством личности. Если вы пришли
к такому не очень приятному заключению,
то не стоит отчаиваться или пытаться
все свои силы приложить к тому, чтобы
защитить окружающих от своего сына или
дочери. Думающему и педагогически грамотному
родителю лучше потратить время и силы
на анализ сложившейся ситуации и поиск
путей помощи самому ребенку.
Давайте прежде всего разберемся в причинах
детской агрессивности. У данного свойства могут быть
три основных источника.
Во-первых, семья, в которой растет
ребенок, может сама демонстрировать агрессивное
поведение (если не физическое, то на словах)
и закреплять подобные проявления у ребенка.
Некоторые родители склонны к двойным
стандартам, на словах они однозначно
плохо относятся к проявлениям агрессии
у детей, выражают желание воспитать ребенка
добрым и бесконфликтным, но в то же время
они не в силах скрыть свое восхищение,
наблюдая за тем, как их чадо умеет решать
проблемы со сверстниками, бесстрашно
вступая в драки или применяя более тонкие
методы принуждения. Нужно ли говорить,
что дети при выборе модели поведения
ориентируются вовсе не на то, что говорят
их родители, а на то, что те думают, что
чувствуют и как сами себя ведут.
Во-вторых, агрессивному поведению
дети могут учиться и в процессе общения
со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий
силы является весьма значимым для большинства
детей, мальчики особенно стремятся к
обладанию этим качеством, так как детское
сообщество никак нельзя назвать демократичным.
Следовательно, кто самый сильный, тому
все можно - принцип, который часто можно
увидеть в действии, наблюдая за общением
ребят в детском саду. Если вы считаете
своего ребенка агрессивным, подумайте,
насколько "бойцовый" класс или группу
он посещает! Как там принято решать конфликты?
Если "борьба за выживание" характерна
для всего детского коллектива, то вам
стоит позаботиться о том, чтобы подыскать
ребенку еще какое-либо детское общество,
где была бы другая атмосфера. Это может
быть кружок по интересам, детский лагерь
или круг детей ваших друзей. Главное,
чтобы ваш ребенок получил качественно
другой опыт общения (без необходимости
агрессии).
В-третьих, обучающей агрессивности
моделью могут быть не только реальные
люди, но и персонажи, являющиеся продуктами
творчества. Уже не вызывает сомнений, что
сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров,
мониторов и страницах книг способствуют
повышению агрессивности у маленьких
зрителей, делая их готовыми в любой момент
воспользоваться деструктивными, жесткими,
но очень эффективными способами решения
конфликтов. Так что не будет лишним обратить
внимание на то, что смотрит, читает и во
что играет ваш ребенок.
Теперь, когда мы рассмотрели внешние
подкрепления агрессивности, можем перейти
к ее внутренним
причинам.
Здесь главной является очень простая
мысль: человек, у которого все хорошо,
не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это
внешнее проявление прежде всего внутреннего
дискомфорта. Как правило, агрессивным детям
свойственна высокая тревожность, ощущение
отверженности себя, несправедливости
окружающего мира и неадекватная самооценка
(чаще всего заниженная). Бурные протестные
и злобные реакции маленького "агрессора"
являются его способом привлечения внимания
окружающих к своим проблемам, невозможности
справиться с ними в одиночку.
Так что первое, что требуется
от вас, как от взрослого, пытающегося
помочь агрессивному ребенку, это искренняя
симпатия, принятие его как личности, интерес
к его внутреннему миру, понимание чувств
и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать
внимание на достоинствах ребенка и его
успехах в преодолении трудностей (как
внешних, так и внутренних), учите его тому
же. Словом, попытайтесь сделать все возможное,
чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение
и позитивную самооценку. Если вашего
обычного взаимодействия для этой цели
окажется недостаточно, можно использовать
специальные игры, описанные в статье "Во что играть
с тревожными детьми".
Во-вторых, необходимо вести специальную
терпеливую и систематическую работу
в четырех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым
и неопасным для окружающих способам выражения
своего гнева;
- обучать самоконтролю - вырабатывать
у ребенка навыки владения собой в ситуациях,
провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работать с чувствами - учить осознавать
собственные эмоции и эмоции других людей,
формировать способность к сопереживанию,
сочувствию, доверию окружающим;
- прививать конструктивные навыки общения
- обучать адекватным поведенческим реакциям
в проблемной ситуации, способам выхода
из конфликта.
Реализовать эти коррекционные направления
вам помогут игры и игровые приемы, описанные
ниже.
Работа с
гневом
В нашем обществе принято считать, что
воспитанный человек не должен проявлять
свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем
эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой
форме, то мы превращаемся в "копилку
гнева", а это уже сродни бомбе замедленного
действия. Когда ваша копилка будет полна,
то "излишки" гнева выльются либо
на случайно подвернувшегося под руку
человека, либо истерикой и слезами, либо
начнут "откладываться" в самом человеке,
приводя к различным проблемам со здоровьем.
Надеюсь, что вы убедились в том, что от
гнева нужно освобождаться. Конечно, это
не значит, что каждый раз нужно "идти
врукопашную". Это можно сделать и менее
разрушительными способами, описанными
ниже. Кстати, они будут полезны не только
детям, но и взрослым. Так что можно осваивать
их вместе с ребенком и применять по мере
необходимости в своей жизни, тем самым
показывая пример своему сыну или дочери.
"Недружеский
шарж"
Этот игровой прием поможет вашему ребенку
более достойно выйти из ситуации, когда
он сильно рассержен и "выливает"
свои чувства на того, кто его обидел, крича,
обзываясь, толкаясь и т. п. Постарайтесь
увести ребенка в другое место, чтобы он
не видел того, кто его так разозлил. Теперь
можно предложить ему нарисовать карикатуру
на этого человека. Лучше всего для начала
показать образец, какой может быть карикатура,
чем она отличается от обычного портрета.
Когда ребенок поймет, что не нужно стараться
изобразить оригинал в точности, а, напротив,
можно исказить яркие черты или просто
нарисовать человека таким, каким видит
в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши.
В процессе рисования постарайтесь не
одергивать ребенка и не смягчать то, что
он рисует и что он при этом говорит. Просто
будьте рядом и не осуждайте. Вы также
можете показать ребенку, что понимаете
его чувства (несмотря на то, что не согласны
с тем, что обидчик действительно заслуживает
всех ругательных слов, которые при рисовании
говорятся в его адрес). Для этого вы можете
отразить его чувства словами типа: "Я
вижу, ты сильно разозлился на Колю"
или "Действительно очень обидно, когда
тебя не понимают и подозревают" и т.
п.
Когда рисунок будет закончен, предложите
ребенку подписать его так, как ему хочется.
Затем спросите его о том, как он себя сейчас
чувствует и что ему хочется сделать с
этим "недружеским шаржем" (пусть
ребенок совершит это в действительности).
Примечание. Когда вы будете проводить
этот игровой прием, не смущайтесь "негуманностью"
и "некультурностью" происходящего.
Помните, что это всего лишь игра, и чем
больше негативных эмоций в ней сумеет
выплеснуть ребенок, тем меньше разрушительных
действий ему захочется совершить в общении
с реальным человеком. Напротив, порадуйтесь
сами и выразите гордость за успехи ребенка,
если он смог таким образом избежать драки
или крупной ссоры.
"Мешочек криков"
Как известно, детям очень непросто справляться
со своими отрицательными чувствами, ведь
те так и стремятся прорваться наружу
в форме криков и визгов. Конечно, это не
вызывает одобрения у взрослых. Однако
если эмоции очень сильны, то неправильно
сразу требовать от детей спокойного анализа
и поиска конструктивных решений. Сначала
нужно дать им возможность немного успокоиться,
выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован,
разозлен, словом, просто не в состоянии
говорить с вами спокойно, предложите
ему воспользоваться "мешочком криков".
Договоритесь с ребенком, что пока у него
в руках этот мешочек, то он может кричать
и визжать в него столько, сколько ему
необходимо. Но когда он опустит волшебный
мешочек, то будет разговаривать с окружающими
спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый "мешочек
криков" вы можете изготовить из любого
тканевого мешочка, желательно пришить
к нему завязочки, чтобы иметь возможность
"закрыть" все "кричалки" на
время нормального разговора. Получившийся
мешочек должен храниться в определенном
месте и не использоваться с другими целями.
Если под рукой не оказалось мешочка, то
можно его переделать в "баночку криков"
или даже "кастрюлю криков", желательно
с крышкой. Однако использовать их позднее
для мирных целей, например для приготовления
еды, будет крайне нежелательно.
"Листок
гнева"
Вы наверняка уже встречались с печатными
вариантами такого листа, на котором изображено
какое-нибудь чудовище в приступе гнева
или вообще-то доброе существо, типа утки,
которая пытается в гневе молотком разбить
компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается
такой инструкцией по применению: "В
случае припадка ярости скомкать и швырнуть
в угол!"
Однако это способ поведения скорее взрослых,
детям же просто один раз швырнуть скомканную
бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому
им стоит предложить разные способы выражения
своих негативных эмоций: можно комкать,
рвать, кусать, топтать, пинать листок
гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует,
что это чувство уменьшилось и теперь
он легко с ним справится. После этого
попросите мальчика или девочку окончательно
справиться со своим гневом, собрав все
кусочки "гневного листа" и выбросив
их в мусорку. Как правило, в процессе работы
дети перестают злиться и эта игра начинает
их веселить, так что заканчивают ее обычно
в хорошем настроении.
Примечание. "Листок гнева" можно
изготовить самим. Если это будет делать
сам ребенок, то получится даже двойная
проработка его эмоционального состояния.
Итак, предложите ребенку представить,
как выглядит его гнев: какой он формы,
размера, на что или на кого похож. Теперь
пусть ребенок изобразит получившийся
образ на бумаге (с маленькими детьми нужно
сразу переходить к рисованию, так как
им еще сложно изобразить образ словами,
что может вызвать дополнительное раздражение).
Дальше для расправы с гневом (как описывалось
выше) все способы хороши!
Подушка
для пинаний
Этот игровой способ справиться с гневом
особенно необходим тем детям, которые,
разозлясь, склонны реагировать прежде
всего физически (сразу дерутся, толкаются,
отнимают, а не кричат и не обзываются,
не пытаются отомстить позже за свое бездействие
сейчас). Заведите такому ребенку дома
(а можно сделать второй вариант и для
детского сада или школы) подушку для пинаний.
Пусть это будет небольшая подушка темного
цвета, которую ребенок сможет пинать,
бросать и колотить, когда почувствует
себя сильно рассерженным. После того
как ему удастся выпустить пар таким безобидным
способом, можно перейти к другим средствам
решения проблемной ситуации.
Примечание. Аналогами подушки могут стать
надувной резиновый молоток, которым можно
бить по стенам и по полу, или боксерская
груша, которая поможет избавиться от
накопившегося гнева не только детям,
но и взрослым.
"Рубка
дров"
Эту игру особенно хорошо проводить после
того, как ребенок долго занимался сидячей
работой. Она поможет избавиться от физического
и эмоционального напряжения, истратить
накопившиеся негативные чувства и получить
заряд бодрости.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он,
как нужно рубить дрова. Как нужно держать
топор? В какой позе удобнее стоять? Куда
обычно кладут бревно? Чтобы у вас обоих
возникла завершенная картина этой физической
работы, попросите ребенка изобразить,
как происходит сам процесс. Позаботьтесь
о том, чтобы вокруг было достаточно свободного
места. Пусть ваш маленький дровосек рубит
дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему
выше заносить воображаемый топор над
головой и резко опускать на воображаемое
бревно. Полезно издавать при этом вместе
с выдохом какие-то звуки, например говорить
"Ха!".
Примечание. Тем ребятам, которые нуждаются
в большей правдоподобности этого занятия,
можно сделать бумажную замену топора,
например плотно свернутый рулон из бумаги
или газеты.
Если же вы находитесь на природе, то можно
помочь ребенку, выразить свой гнев и прийти
в спокойное состояние, используя свойства
воды, глины и песка.
Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика
из глины, он испытывает ощущение контроля
ситуации: он может ее создать, сплющить,
растоптать и, при желании, снова восстановить.
Кстати, эти приемы можно применять и в
домашних условиях, используя пластилин.
Игры с песком также привлекательны для
детей своей "обратимостью". Можно
глубоко закопать фигурку, символизирующую
обидчика или гнев самого ребенка, попрыгать
сверху, полить водой, наложить камней,
а когда гнев утихнет, ее снова можно откопать,
почистить и использовать в других играх.
Кроме того, работа с сыпучим песком и
податливой глиной сама по себе успокаивает
ребенка, он больше сосредоточивается
на своих тактильных ощущениях, переключается
с одних внешних раздражителей на другие.
Также хорошо использовать воду для снятия
напряженности и агрессивности детей.
Кроме отлично действующего в этом случае
плавания, можно применять игры с водой.
Например, устроить гонки кораблей. Каждый
участник должен подгонять свой корабль,
дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь
руками. Можно придумать что-то вроде водного
бильярда, сбивая плавающие пластмассовые
или резиновые шарики с помощью других
шаров. Также хороши варианты "водной
войны", например обливания из брызгалок,
сбивание плавающих кораблей противника
струей воды и т. п. Словом, любые интересные
занятия с водой годятся для снижения
агрессивности, недаром "ушат холодной
воды" издревле считался эффективным
способом усмирения разбушевавшихся взрослых.
Но при работе с детьми во все "водные
процедуры" лучше внести элемент игры.
Обучение
самоконтролю
Для того чтобы помочь ребенку овладеть
навыками самоконтроля, вы должны прежде
всего научить его осознавать и понимать
свои чувства, оценивать ситуацию общения
и прогнозировать варианты ее развития.
Это непростая задача, так как агрессивные
дети привыкли действовать импульсивно.
Поэтому любой отсроченный во времени
и обдуманный вариант поведения можно
считать определенным достижением. Для
выработки такого умения сдерживать сиюминутные
импульсы вы можете использовать следующие
игровые приемы.
"Сигналы
гнева"
В эту игру (в полном объеме) вы будете
играть с ребенком только один раз, в дальнейшем
используя ее сокращенный вариант. Она
направлена на осознание ребенком своего
гнева через телесные ощущения.
Пусть ребенок вспомнит какую-нибудь ситуацию,
в которой он очень сильно злился, готов
был убить обидчика. Спросите его, как
его гнев давал о себе знать до драки? Возможно,
этот вопрос поставит ребенка в тупик,
тогда помогите ему, объяснив, что все
чувства так или иначе влияют на наше тело.
Когда человек обижен и злится, он может
ощущать, как сжимаются его кулаки, кровь
приливает к лицу, комок подступает к горлу,
становится трудно дышать, напрягаются
мышцы лица, живота и т. п. Это и есть сигналы
гнева. Он предупреждает нас о своем росте.
Если мы игнорируем эти предупредительные
знаки, то в какой-то неожиданный для нас
момент он резко выплескивается наружу
в виде действий, за которые потом может
быть стыдно. Если же мы вовремя заметим
его сигналы, то мы сможем управлять этим
сильным чувством (а не наоборот, как это
случается с ребенком, когда гнев управляет
им).
После того как будет проведена эта разъяснительная
работа и выявлены сигналы гнева, свойственные
именно вашему ребенку, постарайтесь сделать
эту игру актуальной. Как только вы заметите,
что ребенок начинает сердиться, спросите
его, какие сигналы ему подает чувство.
Соответственно какое это чувство? Что
оно может заставить тебя сделать? Какие
это будет иметь последствия? Пока все
это еще не началось и ты уловил сигнал
вовремя, что можно сделать, чтобы избежать
неприятностей? Обсудите с ребенком конкретные
способы выхода из конкретной ситуации.
Например, можно было встать и уйти или
промолчать, а не поддаваться на явную
провокацию, чтобы не доставлять радости
ожидающим этого, и т. п.
Примечание. Чтобы эта игра принесла результаты,
ее нужно проводить систематически, причем
она требует от самих взрослых внимательности
и чуткости, а также находчивости в принятии
возможных способов решений различных
проблем.
"Гнев
на сцене"
Этот игровой коррекционный прием основан
на зрительном представлении образа своего
негативного чувства.
Когда ваш ребенок злится (или только что
испытытал злость), предложите ему представить,
как выглядел бы его гнев на сцене театра.
В образе кого выступал бы актер, играющий
гнев, - монстра, человека, животного, а
может быть, бесформенного пятна? Какого
цвета был бы его костюм? Каким он был бы
на ощупь - горячим или холодным, шершавым
или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом
говорил бы? Какими интонациями? Как бы
он двигался по сцене?
При желании ребенок может нарисовать
образ своего гнева, а еще лучше, войти
в роль этого актера и изобразить гнев
"от первого лица", выразительно двигаясь
за него и произнося реплики, которые ему
хочется в данный момент произнести, и
с такой громкостью и интонациями, как
считает нужным.
Спросите ребенка, с чего начиналось бы
выступление гнева? Как развивалось бы?
Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет
вам весь спектакль.
Позитивным моментом в этой игре является
возможность совмещения ребенком ролей
режиссера и актера, играющего гнев, то
есть, получая возможность выплеснуть
гнев, он в то же время имеет возможность
руководить им и в конце концов "убрать"
его со сцены.
Примечание. Для ребят постарше задание
можно усложнить, попросив их придумать,
как вел бы себя гнев на сцене, если бы
он был гневом человека из первобытного
общества, из рыцарского ордена, из современного
цивилизованного мира. Тем самым вы натолкнете
ребенка на мысль, что чувство гнева существовало
всегда, но нормы его выражения в разные
исторические времена и в разных обществах
существенно отличаются.
"Посчитал
до десяти я и решил..."
По сути, это правило, которого должен
придерживаться ребенок, когда чувствует
свою готовность действовать агрессивно.
Он ни в коем случае не должен принимать
никакого решения сразу, а вместо этого
попробовать спокойно посчитать до десяти,
успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться.
Только после этого он может принять решение,
как ему действовать в данной ситуации.
Обсудите с сыном или дочерью, как изменились
его (ее) мысли и желания после "успокоительного"
счета. Какое решение будет более эффективным,
а какое повлечет за собой еще большие
трудности? Помогите ребенку освоить такой
"взрослый" стиль мышления, который
он позже сможет использовать самостоятельно.
Помимо всех вышеописанных игр для обучения
самоконтролю полезно научить ребенка
расслабляться, так как у агрессивных
детей отмечается высокий уровень мышечного
напряжения. С этой целью вы можете использовать дыхательные
упражнения, а также релаксационные игры,
описанные в следующих статьях: "Во что играть
с тревожными детьми?" и "Коррекционные
игры для гиперактивных детей".
Работа с
чувствами
"Знатоки
чувств"
Спросите ребенка, много ли он знает чувств.
Если ему кажется, что много, предложите
ему сыграть в такую игру. Это будет конкурс
знатоков чувств. Возьмите мяч и начните
передавать его по кругу (можно играть
вдвоем с ребенком или пригласить поучаствовать
и других членов семьи, что будет не только
интересно, но и показательно в плане их
знаний и интереса к внутреннему миру).
Тот, у кого в руках мяч, должен назвать
одну эмоцию (положительную или отрицательную)
и передать мяч следующему. Повторять
сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может
дать ответ, покидает игру. Оставшийся
- самый большой знаток чувств в вашей
семье! Можно установить для него какой-нибудь
приз, например самый вкусный кусок пирога
за ужином (или еще какое-нибудь семейное
удовольствие).
Чтобы пользы от игры было больше, а проигрыш
ребенка не был обидным, предупредите,
что это первый тур, а через какое-то время
игру можно повторить, причем приз будет
еще лучше. Этим вы создадите у ребенка
настрой на запоминание называемых слов,
что поможет ему выиграть в дальнейшем.
Примечание. С этой игры хорошо начинать
цикл ваших семейных занятий, направленных
на обогащение эмоциональной сферы ребенка,
развитие интереса и способности к пониманию
своего внутреннего мира и эмоций других
людей. Так как, чтобы говорить о новой
для него сфере, понадобятся новые слова,
которые он, может быть, и слышал, но не
использовал до сих пор. В этой игре у него
появится опыт их употребления.
"Отгадай,
что я почувствовал?"
Если вы уже поиграли (и не раз) в предыдущую
игру, то наверняка ваш ребенок уже знает
названия хотя бы основных эмоций. Но это
еще не значит, что он правильно понимает
их суть. Проверить это (а при необходимости
и подкорректировать) вам поможет данная
игра. В ней две основные роли: водящего
и игрока (игроков может быть несколько).
Водящий должен загадать какое-то чувство,
вспомнить историю, когда это чувство
возникало у него, или придумать историю
о ком-то другом, переживающем похожее
состояние. При этом он должен рассказать
свою историю так, чтобы не назвать случайно
само чувство. Закончить рассказ нужно
предложением: "Тогда я почувствовал..."
- и сделать паузу. Тогда игрок пробует
отгадать, что же мог чувствовать человек,
попавший в такую ситуацию.
Рассказы лучше делать небольшие, например
такие: "Пришла я раз из магазина, выложила
продукты и поняла, что среди них нет масла.
Вероятно, я забыла его на прилавке, когда
убирала все в пакет. Посмотрела на часы
- магазин уже закрывается. А так хотелось
пожарить картошку! Тогда я почувствовала..."
(Самый точный ответ в этом примере - "досада",
но могут иметь место и другие эмоции -
грусть или злость на себя.)
Примечание. Лучше, чтобы начинал водить
взрослый, показывая детям на примере,
какими могут быть рассказы (не слишком
длинные и не очень сложные). Если же ребенок
угадал чувство персонажа, о котором идет
речь, то можно предложить ему стать водящим
и придумать свою историю. Слушайте внимательно
эти истории - возможно, в обычной беседе
ребенок не рассказал бы о своих скрытых
переживаниях!
"Страна
чувств"
Теперь, когда ребенок знает и названия
эмоций, и какие ощущения за ними стоят,
можно перейти к зримым образам чувств
и применению творчества в работе с ними.
Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства
вы знаете. Запишите названия эмоций, которые
вам вспоминаются, на отдельных листах
бумаги. А теперь предложите ребенку представить,
как выглядят эти "жители внутреннего
мира"? Пусть он нарисует портрет каждого
на листе с соответствующим названием.
Процесс создания таких образов очень
интересен и показателен. Обратите внимание,
как представляет себе ребенок те или
иные чувства, как объясняет свой выбор.
Особенно информативным может быть следующее
дополнение к нарисованному портрету.
Предложите юному художнику изобразить,
как выглядит домик каждого чувства и
какие вещи в нем хранятся. Возможно, в
новых образах вы увидите что-то схожее
с жизнью самого ребенка.
Примечание. Полученные портреты лучше
всего как-нибудь оформить. Можно создать
из них "галерею чувств", развесив
на стене, можно сделать художественный
альбом, соединив листы вместе и сделав
обложку. Главное, не выкидывайте их и
не позволяйте им валяться где попало.
Ведь это "жители внутреннего мира"
вашего сына или дочери и только поэтому
они заслуживают уважения и достойного
обращения, а дети очень чувствительны
к таким проявлениям родительского внимания!
Работу по созданию такого альбома или
галереи лучше проводить в несколько приемов
(особенно с маленькими детьми), делая
такие занятия систематическими и приступая
к новым портретам на листах с надписью,
сделанной в первый день этой долгой игры.
"Чувства
на сцене"
Эта игра аналогична игре "Гнев на сцене",
только ролей может быть столько, сколько
чувств. Так что есть, где разгуляться
режиссерской фантазии!
Лучше эту игру, как и предыдущую, сделать
систематически повторяющейся. Предлагайте
в нее сыграть тогда, когда видите, что
ребенок действительно испытывает какие-то
эмоции. Например, когда он радуется, предложите
ему рассказать и изобразить, как выглядела
бы его радость на сцене.
Примечание. Фантазируйте вместе с ребенком,
задавая дополнительные вопроси, например:
"Каким был бы танец радости?" Если
мальчик или девочка захотят его исполнить,
вероятно, понадобится ваша помощь в выборе
музыкального сопровождения этого творческого
процесса! Поэтому в коллекции ваших аудиокассет
или дисков должны находиться мелодии
с самым разным эмоциональным наполнением
(от отчаяния и тревоги до радости и гордости).
Рассказы
по фотографиям
Эта игра - очередная ступень в эмоциональном
развитии ребенка, мостик от его интереса
и внимания к собственному внутреннему
миру к пониманию чужих эмоций и сопереживанию.
Для того чтобы начать играть, вам понадобятся
любые фотографии людей, отражающие их
настроение. Их нетрудно подобрать, пролистав
какие-нибудь журналы или просмотрев репродукции
картин. Покажите ребенку одну из этих
фотографий и попросите определить, какие
чувства испытывает человек на фото. Затем
спросите, почему он так думает - пусть
ребенок попробует словами выразить, на
какие внешние признаки эмоций он обратил
внимание. Можно также предложить ему
пофантазировать, придумав, какие события
в жизни сфотографированного мужчины
или женщины предшествовали этому моменту.
Примечание. В этой игре было бы хорошо
использовать фотографии из вашего семейного
альбома, так как после вымышленного рассказа
ребенка вы смогли бы ему поведать, что
именно произошло до момента съемок, и
тем самым знакомить его с элементами
семейной истории, дав возможность ощутить
себя "причастным" к семейным событиям
и переживаниям родственников. Однако
использовать ваши личные фотографии
для данной игры будет интересно и полезно
только в том случае, если они действительно
отражают разное настроение, а не стандартные
улыбки для камеры.
Конструктивные
навыки общения
Сложность этой части "домашней"
коррекционной программы работы с агрессивным
ребенком состоит в том, что для отработки
навыков общения нужны другие люди, которые
будут участвовать в той же деятельности,
что и ребенок. Хорошо, если в семье помимо
ребенка, о котором мы говорим, имеются
другие дети, но если это не так, то осуществить
коммуникативные игры будет довольно
сложно (ведь взрослый родственник не
может заменить "чужого сверстника",
а наибольшее количество проблем возникает
именно с ними).
Поэтому в данной статье подобраны игры,
которые можно организовать, даже если
семья состоит из двух человек. Но если
у вас большая семья, то лучше пригласить
поучаствовать сразу нескольких домочадцев,
чтобы ребенок увидел разнообразие мнений
и характеров и смог научиться большей
гибкости. К тому же чем больше людей задействовано
в игре, тем она интереснее и можно организовать
больше вариантов, выслушав предложения
по этому поводу от разных игроков.
"Словарик добрых слов"
Агрессивные дети часто страдают от бедного
словарного запаса, вследствие чего даже
при общении с симпатичными им людьми
они часто употребляют привычные грубые
выражения. Язык не только отражает наш
внутренний мир, но и может влиять на него:
вместе с появлением хороших слов наше
внимание акцентируется на тех приятных
качествах и явлениях, которые они обозначают.
Заведите с ребенком особый словарь. В
него по алфавиту вы будете записывать
различные прилагательные,
причастия и существительные, которыми
можно описать характер или внешность
человека, то есть ответить на вопрос,
каким может быть человек. При этом нужно
соблюдать важное ограничение - все слова
должны быть добрыми, вежливыми, подходящими
для описания приятных (или нейтральных)
качеств в людях. Так, на букву "Б"
у вас могут быть записаны как слова, описывающие
внешность: "блондин", "брюнет",
"белокожий", "белокурый" и др.,
так и слова, относящиеся к описанию характера:
"бескорыстный", "бережливый",
"благородный", "беззащитный",
"безотказный" и др. или описывающие
деятельность человека в какой-то сфере:
"безупречный", "безукоризненный",
"блестящий" и пр. Если в голову вашему
ребенку приходят слова типа "бестолковый"
или "болтун", то обсудите с ним, что
такие слова тоже есть в русском языке
и мы их употребляем, но являются ли они
приятными, хотел бы он услышать их в свой
адрес! Если нет, то в словарике добрых
слов им не место.
Примечание. Как вы, наверное, понимаете,
мало составить вместе с ребенком такой
словарик и, положив его на полку, ждать,
когда же он заговорит, используя столь
богатую лексику. Чтобы все эти слова действительно
стали употребляться детьми в обычной
речи, необходимо проводить систематическую
работу. С этой целью, во-первых, хорошо
"освежать" слова в памяти. Для этого
можно либо использовать вариант игры
"Слово - шаг" (когда игрок может сделать
шаг вперед, назвав качество человека
на определенную букву), либо время от
времени задавать ребенку вопросы, содержащие
определения какого-то свойства, но не
называющие его (например: "Как можно
назвать человека, который не может постоять
за себя и не чувствует себя в безопасности?"
Ответ: "Беззащитный."). Во-вторых,
нужно позаботиться о практике использования
новых слов в каждодневной речи вашего
сына или дочери. Для этого старайтесь
чаще обсуждать с ним героев фильмов и
книг, анализировать их поступки, мотивы,
решая, о каких чертах характера они свидетельствуют.
Конечно, здесь вам придется употреблять
не только положительные характеристики,
но постарайтесь показать ребенку, что
даже в самом отрицательном герое (как
и реальном человеке) можно найти какие-то
хорошие черты, заслуживающие уважения.
"Слепой
и поводырь"
Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим,
а именно этого обычно сильно не хватает
агрессивным детям. Для того чтобы начать
игру, нужны два человека. Один из них будет
слепым - ему завязывают глаза. Второй
- его поводырем, старающимся аккуратно
и бережно перевести слепого человека
через дорогу с оживленным движением.
Это "движение" вы заранее создадите,
расставив в комнате стулья и какие-то
другие вещи таким образом, чтобы они мешали
свободно перейти с одной стороны помещения
на другую. Если есть еще желающие принять
участие в игре, то они могут создавать
"баррикады" из своих тел, расставив
руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника - аккуратно перевести
слепого на другую "сторону шоссе"
(где это место, договоритесь заранее),
оберегая его от столкновений с различными
препятствиями. После того как задача
будет выполнена, обсудите с ребенком,
легко ли ему было в роли слепого, доверял
ли он проводнику, его заботе и умению,
какие чувства испытывал. В следующий
раз пусть он попробует себя в роли проводника
- это научит его заботе и вниманию к другому
человеку.
Трудным может быть для детей объяснение
со "слепым" человеком, так как фразы
типа: "А теперь ставь ногу вот сюда"
- ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок
осознает это через какое-то время и его
общение со "слепым" в следующий раз
уже будет более эффективным, так что полезно
проводить такие игры не по одному разу.
Примечание. В этой игре "проводник"
может контактировать со "слепым"
разными способами: говорить о том, что
нужно делать, или просто вести его за
собой, поднимая ногу "слепого" на
нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду.
Можете чередовать эти варианты, введя
запрет на один из них, тренируя таким
образом владение то вербальными (речевыми),
то невербальными средствами общения.
Если ваш "слепой" норовит самостоятельно
пройти весь путь, игнорируя помощь проводника,
то в следующий тур постарайтесь ухудшить
его ориентацию в пространстве, расставив
по-другому препятствия и раскрутив на
месте ребенка после того, как ему завязали
глаза.
"Пилот и диспетчер"
Узнайте у ребенка, как он представляет
себе действия пилота в самолете: с помощью
чего он ориентируется в пространстве?
Как избегает столкновения с другими самолетами?
На что полагается, если плохая видимость?
Таким образом, вы неминуемо придете к
обсуждению работы диспетчера. Не трудно
привести печальные примеры из жизни,
когда неверные действия пилота, невнимательность
диспетчера или просто их несогласованность
в работе приводили к катастрофе. Поэтому
бывает очень важно доверять другому человеку
и выполнять его рекомендации, если у того
информации больше, чем у тебя в данный
момент.
Сначала роль пилота будет играть ребенок.
Завяжите ему глаза, это означает, что
самолет попал в зону плохой видимости.
Теперь придется юному пилоту полностью
доверить свое благополучие диспетчеру,
то есть вам (или другому члену семьи, исполняющему
эту роль). Как и в предыдущей игре, расставьте
в комнате различные преграды. В центре
поставьте пилота. Диспетчер должен находиться
от него на достаточном расстоянии и управлять
действиями самолета "с земли", то
есть исключительно словами. Так он может
давать пошаговые инструкции типа: "Повернись
немного вправо, сделай три небольших
шага вперед. Так, еще чуть-чуть продвинься
вперед. Стоп." и т. д. Пилот, выполняя
указания диспетчера, должен пролететь
беспрепятственно по комнате до указанного
пункта назначения.
Примечание. Эта игра похожа на игру "Слепой
и поводырь", но она несколько сложнее
по выполнению, потому что помимо доверия
ребенка ко второму игроку она предполагает
умение ждать, находиться какое-то время
в неизвестности. То есть вашему ребенку
в процессе игры придется преодолеть свою
импульсивность и научиться доверять
человеку "на расстоянии", не ощущая
рядом "дружеского плеча" и руководствуясь
только словесными указаниями. Так что
если вы предполагаете наличие сложностей
с развитием этих качеств у вашего сына
или дочери, то не стоит переходить к этой
игре, не освоив хорошенько предыдущую.
"Портрет
агрессивного человека"
Способность к адекватной самооценке
и самокритике, к сожалению, не является
хорошо развитым качеством у большинства
детей, тем более у детей, склонных к агрессии.
Это игровое упражнение поможет им увидеть
себя со стороны и осознать свои отдельные
поступки в ситуации конфликта и стиль
поведения в целом.
Попросите ребенка мысленно представить
себе агрессивного человека: как он выглядит,
как ведет себя, как разговаривает, как
ходит. Теперь можно попробовать отразить
эти представления на бумаге - пусть ребенок
нарисует портрет агрессивного человека.
Когда рисунок будет закончен, поговорите
о том, что там изображено. Почему ребенок
именно так нарисовал агрессивного человека,
какие его качества он хотел подчеркнуть
в этом портрете? Спросите также, что вашему
сыну или дочери нравится в нарисованном
человеке, за что его можно уважать. А что,
напротив, не нравится, что хотелось бы
изменить? Почему этот человечек агрессивный?
Поинтересуйтесь, как, по мнению ребенка,
к агрессивным людям относятся окружающие?
Как он сам к ним относится?
Теперь необходимо перейти к разговору
о личности самого ребенка. Расскажите
ему прежде всего о том, что агрессия является
нормальным человеческим проявлением
в определенных ситуациях, когда остальные
методы решения проблемы неэффективны
(лучше сразу привести примеры таких ситуаций
или попросить ребенка это сделать). Можно
также обсудить то, что у агрессии есть
некоторые проявления, которые не только
не осуждаются обществом, но даже поощряются.
К таким проявлениям относятся, например,
настойчивость в достижении цели и умение
защитить себя и других людей.
После того как ребенок уяснил, что агрессия
- это не всегда плохо, вы можете ожидать
от него признания в себе этого качества.
Спросите вашего сына или дочь, когда он
(она) сам ведет себя агрессивно по отношению
к окружающим? Есть ли какие-то обстоятельства,
в которых он почти всегда себя так ведет?
Есть ли люди, постоянно вызывающие агрессивные
желания у ребенка? Отнеситесь внимательно
к этим ответам, в них прозвучат "хронические
проблемы", которые нужно анализировать
и над которыми придется систематически
работать. Постарайтесь подробно обсудить
типичные ситуации возникновения гнева
и агрессивного поведения у ребенка. Что
чувствовал ваш ребенок в тот момент? О
чем подумал? Что ему захотелось сделать?
Как он реально поступил? Что за этим последовало?
Можно ли было поступить иначе, чтобы избежать
негативных последствий?
Примечание. Если вы будете в этом разговоре
не судьей, а сочувствующим другом, то
вам удастся расширить границы мышления
ребенка и обогатить его поведенческий
репертуар за счет знаний, почерпнутых
из своего жизненного опыта. Для того чтобы
вызвать у детей желание вести себя по-другому,
лучше опирайтесь на такие аргументы,
как "достиг ли ты своей цели?", "поняли
ли окружающие, что ты чувствовал и чего
хотел?", "было ли твое поведение эффективным?",
"улучшились ли твои отношения с окружающими?",
чем на обоснования типа "это некрасиво!"
или "хорошие дети так себя не ведут!".
"Пойми
без слов"
Каждый взрослый по себе знает, как раздражает
непонимание окружающими наших мыслей
и желаний. Также каждый взрослый догадывается,
что есть в этом печальном обстоятельстве
и вина самого человека - значит, он не
смог этого четко объяснить, был недостаточно
настойчив или находчив для достижения
этой цели. А вот дети об этом часто не
догадываются. В силу детского эгоцентризма
(когда они считают себя центром мироздания
и меряют весь мир по себе), им трудно бывает
представить, что окружающие их действительно
не поняли или поняли неправильно. Дети
редко прикладывают усилия для того, чтобы
быть понятыми, зато часто обижаются и
злятся, оценивая непонимание как "злонамеренность".
Поэтому данная игра будет полезна всем,
так как в ней ребенку понадобится быть
максимально доходчивым и постоянно искать
объяснения задуманного остальным игрокам.
Кроме того, он также побудет и "в чужой
шкуре", пытаясь понять водящего, когда
они поменяются местами.
Итак, в этой игре водящий задумывает какое-то
слово (отвечающее на вопрос "кто?"
или "что?"). После этого он должен
постараться изобразить то, что это слово
обозначает, не проронив ни звука. Можно
двигаться, воспроизводя ситуацию, в которой
используется данная вещь, или замирать,
пытаясь скульптурно изобразить задуманное
слово. Единственное, что запрещено в этой
игре, так это указывать на сам предмет,
даже если он есть поблизости, и произносить
слова и звуки. Остальные игроки пытаются
угадать изображаемое слово. Когда у них
появляется версия о том, что бы это значило,
то они сразу произносят свой ответ. Если
он неверен, то водящий отрицательно качает
головой. Если ответ правильный, то водящий
снова может говорить и радостно это демонстрирует,
называя вслух загаданное слово и приглашая
назвавшего его стать водящим. Если же
ответ игрока близок по смыслу, но не совсем
точен, то ведущий показывает это с помощью
знака, о котором договариваются заранее,
например, помахав двумя руками перед
собой.
Примечание. Когда ваш ребенок освоится
с этими правилами, можно усложнить игру,
загадывая не одно слово, а словосочетание,
содержащее название предмета и его характеристику
(например, "толстый кот"). Соответственно
отгадывание ответа будет состоять из
двух частей. Сначала водящий поднимает
вверх один палец, что означает задачу
отгадать существительное. Когда оно уже
произнесено, то водящий показывает два
пальца, что демонстрирует участникам,
что они переходят к отгадыванию прилагательного.
"Попросись
на ночлег"
Это вариант ролевой игры. Она пройдет
более оживленно и интересно, если вы задействуете
в ней нескольких членов семьи.
Помогите ребенку представить, что все
происходит в прошлом веке, когда не было
автомобилей и телефонов, да и гостиницы
были далеко не везде. Иногда люди сталкивались
с такой проблемой, что им негде переночевать
в дороге. Тогда им приходилось проситься
на ночлег в частные дома. Хозяин дома
мог дать страннику приют или прогнать
со своего двора, если у него на то были
причины.
Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника:
палку, накидку или заплечный мешок, чтобы
ему было легче войти в роль. Дальше вы
будете произносить примерно такой текст:
"Ты путник. Ты очень устал за целый
день пути, а до пункта назначения еще
далеко. Стало смеркаться. Накрапывает
дождь. Впереди показались огоньки домов
- это деревня. Как тебе хочется оказаться
в сухом уютном доме, выпить горячего чая
и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители
стали очень осторожны, они боятся пускать
в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя
нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем,
либо просишься на ночлег - может быть,
кого-то тебе удастся упросить, убедить,
уговорить или каким-то другим образом
сделать так, что он пустит тебя переночевать".
Во время этой речи юный путник старается
изображать то, что вы говорите: он медленно
идет, опираясь на палку, ежится от дождя
и холода, прикладывает руку к глазам,
чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда
вводная часть игры закончена и ребенок
вошел в свою роль, можно переходить к
активным действиям.
Пусть остальные члены семьи представят
себя жителями деревни, живущими в отдельных
домах. Они опасаются проходимцев и преступников
или просто не хотят нарушать свой покой,
словом изначально они совершенно не горят
желанием приютить странника. Дальше ребенок
по очереди будет стучаться в дверь каждому
из них и пытаться сказать что-то такое,
что заставит хозяина пустить его в дом.
Путник может пробовать самые разные варианты:
от попыток вызвать жалость до лести или
шантажа. Но человек, играющий роль хозяина
дома, должен только тогда уступить его
просьбам, когда у него действительно
возникнет такое желание. Если же слова
и действия странника вызвали в нем недовольство,
то он может закрыть дверь. Тогда путник
идет к следующим домам.
После того как путник обошел все дома
(успешно или неуспешно), можно продолжить
игру. Наутро жители деревни собрались
все вместе и стали обсуждать произошедшее
вчера событие - приход чужака в деревню.
Они рассказывали, как он пытался их убедить
взять его на ночлег и что они чувствовали
и думали, когда наблюдали за его словами
и действиями. То есть все члены семьи
садятся рядом и обсуждают свою реакцию
на слова путника. Они честно рассказывают,
когда они были почти готовы пойти ему
навстречу, а когда им хотелось проучить
"чужака". После этого совместно с
ребенком делается вывод, какая стратегия
действий оказалась самой эффективной.
Примечание. Слушая о чувствах, которые
вызвало его поведение в душах других
людей, ребенок получает "прямую обратную
связь", возможность "увидеть"
то, что обычно недоступно для наблюдения.
Он также учится разбираться в мотивах
поведения других людей и законах межличностного
общения. С детьми постарше будет интересно
обсудить индивидуальные особенности
жителей деревни, которые повлияли на
то, какой вид просьбы оказался действенным
именно для них. Например, бабушка "сдалась",
когда ее удалось разжалобить, а старший
брат только тогда, когда ребенок обратился
к его желанию покровительствовать, быть
большим, добрым и сильным для кого-то.
"Критикуй,
не обижая"
Эта игра является очень важной частью
программы работы с агрессивным ребенком,
так как она тренирует умение направлять
свое недовольство не на бумагу, песок
или воду, а непосредственно на того, кто
вызвал у ребенка негативные эмоции. Конечно,
форма проявления такого недовольства
должна быть вежливой и не обижать человека.
Ребенку следует стремиться не "сделать
больно в отместку", а добиться изменений
в поведении другого человека, чтобы ему
снова стало комфортно с ним общаться.
Иными словами, нужно учить детей конструктивной
критике, а это - целое искусство. Поэтому
не ожидайте всего и сразу, а начинайте
постепенную работу в этом направлении.
Заранее заготовьте набор фраз, которыми
ваш ребенок (или его одноклассники) склонен
пользоваться, чтобы оценить проявления
другого человека. В этой копилке у вас
окажутся предложения типа: "Ты дурак",
"Смотри, куда прешься, корова!", "С
тобой со скуки помрешь!" и другие фразы,
режущие ухо воспитанного взрослого. Можно
записать эти грубости и обзывалки на
отдельных листочках. Теперь введите законы
правильной критики. К ним относятся:
- критикуй не человека в целом, а его конкретные
действия;
- говори о своих чувствах по поводу того,
что тебе не нравится;
- предлагай пути решения проблемы, если
возможно, то и свою помощь;
- покажи уважение к человеку, свою веру
в то, что он сможет измениться;
- избегай слов и интонаций, которые могут
обидеть человека;
- не приказывай, а предлагай человеку
выбор.
Если теория ребенком усвоена, начинайте
практиковаться. Возьмите любой листок
с обидной фразой. Пусть ребенок предложит,
как ее изменить таким образом, чтобы сказать
о своих чувствах и мыслях, но не обидеть
человека. Так, фраза "С тобой со скуки
помрешь!" может перетечь в предложение
типа: "Знаешь, мне уже надоело собирать
мозаику. Давай лучше погуляем или построим
замок из конструктора" или "Лично
мне не очень интересно слушать об одном
и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь
еще много интересных вещей. Так что, может,
поговорим о чем-то еще или займемся делами?".
Каким именно будет ответ вашего ребенка,
зависит от его возраста и от того, какую
ситуацию он себе представил.
Примечание. Взрослым придется помогать
ребенку на первом этапе, так как речевое
развитие и мышление детей еще недостаточны,
чтобы придать мыслям и чувствам другую
словесную форму. Поэтому подготовьтесь
заранее. При этом, предлагая сыну или
дочке какой-то вежливый вариант, подумайте,
соответствует ли такая формулировка
возрасту ребенка и особенностям речи
современных детей. Иначе может возникнуть
ситуация, когда ваш ребенок станет посмешищем,
употребляя слишком книжные или слишком
взрослые предложения. Замена грубым фразам,
которую вы ему предлагаете, должна гармонично
влиться в его речь, чтобы у окружающих
не возникало ощущения, будто ваш ребенок
играет какую-то роль (например, воспитанницы
Института благородных девиц).
Коррекционная
работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми,
его окружающими, - родителями и педагогами.
В зависимости от выявленных причин агрессии
в работе со взрослыми необходимо делать
несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению
к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара
родителей и педагогов через развитие
их коммуникативных умений.
Самое важное - создать для ребенка такие
условия жизни, где ему демонстрировались
бы образцы миролюбивого отношения между
людьми, отсутствовали бы негативные примеры
агрессивного поведения. Воспитание на
принципах сотрудничества (особенно в
семье) - это главное условие предотвращения
агрессивности.
Лучшим гарантом хорошего самообладания
и адекватного поведения у детей является
умение родителей владеть собой. В таблице
3, представленной ниже, даны общие «рецепты»
избавления от гнева, которые будут полезны
всем родителям.
Таблица 3
Шесть рецептов избавления
от гнева
Содержание |
Пути выполнения |
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы
он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
- Слушайте своего
ребенка; |
2. Следите за
собой, особенно в те минуты,
когда вы находитесь под |
- Отложите совместные
дела с ребенком; |
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате" |
4. В те минуты,
когда вы расстроены или |
- Примите теплую
ванну, душ; |
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить
возможные неприятности, которые могут
вызвать ваш гнев |
- Не давайте
ребенку играть теми вещами, которыми
дорожите; |
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее |
- изучайте силы
и возможности своего ребенка; |
Далее приведены конкретные практические
рекомендации родителям и педагогам,
как правильно вести себя с
детьми, проявляющими агрессию в отношении
взрослых или сверстников.
1. Спокойное отношение в случае незначительной
агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей
и подростков неопасна и объяснима, можно
использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка
(весьма мощный способ прекращения нежелательного
поведения);
- выражение понимания чувств ребенка
(«Конечно, тебе обидно, но...»);
- переключение внимания, предложение
какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста,
достать посуду с верхней полки, ты ведь
выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты
злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей,
то адекватная и неопасная агрессивная
реакция часто не требует вмешательства
со стороны. Дети нередко используют агрессию
просто для привлечения к ним внимания.
Если ребенок/подросток проявляет гнев
в допустимых пределах и по вполне объяснимым
причинам, нужно позволить ему отреагировать,
внимательно выслушать и переключить
его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках
(поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком
и личностью позволяет техника объективного
описания поведения. После того как ребенок
успокоится, целесообразно обсудить с
ним его поведение. Следует описать, как
он вел себя во время проявления агрессии,
какие слова говорил, какие действия совершал,
не давая при этом никакой оценки. Критические
высказывания, особенно эмоциональные,
вызывают раздражение и протест и уводят
от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться
обсуждением конкретных фактов, только
того, что произошло «здесь и сейчас»,
не припоминая прошлых поступков, иначе
у ребенка возникнет чувство обиды и он
будет не в состоянии критично оценить
свое поведение. Вместо распространенного,
но неэффективного «чтения морали» лучше
показать ему негативные последствия
его поведения, убедительно продемонстрировав,
что агрессия больше всего вредит ему
самому. Очень важно также указать на возможные
конструктивные способы поведения в конфликтной
ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии
- установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения
(«Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь
продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств
по отношению к нежелательному поведению
(«Мне не нравится, когда со мной
- говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда
на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой
договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению
ребенка/подростка, взрослый человек должен
проявить, по меньшей мере, три качества:
заинтересованность, доброжелательность
и твердость. Последняя касается только
конкретного проступка; ребенок/подросток
должен понять, что родители любят его,
но они против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными
эмоциями. Родителям и специалистам необходимо
очень тщательно контролировать свои
негативные эмоции в ситуации взаимодействия
с агрессивными детьми. Когда ребенок
или подросток демонстрирует агрессивное
поведение, это вызывает у взрослых сильные
отрицательные эмоции - раздражение, гнев,
возмущение, страх или беспомощность.
Взрослым нужно признать нормальность
и естественность этих негативных переживаний,
понять характер, силу и длительность
возобладавших чувств.
Когда взрослый человек управляет своими
отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет
агрессивное поведение ребенка, сохраняет
с ним хорошие отношения и демонстрирует,
как нужно взаимодействовать с агрессивным
человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося
с детско-подростковой агрессией, - уменьшить
напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого,
усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на
угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь
пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти,
перекрещенные или сцепленные руки, разговор
«сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка,
его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказание или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые»,
«Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми (не
в его пользу);
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить
ребенка на короткое время, но возможный
отрицательный эффект от такого поведения
взрослого приносит куда больше вреда,
чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления
агрессии не нужно, этим стоит заниматься
только после того, как ситуация разрешится
и все успокоятся. В то же время обсуждение
инцидента необходимо провести как можно
скорее. Лучше это сделать наедине, без
свидетелей, и только затем обсуждать
в группе или семье (и то не всегда). Во
время разговора важно сохранять спокойствие
и объективность. Нужно подробно обсудить
негативные последствия агрессивного
поведения, его разрушительность не только
для окружающих, но, прежде всего для самого
маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации
ребенка. Ребенку, тем более подростку,
очень трудно признать свою неправоту
и поражение. Самое страшное для него -
публичное осуждение и негативная оценка.
Дети и подростки стараются избежать этого
любой ценой, используя различные механизмы
защитного поведения. И действительно,
плохая репутация и негативный ярлык опасны:
закрепившись за ребенком/подростком,
они становятся самостоятельной побудительной
силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации
целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка
(«Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не
хотел его обидеть»), но в беседе с глазу
на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить
подростку/ребенку выполнить ваше требование
по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс,
договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть
на том, чтобы ребенок не только немедленно
сделал то, что вы хотите, но и тем способом,
каким вы хотите), можно спровоцировать
новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного
поведения. Важное условие воспитания
«контролируемой агрессии» у ребенка
- демонстрация моделей неагрессивного
поведения. При проявлениях агрессии обе
стороны теряют самообладание, возникает
дилемма - бороться за свою власть или
разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым
нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше
возраст ребенка, тем более миролюбивым
должно быть поведение взрослого в ответ
на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать
образец конструктивного поведения и
направленное на снижение напряжения
в конфликтной ситуации, включает следующие
приемы:
- нерефлексивное слушание. Это слушание
без анализа, дающее возможность собеседнику
высказаться. Оно состоит в умении внимательно
молчать. Здесь важны оба слова. Молчать
- так как собеседнику хочется, чтобы его
услышали, и меньше всего его интересуют
наши замечания; внимательно - иначе человек
обидится, и общение прервется или превратится
в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать
течение речи собеседника, стараясь, чтобы
он полностью выговорился;
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными
средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих
вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные
модели поведения. Главное условие - искренность
взрослого, соответствие его невербальных
реакций словам.
Таблица 4
Типы агрессии у детей
и способы построения отношений
Название типа агрессии |
Рекомендации |
1. Гиперактивно-агрессивный
ребенок |
Необходимо
грамотно выстраивать систему
|
2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. |
Помогите ребенку
разрядить психическое |
3. Агрессивный
ребенок с оппозиционно-вызывающим
поведением. |
Попытайтесь решать
проблемы вместе, в сотрудничестве
с ребенком, но не за него |
4. Агрессивно-боязливый
ребенок. |
Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ебенком преодолевайте ее.; пр этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного |
5. Агрессивно-бесчувственный
ребенок. |
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалуйте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди и извинись", "Погладь по голове", "Пожми руку", "Предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и тому подобное) |
Информация о работе Коррекционная работа с агрессивным ребенком