Коррекция агрессивного поведения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности.

Содержание

Введение


1. Признаки агрессивного поведения ……….

2. Виды агрессии …….

3. Описание возможных причин агрессивного поведения дошкольников ………….

4. Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми…………


Заключение…………

Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, а так же у них уменьшается агрессивность.[29]

 

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

 

Нельзя получить достаточно полное представление о развитии ребенка, ограничиваясь только данными изучения в детском саду. Необходимо также ознакомиться с условиями воспитания и особенностями его поведения в семье, подробно расспросив об этом родителей.

 

Результатом изучения развития ребенка является психологическая характеристика. При ее составлении воспитателю следует пользоваться той классификацией разных сторон развития, которую дает детская психология.

 

Известную роль в изучении детей в детском саду могут играть массовые методы обследования детей - метод тестов и социометрический метод. Однако их использование требует обязательного руководства со стороны специалистов - психологов.

 

Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессивности у детей является тест «Сказка». Составила этот тест знаменитый психолог Луиза Дюсс. Очень многие отечественные психологи занимаются с детьми именно по этим тестам. В этих сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

 

Но во всей этой работе с ребенком очень важно найти контакт, если ребенок не идет на контакт, то даже этот тест не поможет и надо предпринимать уже другие методы снятия агрессии.[19]

 

Цель теста «Сказка» заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведение ребенка, но, то, же время живут в нем.

 

Этот тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий тестирования. Тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.

 

Во - первых, ребенок должен почувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбрать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.

 

Во - вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку».

 

В - третьих, если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, надо прервать сказку и попробовать рассказать ее в другой раз.

 

Необходимо обратить внимание на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не надо совершать ошибку и думать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психического здоровья.

 

Взрослым, следует так же помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими как ориентиром в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка

 

Надо помнить, что нет ничего патологического в том, если ребенку сниться, что его забрали, что его переехала машина и т.д. Изредка дурные сны сняться всем. Здесь речь будет о том, указывает ли один из приведенных в примерах тревожащих ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное уже с выраженными прямо или косвенно в других ситуациях, в рисунках и в другом виде детского творчества.

 

Во время проведения тестов необходимо проявлять спокойствие и дружелюбие и относиться к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать как точные данные. Любой результат теста - это повод для размышления, для изменения отношений в семье и детском саду к ребенку. Если тревожащих ответов получилось слишком много и они со временем не уменьшаются, то лучше обратиться к специалисту.

 

Следующий метод снятия агрессии: релаксация или мысленное расслабление

 

Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Ели детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

 

Воображение - хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения.

 

1) «Представь, что ты снежная  баба. Ты огромная, красивая, тебя  вылепили из снега. У тебя есть  голова, туловище, две торчащие в  стороны руки, и ты стоишь на  крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

 

2) «Давай представим, что мы маленькие  птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».

 

Групповые методы могут успешно применяться при работе с детьми в возрасте от трех лет и старше, включая детей начальной школы. Каждую неделю (желательно в одно и то же время) отводят двадцать - сорок минут для обсуждения чувств. Психолог выбирает достаточное число тем для обсуждения в течение пяти - десяти недель (счастье, страх, одиночество, грусть, гнев, любовь и т.д.). Эти темы должны соответствовать стадии развития детей и каждую неделю представлять одно чувство. В качестве примера для обсуждения используется тема страха.

 

1) Группе задают ряд вопросов  о страхе. Для достижения лучших  результатов вопросы задают, последовательно  переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («Тебе  приходилось испытывать чувство страха?»). В процессе занятий следует поощрять обсуждение с помощью методов новых формулировок, отображений и других методов группового взаимодействия. Рекомендуется заблаговременно подготовить несколько стимулирующих вопросов, которые можно затронуть, когда беседа пойдет на убыль.

 

Что представляет собой страх?

 

Что чувствует мальчик (девочка), когда его испугают?

 

Детей просят описать, а затем показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик или девочка.

 

Что делает испуганный мальчик или девочка?

 

Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

 

Как это происходит?

 

В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?

 

Что вы сделали?

 

Что бы вы могли сделать в следующий раз?

 

Какой момент в вашей жизни был самым страшным?

 

Не нужно строго следовать приведенному образцу. Напротив, этот образец необходимо гибко использовать с учетом времени, уровня группового обсуждения и возраста детей. Иногда достаточно задать три - пять вопросов.

 

2) После обсуждения и диалогов  по поводу страха детей просят нарисовать страх или написать рассказ о страхе. Можно спросить:

 

Вы можете передать это чувство на бумаге?

 

Как выглядит страх?

 

Вы можете нарисовать страшную сцену?

 

3) После рисования детям предлагают  совместно обсудить работы, поднять  свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе психолог может помочь детям с помощью следующих вопросов:

 

Что происходит на рисунке?

 

Что в нем страшного?

 

Чем это закончится?

 

Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям:

 

- лучше осознать различные состояния своих чувств;

 

- научиться понимать и контролировать  чувства (например, с помощью вопросов: «как бы ты поступил в следующий  раз?» и др.);

 

- рассказать другим детям о  своих чувствах и убедиться  в том, что другие дети тоже  испытывают аналогичные чувства;

 

- рассказать психологу о своих  чувствах и проблемах;

 

- выразить свои чувства в  символической форме с помощью  пластических средств.

 

На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Такое выражение понижает уровень напряжения, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств.

 

В психолого-педагогической литературе предлагаются следующие рекомендации обращения с детьми до вспышки агрессивности:

 

1) Детей иногда надо оставить, чтобы они разобрались сами. Они  способны к самостоятельному  разбору некоторых споров, и, если  взрослые контролируют события, это служит для детей полезным  опытом. Дети поймут, что могут  обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

 

2) Если взрослые считают, что  лучше дело «не доводить до  греха», можно сориентировать ребенка  на другой тип поведения. Целесообразно  предложить ребенку его любимую  игрушку или такую игрушку, которую  он мог бы безбоязненно пинать  и кусать.

 

3) Полезно отвлечь ребенка, каким- то интересным для него занятием.

 

4) Если ребенка невозможно отвлечь  и нападение вот- вот состоится - лучше всего отвести его руку  или держать его за плечи, особенно  если действия взрослого подкреплены  резким: «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

 

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно унять. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

 

При обращении с детьми после агрессивного нападения специалисты советуют:

 

1) Резкое слово драчуну и забияке  и благосклонное внимание к  жертве могут очень ясно показать  ребенку, что он проигрывает от  таких неприятностей. В обычное время виновник должен пользоваться благосклонным вниманием. Принуждать ребенка к извинению - мера само по себе малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу: «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

 

2) Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка поостыть в тихий угол. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большое неодобрение агрессивного поведения. Этот прием полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту - две. Маленькие дети вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руку и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или «Не кусаться!». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным и негативным, а жертву достаточно утешают.

 

В идеале при каждом инцидента взрослые должны высказать свое отношение к нему и постараться побыстрее прекратить его. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя или воспитателя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

 

3) Когда за агрессивные действия  виновника лишают любимых игрушек  или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину наказания- все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как «шалопая». Его гнев и возмущение, таким образом, снижает шанс, что он научится вести себя иначе.

 

4) Наименьший эффект приносят  действия, когда взрослые отвечают  агрессивностью на агрессивность. В - первых, они могут побуждать  на это детей. Реплики: «Иди и  дай сдачи» вполне достаточно, что бы ребенок воспринял как разрешение побить забияку или с удовольствием давать сдачи при любом поводе. Во - вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!». Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же агрессивного действия, за которое упрекают ребенка.

 

В отношение агрессивности важно соблюдать приделы дозволенного и недозволенного.

 

Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют воспитателям следующие «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия.

 

1) Терпение. Нужна выдержка, выдержка  и еще раз выдержка.

 

2) Объяснение. Ребенку объясняют, почему  его поведение не правильно, делать  это надо максимально кратко.

 

3) Отвлечение. Надо предложить ребенку  более что-то привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется.

 

4) Неторопливость. Не надо спешить  наказывать ребенка. Вдруг поступок  повториться.

 

5) Награды. Лучше похвалить ребенка  за хорошее поведение. Это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у дошкольников