Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:58, лекция
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
«Педагогическая интуиция» не является врожденной, это результат внутренней деятельности, превратившийся в компонент личности. То, что раньше было осознано в виде правил, превращается во внутренний подсознательный механизм. Но это «вращивание» по-разному осуществляется у разных людей, в зависимости от различных темпераментов, характеров, типов личности. Отсюда и различные индивидуальные стили деятельности и поведения, а также и различные индивидуальные стили общения учителя с учениками.
Интересными являются данные, собранные американскими психологами Дж. Брофи и Т. Гуда , касающиеся «субъективности» общения учителя, проявляющейся, прежде всего, в избирательном отношении. Установлено, что учителя чаще всего обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоциональное отношение – симпатию, антипатию, озабоченность, неприязнь, в то время как те ученики, к которым они безразличны, оказываются обделенными учительским вниманием. Оказывается, что учитель склонен лучше относиться к более «интеллектуальным» и дисциплинированным детям. На втором месте в данной классификации стоят спокойные ученики, на третьем – ученики, легко поддающиеся чужому влиянию, но одновременно с этим плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные и самоуверенные школьники. Интересным остается и тот факт, что для учителя существенной является и внешность ученика.
Следует отметить, что непроизвольно учитель стремится к большему общению с теми учениками, которые сидят на первых партах, непосредственно перед учителем, и что эти школьники при прочих равных условиях оцениваются учителем более высоко. Учитель также предпочитает школьников с аккуратным, каллиграфическим почерком, очень чувствителен даже к голосу ученика.
Все выше сказанное – оборотная сторона индивидуального, дифференцированного отношения учителя к разным учащимся, которое может быть.
В истории педагогики неоднократно ставился вопрос о тех специальных качествах и способностях учителя, благодаря которым обеспечивается успешность того или иного вида его деятельности.
Так Ф.Н. Гоноболин выделяет ряд наиболее важных способностей, которыми следует обладать учителям:
· Дидактические способности. К требуемым для них психическим качествам он относит способность к свободному обращению с учебным материалом, способность оценивать трудность материала, находчивость и избирательность
· Экспрессивные, или выразительные, способности, относящиеся, в основном, к речи
· Перцептивные способности. Данный вид способностей тесно связан с умением учителя общаться с детьми, устанавливать с ними контакты, что зависит от наличия у него коммуникативных способностей
· Организаторские способности
· Суггестивные способности, т.е. способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на учащихся
· Научно-познавательные способности.
Но необходимо понимать, что когда тот или иной автор говорит о «способностях», он имеет в виду собственно способности или профессиональные умения.
Если воспользоваться классификацией Е.А. Климова, согласно которой существуют пять типов профессий: «человек – природа», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек – человек», – то профессия учителя – классический пример профессии типа «человек – человек». Е.А. Климов перечисляет и комплекс педагогических умений, куда, по его мнению, входят:
· высокий уровень умственных способностей
· высокий идейный и моральный облик
· организаторские способности
· способность быстро и правильно понимать внутренне душевное состояние другого человека (эмпатия)
· волевые качества
· способность использовать речь как средство воздействия на людей
· способность одновременно быть внимательным ко многим объектам
· способность с большой вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие ученика.
Исходя из выше перечисленных умений, которыми должен обладать учитель, может возникнуть вопрос о том, можно ли развивать все эти умения в себе. Очевидно, что совершенно не обязательно делать это только на профессиональном материале. Все эти умения можно развивать и без конкретной профессиональной направленности.
Подводя итог, можно сказать, что педагогическое общение – это важнейший инструмент создания атмосферы равенства, справедливости, понимания, которая должна царить в отношениях педагога с учениками. Важным остается и тот факт, что учитель сам должен осознавать то, что от его поведения и его действий зависит то, какими будут его отношения с учениками. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что именно он организует образовательный процесс, что именно от него, в первую очередь, зависит то, как выстроятся его отношения с учениками. Интересы учителя в первую очередь должны быть ориентированы на учеников, на их развитие и дальнейшее становление. В противном случае, неправильные действия учителя могут привести к возникновению конфликтов в педагогическом общении.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.
Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности.
Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения.
Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер.
В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие – это двигатель пpогpесса, pазвития. Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.
Можно выделить пять стилей поведения в ситуациях разногласий – сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество (конкуренция).
Стиль конкуренции (соперничества). Формы проявления стиля конкуренции – стремление доказать, что другой человек не прав; стремление пеpекpичать другого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление пеpехитpить другого; обращение за помощью и поддержкой к союзникам; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Стиль уклонения (ухода). Формы проявления стиля уклонения – молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, депрессия, игноpиpование обидчика, едкие замечания по его поводу за его спиной, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Стиль приспособления. Ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете. Вывод: уступая, или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.
Стиль сотрудничества рекомендуется использовать в следующих ситуациях: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой; вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов. Этот стиль требует определенных условий: достаточное количество времени у обеих сторон, они должны уметь выражать свои желания, свои нужны, уметь выслушать друг друга и затем выработать альтернативы для решения проблемы.
Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Акценты делаются не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться». В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. И тогда вам может помочь только компромисс.