Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом. К числу основных коммуникативных качеств относятся точность, логичность, чистота, уместность , выразительность и богатство речи

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Задача культуры речи…………………………………………...4
Типы речевой культуры…………………………………………6
Заключение………………………………………………………8
Список использованных источников…………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

Volkova_Alyona.docx

— 23.53 Кб (Скачать файл)

                                               ЮУрГТК

 

             

 

 

                Реферат

 по дисциплине русский язык и культура речи

                 на тему: Культура речи

 

 

                                 

                                           Выполнил: студентка гр.СП-282/б

                                                          Волкова А.И

                                                            Проверил: Симагина Е.А

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….3

Задача культуры речи…………………………………………...4

Типы речевой культуры…………………………………………6

Заключение………………………………………………………8

Список использованных источников…………………………..9 

                                              ВВЕДЕНИЕ

Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом. К числу основных коммуникативных качеств относятся точность, логичность, чистота, уместность , выразительность и богатство речи. Понятие "культура речи" включает в себя владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи. Термин "культура речи" используется, с одной стороны, для обозначения конкретного явления социальной и языковой действительности, а с другой – для обозначения науки и учебной дисциплины, которая изучает данное явление. Культура речи тесно связана со стилистикой– наукой о выразительных средствах и функциональных стилях литературного языка.

 

                              ЗАДАЧА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

В настоящее время умение правильно  говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных  сфер жизни социума. Именно поэтому  можно говорить о связи литературного  языка с понятием культуры речи. Различают 3 основных аспекта понятия  культуры речи: коммуникативный, нормативный, этический. Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Задача культуры речи заключается в том, чтобы  эти нормы были зафиксированы  и контролировались, чтобы в дальнейшем следить за их изменением. Одним  из важнейших компонентов культуры речи является нормативный компонент. Однако определение «правильности» или «неправильности» культуры речи не является основным. Еще одной  функцией культуры речи является определение  коммуникативных задач языка. Важность коммуникативной стороны можно  считать главной категорией культуры речи. Здесь можно рассматривать  такие качества речи, как ее разнообразие, богатство, точность и понятность речи, выразительность. Еще одним аспектом культуры речи является этикет как  внешняя оболочка высказывания. Этикет подразумевает правильное использование  лексических единиц и соответствие тому или иному стилю. Эмоционально окрашенная лексика не сочетается с  научным или официально-деловым  стилем. Выбирая то или иное слово, необходимо учитывать не только его  лексическое значение, но и его стилистическую зафиксированность, а также экспрессивную окрашенность. Люди разных возрастных и профессиональных категорий, по-разному воспринимают и пользуются этической стороной культуры речи. Этикет также следит за нормами использования специфической лексики (например, нецензурной лексики). Недопустимо, чтобы определенные, особые лексические единицы одного стиля смешивались с единицами другого стиля. Нормативность культуры речи связывает между собой коммуникативную функцию и этический компонент культуры речи. Язык – постоянно изменяющаяся система. Лексика, которая была ненормативной, с течением времени может изменить свое положение, став более или менее используемой в соответствии с нормами литературного языка. Таким образом, задачей теории культуры речи является фиксирование любых изменений в языке. Также культура речи должна привлечь внимание к использованию слов, отчасти непонятных широким массам. К ним можно отнести использование иностранных слов, профессионализмов.

 Правильность речи, ее богатство,  четкость и точность выражения  мысли, использование различных  приемов делают устное слово  более эффектным и действенным.

 

                      ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Различные типы речи, виды красноречия  возникали постепенно. Типы речи можно  классифицировать согласно тому, к  какой сфере деятельности относится  оратор и аудитория слушателей. Выделяют от восьми до десяти видов речи.

1. К политическому типу речи  относятся лозунги, призывы, пропагандистские  и агитационные выступления, доклады  партийных руководителей на собраниях,  жанры СМИ.

2. Военный тип общения (или  красноречие военных) подразумевает  приказы, призывы, мемуары. К  данному типу речи можно отнести  и письма командующего родственникам  погибших солдат, радиосвязь.

3. Общение дипломатов основывается  на дипломатическом этикете с  соблюдением норм. К этому типу  речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного  типа обязательно умение должного, юридически верного составления  документов, умение сглаживать ситуацию.

4. Деловые встречи, деловая документация (финансовые отчеты, юридические  акты, планы и программы), телефонные  контакты относятся к деловой  речи.

5. Красноречие университетских  лекторов, профессоров и академиков  встречается на лекциях, семинарах,  конференциях. Также используется  при написании творческих работ,  исследований, конспектов, при защите  курсовых и дипломных работ.

6. Сфера юриспруденции и судебного  дела включает в себя тексты  различных законов, уставов, кодексов. К данному типу речи относятся  юридические консультации, допрос  свидетелей, речь защиты и обвинения,  судебный процесс.

7. Педагогический тип общения  – это различные объяснения, беседы, комментарии учителя, ответы учащихся, сочинения, изложения и эссе  как литературное творчество, этапы  занятия.

8. Тип речи, связанный с духовной  и нравственной стороной жизни  – это различные проповеди,  исповеди, молитвы.

9. Повседневное общение проявляется  в разговорах друзей, знакомых, близких,  обсуждение интересующей проблемы  родителями и детьми, переписка.

10. Внутренняя речь (или речь  про себя) представляет собой  воспоминания, рассуждения, спор, мечты  и фантазии, мысленное планирование  высказывания.

Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно  культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение  многих лет и даже веков. Некоторые  типы, например внутренняя речь, появились  недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией  успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью  слов можно назвать не только разнообразные  явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово  имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем  богаче и интереснее становится его  язык, тем свободнее становится его  речь.

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Культура русской речи: Учебник  для вузов/ Отв. ред. Л.К. Граудина  и Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА - ИНФРА.  М, 1999. - 560 с.

2.Русский язык и культура  речи: Учебник/ Под общей ред.  В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 411 с.; Русский язык и культура  речи: Практикум/ Под общей ред.  В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002. - 412 с.

3.Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева  Е.Ю. Русский язык и культура  речи: Учебное пособие для вузов.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

4.Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

                                      Г.Челябинск 2012

 


Информация о работе Культура речи