ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО СТИЛЯ
Научный
стиль - функционально-стилевая разновидность
литературного языка, которая обслуживает
разнообразные отрасли науки (точные науки,
естественные, гуманитарные и др.), область
техники и производства и реализуется
в жанрах монографии, научной
статьи, диссертации, реферата, тезисов,
научного доклада, лекции, сообщения на
научные темы, рецензии, а также в учебной и научно-технической
литературе и т. д. Важнейшая задача научного
стиля речи - объяснить причины явлений,
сообщить, описать существенные признаки,
свойства предмета научного познания.
Научный стиль принадлежит
к числу книжных стилей русского
литературного языка, обладающих общими
условиями функционирования и схожими
языковыми особенностями, среди
которых: предварительное обдумывание
высказывания, монологический характер
речи, строгий отбор языковых средств,
стремление к нормированности речи.
Основной формой реализации научного
стиля является письменная речь, хотя
с повышением роли науки в различных сферах
деятельности, расширением научных контактов,
развитием средств массовой коммуникации
возрастает роль и устной формы общения
с использованием научного стиля.
Главной коммуникативной
задачей общения в научной
сфере является выражение научных
понятий и умозаключений. Мышление
в этой сфере деятельности носит
обобщенный, абстрагированный, логический
характер. Этим обусловлены такие
специфические черты научного стиля,
как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, и вторичные, более
частные, стилевые черты: смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность, объективность изложения, отсутствие образности
и эмоциональности. Обобщенность и отвлеченность
языка научной прозы диктуются спецификой
научного мышления. Наука трактует о понятиях,
выражает абстрактную мысль, поэтому язык
ее лишен конкретности. В этом отношении
он противопоставлен языку художественной
литературы.
Лексические
средства научного стиля
Основной особенностью организации
языковых средств и научном стиле
является их обобщенно-отвлеченный характер на
лексическом и грамматическом уровнях
языковой системы, что придает научной
речи единую функционально-стилистическую
окраску. Лексику научной речи составляют
три основных пласта: общеупотребительные
слова, общенаучные слова и термины.
К общеупотребительной лексике относятся
слова общего языка, которые наиболее
часто встречаются в научных текстах.
Например: Аппаратура
работает как при высоких, так и при низких
температурах. При том, что в предложении
нет ни одного специального слова, очевидно,
что в научном тексте такие общеупотребительные
слова составляют основу изложения. В
зависимости от состава читателей доля
общеупотребительной лексики меняется:
она уменьшается в работах, предназначенных
для специалистов, и возрастает в жанрах,
обращенных к широкой аудитории. Общеупотребительные
слова в научном стиле используются в
их номинативном значении, что позволяет
объективно обозначить сущность понятия
или явления. Однако в конкретном научном
тексте они могут изменять свою семантику.
Например, слово предполагать в математических текстах обозначает
«считать, допускать»: Предположим,
что данные треугольники конгруэнтны. За многозначными общеупотребительными
словами в научныx текстах закрепляется
специальное значение. Так, существительное окончание, имеющее два значения (1. Завершение,
доведение чего-либо до конца. 2. Заключительная
часть чего-либо), в лингвистике употребляется
как однозначное: 'грамматически
изменяющаяся часть слова; флексия'.
Общенаучная
лексика – второй значительный пласт
научной речи. Это уже часть языка науки,
т. е. языка описания научных объектов
и явлений. При помощи общенаучных слов
описываются явления и процессы в разных
областях науки и техники. Эти слова закреплены
за определенными понятиями, но не являются
терминами, хотя и носят терминологический
характер, например: операция,
задача, явление, процесс, поглощать, абстрактный,
ускорение, величина,
функция, значение, элемент, результат,
следствие, анализ, синтез, система, базироваться,
универсальный и др.
Для научного стиля характерно
широкое использование абстрактной лексики, преобладающей над конкретной: испарение, замерзание,
давление, мышление, отражение, излучение,
невесомость, кислотность, изменяемость и т. д. В отвлеченных и обобщенных
значениях используются не только слова
с абстрактной семантикой, но и слова,
обозначающие вне научного стиля конкретные
предметы. Так, в предложении В нашей
местности растут дуб, ель, береза слова дуб, ель, береза обозначают не единичные, конкретные
предметы (конкретное дерево), а класс
однородных предметов, породу деревьев,
т. е. выражают общее понятие. Обобщенно-отвлеченный
характер речи подчеркивается также употреблением
специальных слов типа обычно,
обыкновенно, всегда, постоянно, систематически,
регулярно, всякий, любой, каждый.
Поскольку в области науки
и техники требуется максимально
точное определение понятий и
явлений действительности, отражающее
точность и объективность научных
истин и суждений, специфической
особенностью словарного состава научного
стиля является использование терминов. |