Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:59, лекция
Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан.
Роль дополнительного образования в эффективной социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей.
В результате обучения воспитанников среднего школьного возраста по образовательным программам, наполняющим учебный план, выпускники должны владеть следующими компетенциями:
Большое значение на занятиях в организациях дополнительного образования уделяется формированию у детей коммуникативных навыков (общения) и накоплению речевых средств.
Руководство деятельностью детей в процессе формирования природоведческих понятий предполагает общение их с педагогом и между собой: учитель обращается к детям с поручениями и вопросами (понаблюдай, выбери, сравни и узнай, чем похожи предметы; нарисуй, напиши и др.); выслушивает сообщения об их наблюдениях, о работе, которую они выполнили или должны выполнить; организует обсуждение высказываний, предлагает сделать вывод или раскрыть определенное положение и др. Соответственно, большое место на занятиях отводится беседе, которая подводит учащихся с ограниченными возможностями к элементарным обобщениям. Ход беседы продумывается педагогом заранее не только со стороны ее содержания, но и слов, словосочетаний и фраз, которые войдут в состав обращенной к ребенку речи и в собственные высказывания детей. при составлении рабочих планов разрабатывается нужный речевой материал, исходя из особенностей содержания работы на данном занятии и организации деятельности детей.
На занятиях в организациях дополнительного образования наиболее употребительны выражения, содержащие сообщения о свойствах и признаках предмета или природного процесса (Яблоко – круглое, кисло-сладкое. Погода пасмурная. Ветер сильный); о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (Облака плывут. Идет дождь); о строении предмета (У кустарника есть корни, ветки, листья, цветки, плоды. Песок состоит из песчинок) и пространственном расположении его частей (От корня вверх растет стебель. На стебле есть листья); об особенностях развития и условиях жизни растений и животных (Весной набухают и лопаются почки на деревьях и кустарниках); предложения, в которых раскрывается предметное содержание понятий (Дикое животное – лисица. Волк, белка); временная и целевая связь явлений (Тучи закрыли солнце, и пошел дождь. Пришла весна, и стало тепло. Дети развесили скворечники для птиц); элементы причинно-следственной зависимости (Сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками. Люди идут под зонтиками, потому что идет дождь. Весной на улице стало тепло, поэтому снег растаял); высказывания о признаках сходства и различи объектов природы (У березы и у дуба есть ствол. Береза и дуб – это деревья. У березы листья мелкие, а у клена крупные. Листья березы и клена отличаются по величине).
Из приведенного здесь неполного перечня видов высказываний, которыми должны овладеть учащиеся с нарушенным развитием, видно, какое большое и важное место при изучении природы должна занимать специальная работа по развитию их речи, он также свидетельствует о больших возможностях данной тематики для мотивированного изучения различных языковых форм.
Для развития детей с ограниченными возможностями развития полезно организовывать коллективное обсуждение результатов, достигнутых детьми в ходе самостоятельного выполнения заданий. В ходе подведения итогов выполнения заданий целесообразно не отвергать категорично неверные ответы детей, а путем рассуждений подвести каждого ребенка к правильному умозаключению, сделать так, чтобы это было его открытием. Это позволит избежать закрепления в сознании детей с нарушенным развитием неверной и неточной информации. Но самым главным здесь является то, что ребенок вступает в общение. Свое мнение он неизбежно должен отстаивать и доказывать. Даже если это мнение неверно, ребенку дается возможность высказать его и при необходимости переосмыслить. Таким образом, будет идти активная, самостоятельная, разносторонняя деятельность детей с ограниченными возможностями, способствующая интенсивному их развитию.
В учебный план могут быть включены следующие мероприятия:
Беседа «Нормы поведения в обществе», мероприятие «Ловкий пешеход», беседа «Учимся дружить!», мероприятие «День Земли», беседа «Когда тебя не понимают!», «Вред курения», «Детская ложь и воровство», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушения», «Влияние компьютера на юный организм», «Лето – весёлая или опасная пора?» и др.
Педагогу при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями необходимо следовать таким рекомендациям:
Педагогические методы, приемлемые в использовании с детьми с ограниченными возможностями в организациях дополнительного образования:
Принципы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями
Общие принципы и правила педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Предотвращение
наступления утомления, используя
для этого разнообразные
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии
Принципиальное отличие занятий в организациях дополнительного образования заключается в том, что их целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Особенности организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями
Подводя итог, акцентируем внимание на том, что на сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ограниченными возможностями. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализует себя в решении социально значимых задач, выходя даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей для максимальной реализации себя в зрелом возрасте.