Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:59, лекция

Краткое описание

Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан.
Роль дополнительного образования в эффективной социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Мовкебаева З.А.Центр до.образ.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

В результате обучения воспитанников среднего школьного возраста по образовательным программам, наполняющим учебный план, выпускники должны владеть следующими компетенциями:

  • знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в своей деятельности;
  • уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности:
  • уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
  • уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
  • владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира:
  • уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни;
  • владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущей профессии.

Большое значение на занятиях в организациях дополнительного образования уделяется формированию у детей коммуникативных навыков (общения) и накоплению речевых средств.

Руководство деятельностью детей в процессе формирования природоведческих понятий предполагает общение их с педагогом и между собой: учитель обращается к детям с поручениями и вопросами (понаблюдай, выбери, сравни и узнай, чем похожи предметы; нарисуй, напиши и др.); выслушивает сообщения об их наблюдениях, о работе, которую они выполнили или должны выполнить; организует обсуждение высказываний, предлагает сделать вывод или раскрыть определенное положение и др. Соответственно, большое место на занятиях отводится беседе, которая подводит учащихся с ограниченными возможностями к элементарным обобщениям. Ход беседы продумывается педагогом заранее не только со стороны ее содержания, но и слов, словосочетаний и фраз, которые войдут в состав обращенной к ребенку речи и в собственные высказывания детей. при составлении рабочих планов разрабатывается нужный речевой материал, исходя из особенностей содержания работы на данном занятии и организации деятельности детей.

На занятиях в организациях дополнительного образования наиболее употребительны выражения, содержащие сообщения о свойствах и признаках предмета или природного процесса (Яблоко – круглое, кисло-сладкое. Погода пасмурная. Ветер сильный); о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (Облака плывут. Идет дождь); о строении предмета (У кустарника есть корни, ветки, листья, цветки, плоды. Песок состоит из песчинок) и пространственном расположении его частей (От корня вверх растет стебель. На стебле есть листья); об особенностях развития и условиях жизни растений и животных (Весной набухают и лопаются почки на деревьях и кустарниках); предложения, в которых раскрывается предметное содержание понятий (Дикое животное – лисица. Волк, белка); временная и целевая связь явлений (Тучи закрыли солнце, и пошел дождь. Пришла весна, и стало тепло. Дети развесили скворечники для птиц); элементы причинно-следственной зависимости (Сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками. Люди идут под зонтиками, потому что идет дождь. Весной на улице стало тепло, поэтому снег растаял); высказывания о признаках сходства и различи объектов природы (У березы и у дуба есть ствол. Береза и дуб – это деревья. У березы листья мелкие, а у клена крупные. Листья березы и клена отличаются по величине).

Из приведенного здесь неполного перечня видов высказываний, которыми должны овладеть учащиеся с нарушенным развитием, видно, какое большое и важное место при изучении природы должна занимать специальная работа по развитию их речи, он также свидетельствует о больших возможностях данной тематики для мотивированного изучения различных языковых форм.

Для развития детей с ограниченными возможностями развития полезно организовывать коллективное обсуждение результатов, достигнутых детьми в ходе самостоятельного выполнения заданий. В ходе подведения итогов выполнения заданий целесообразно не отвергать категорично неверные ответы детей, а путем рассуждений подвести каждого ребенка к правильному умозаключению, сделать так, чтобы это было его открытием. Это позволит избежать закрепления в сознании детей с нарушенным развитием неверной и неточной информации. Но самым главным здесь является то, что ребенок вступает в общение. Свое мнение он неизбежно должен отстаивать и доказывать. Даже если это мнение неверно, ребенку дается возможность высказать его и при необходимости переосмыслить. Таким образом, будет идти активная, самостоятельная, разносторонняя деятельность детей с ограниченными возможностями, способствующая интенсивному их развитию.

В учебный план могут быть включены следующие мероприятия:

Беседа «Нормы поведения в обществе», мероприятие «Ловкий пешеход», беседа «Учимся дружить!», мероприятие «День Земли», беседа «Когда тебя не понимают!», «Вред курения», «Детская ложь и воровство», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушения», «Влияние компьютера на юный организм», «Лето – весёлая или опасная пора?» и др.

Педагогу при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями необходимо следовать таким рекомендациям: 

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих учебного содержания занятия, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
  • ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения педагог тактично и предметно её оспорит;
  • использовать на занятиях как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • при анализе работы и поведения ребёнка с ограниченными возможностями необходимо делать акцент на позитивном;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности ребёнка с ограниченными возможностями: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
  • оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а занятие – не поле битвы;
  • помнить, что главное в работе с детьми с ограниченными возможностями – это толерантное отношение к особенностям их личности.

Педагогические методы, приемлемые в использовании с детьми с ограниченными возможностями в организациях дополнительного образования: 

  1. Методы общественного влияния: коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий и т.д.
  2. Специальные, или частные, педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера и др. 
  3. Метод коррекции через труд.
  4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Принципы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями

    1. свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности;
    2. ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации;
    3. единство обучения, воспитания, развития, профилактики и коррекции;
    4. практико-деятельностная основа коррекционно-образовательного процесса.

Общие принципы и правила педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями:

1. Индивидуальный  подход к каждому ребенку.

2. Предотвращение  наступления утомления, используя  для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической  деятельности, преподнесение материала  небольшими дозами, использование  интересного и красочного дидактического  материала и средств наглядности).

3. Использование  методов, активизирующих познавательную  деятельность детей, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление  педагогического такта. Постоянное  поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая  помощь каждому ребёнку, развитие  в нём веры в собственные  силы и возможности.

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Принципиальное отличие занятий в организациях дополнительного образования заключается в том, что их целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. 

Особенности организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями

  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специальные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • обеспечивать особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • максимально раздвигать образовательное пространство за пределы образовательной организации.

Подводя итог, акцентируем внимание на том, что на сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ограниченными возможностями. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализует себя в решении социально значимых задач, выходя даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей для максимальной реализации себя в зрелом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекция по "Педагогике"