Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:46, реферат
Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.
Каждый раздел программы предусматривает неразрывную связь обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций. Основные разделы программы включают: физическое воспитание, игру, изобразительную деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание и индивидуальную коррекционную работу по развитию нарушенных функций. Все разделы программы в своей взаимосвязи обеспечивают умственное, физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию нарушенных функций.
Все занятия с детьми с отклонениями в развитии имеют дифференцированный характер в зависимости от ведущего нарушения и индивидуальных особенностей ребенка, все они наполнены творческими заданиями с широким использованием наглядных пособий и игр.
Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеют такие разделы программы, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, мышления, моторики. Большое значение придается лечебной физкультуре и ритмике.
В особом подходе нуждаются дети с сенсорными дефектами. Так, дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном охранительном режиме, в строгой дозировке зрительных нагрузок, в специальных формах и методах обучения с использованием специфических наглядных пособий.
Следует иметь в виду, что дети с органическим поражением ЦНС и различ-ными формами ведущего дефекта, включая умственную отсталость, детский церебральный паралич, тяжелые нарушения речи и другие нарушения также остро нуждаются в специальном охранительном для зрения режиме, так как известна взаимосвязь поражения зрения и ЦНС.
При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно обязательно учитывать состояние его слуха. Для слабослышащих детей необходимы индивидуальные слуховые аппараты, для некоторых из них — индивидуальные логопедические занятия.
5.3 Третий этап
На т р е т ь е м э т а п е специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными как школами, так и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.
В настоящее время важнейшей проблемой является расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии, в том числе и инвалидов, с их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей этих детей. Дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в поддержке общества, в признании и реализации всех своих человеческих прав и, прежде всего, права на образование.
Реализация прав ребенка, согласно Конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь, направлена на обеспечение всех детей, и в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полно-ценной общественной жизнью, создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием. Поэтому вся организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии направлена, в первую очередь, на реализацию их права на образование.
При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общие теоретические основы специальной дидактики, т.е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми нуждами. Специальная дидактика определяет общие основы обучения и воспитания лиц с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), нарушениях опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, лиц с церебральным параличом, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефектами развития и нарушениями общения (при раннем детском аутизме).
Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и, прежде всего, с общей биологией, медициной, общей педагогикой и психологией. Ее основу составляют общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, теоретические концепции о роли обучения в развитии, теоретические положения о компенсаторных возможностях мозга в процессе абилитации и реабилитации лиц с поражением ЦНС. При этом особое значение придается высоким потенциальным возможностям детского мозга.
Установлено, что педагогический процесс является более эффективным, если он сочетается с комплексом лечебно-коррекционных мероприятий.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей.
На основе принципа системности и последовательности обучения в дошкольном и школьном возрасте разработаны специальные программы и учебные планы обучения детей с отклонениями в развитии, которые дифференцированы в зависимости от структуры аномального развития. Таким путем обеспечивается равномерное и последовательное накопление знаний, развитие познавательных возможностей и положительных черт личности.
Важным дидактическим принципом является связь в обучении теории с практикой. Наряду с накоплением теоретических знаний у детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, формируют практические навыки и умения, развивают функцию общения, что является крайне важным для социальной адаптации этих детей и подростков.
Соблюдая общие принципы методологического подхода к воспитанию и обучению, следует особое
внимание уделить следующим аспектам:
деятельности ребенка;
и коммуникативных форм его поведения;
приемы и методики с опорой на различные виды деятельности:
виды продуктивной действительности;
дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные; музыкально-
ритмические и игры драматизации.
Особенно важно учитывать структуру ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка.
Среди частных вопросов методики дошкольного воспитания наибольшее значение имеют следующие:
занятий с учетом возраста и структуры дефекта;
динамического наблюдения ребенка;
наблюдения.
Среди задач, содержания и организации коррекционно-воспитательной работы наибольшее значение имеют следующие:
специальная коррекционная и воспитательная работа в процессе
внимания путем выполнения заданий;
Важное значение имеет разработка содержания и задач коррекционной работы по сенсорному воспитанию. К ним, прежде всего, относятся следующие:
методики
обучения детей обследованию предметов с учетом структуры
нарушенного психомоторного развития;
представлений о сенсорных эталонах с учетом возраста
и структуры дефекта (виды сенсорных эталонов: цвет, форма,
величина);
со свойствами реальных предметов. С этой целью разработка
специальных методик по обучению ребенка подбору
предметов к образцам, подбору и группировке предметов по
словесной инструкции;
на различных этапах работы по сенсорному воспитанию с учетом
речевых и интеллектуальных нарушений;
описание свойств предметов с опорой на картинку — эталон
и схемы модели с учетом возраста, структуры, степени
выраженности речевого и интеллектуального дефекта и возраста
ребенка;
совершенствованию
тактильно-двигательного
средства сенсорного воспитания;
и структуры дефекта;
предметно-практической деятельности у различных категорий
детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с нарушениями моторики;
словесного опосредования;
деятельности у различных категорий детей с отклонениями
в развитии;
признакам;
математических представлений.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии проводится последовательно, с учетом возраста и структуры нарушенного психомоторного развития. Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельности в условиях семьи, игре и изобразительной деятельности.
Важное значение имеет развитие речи, ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений, навыков общения с окружающими, изобразительной деятельности, а также формирование начальных математических представлений.
Задачей физического воспитания является развитие основных движений, обучение ребенка подвижным играм, развитие равновесия и координации движений, ручной умелости, подготовки руки к письму. Все развивающие упражнения проводятся совместно с коррегирующими занятиями. В процессе физического воспитания у ребенка формируют ориентацию в пространстве.
Задачей трудового воспитания является развитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, а также трудовых умений, развитие моторики рук, подготовка руки к письму путем занятий с пластилином, конструктором.
В процессе игровой деятельности развивается речь, мышление, воображение, символическая деятельность — ребенок учится пользоваться не только игрушками, но и предметами-заменителями, создавать воображаемую ситуацию. В процессе игры осуществляется умственное воспитание, эмоционально-личностное развитие