Личность и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы – изучение темперамента в структуре личности и его влияние на ее особенности.
Задачи, которые мы решали:
- раскрытие понятия и основных характеристик темперамента;
- краткий анализ истории изучения темперамента;
- анализ влияния темперамента на характеристики личности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА 4
2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА 10
3. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИЧНОСТЬ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 19

Вложенные файлы: 1 файл

Личность и темперамент. Реферат. 17 л..doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит известному немецкому психопатологу Э. Кречмеру (1888-1964), который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, - от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль «диатетической» шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности [2, с. 83].

В концепции американского  психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции («соматотипа») [1, с. 202]:

- эндоморфный;

- мезоморфный;

- эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним  связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.

Эктоморфному типу конституции  свойственны изящество и хрупкость  телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных  психических черт личности, в том  числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком  гуморальных и морфологических  теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента [1, с. 203]:

- Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника.

- Сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика.

- Сильный, неуравновешенный - темперамент холерика;

- Слабый - темперамент меланхолика.

При оценке этой типологии  надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Советские психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) отмечают, что значение работ Павлова по проблеме темперамента заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивида.

На современном этапе  развития науки сделать окончательные  выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно  как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.

Тем не менее, большинство  современных психологов опираются как раз на то описание темпераментов, которое предложил Павлов. На этой основе созданы исследовательские методики, проводятся обследования, свойства темперамента учитываются при коррекционной работе.

 

3. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА  НА ЛИЧНОСТЬ

 

Темперамент является природной  основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Исходя из научного понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и  характера органически связаны  и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что  характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно  говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни  и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере  отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Существование в структуре  личности устойчивых, обобщенных, формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином "темперамент", позволяет человеку оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы (т.е. генетически детерминированный), определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена, активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т.д.), постоянно включаясь в деятельность (независимо от мотивов, целей и т.д.), неизбежно приводит к оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнув как новое системное качество, обобщенная интеграция психофизиологических свойств, или, другими словами, система формальных свойств личности, начинает уже сама выступать в роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и в процессе освоения новых видов деятельности [6, с. 182].

Считается, что к темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, только такое психическое свойство личности, которое:

1) наследуется; 

2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

3) устойчиво в течение  длительного периода жизни человека;

4) универсально и проявляется  во всех сферах деятельности  и жизнедеятельности;

5) характеризует меру  активного напряжения человека;

6) отражает наиболее  обобщенное отношение человека  к миру, обществу и себе;

7) относительно не  зависит от содержания (т.е. смысла, мотива, цели и т.д.) деятельности, общения и познания.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

Известно, например, что  А. П. Чехов был человеком очень  уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на то, что  темперамент изучается людьми уже  не одно тысячелетие, вопросов и проблем, связанных с его значением и ролью в развитии личности еще очень и очень много. По сути люди выделили только основные типы темперамента и определили характеристики лиц, обладающих тем или иным типом темперамента. Но ведь в реальной жизни очень редко встретишь человека, обладающего хрестоматийными характеристиками. В большинстве из нас смешаны различные типы темперамента и его проявления зависят от очень многих факторов: настроения, образа жизни, условий исследования.

В ходе работы мы рассмотрели  понятие и основные характеристики темперамента, определили особенности  каждого из его типов, рассмотрели историю его изучения и особенности теорий некоторых наиболее заметных исследователей.

В последней главе  мы затронули вопросы влияния  темперамента на личность и определили, что темперамент оказывает очень  сильное влияние, особенно в детстве, когда аналитический ум слабо сформирован и психика слаба. В это время ребенок или подросток не может контролировать проявления своего темперамента и можно с относительной легкостью определить, какой именно тип присутствует. С взрослением формируется способность контролировать самого себя, контролировать проявления темперамента, тогда проявления его становятся менее явными и диагностируются сложнее. Тем не менее, обычно взрослые люди сами могут сказать, какой тип темперамента им присущ.

Информация о работе Личность и темперамент