Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:45, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11
2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18
2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….......22
Список использованных источников………………………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский государственный высший радиотехнический колледж»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин
Личность учащегося в педагогическом процессе
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Педагогика»
Исполнитель:
Наквас М.А., студентка
3 курса группы 7381
отделения «Программирования»
Научный руководитель:
Плешевеня Н.Н., ассистент
кафедры психолого-
педагогических дисциплин
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы………………………………………………………………
2 Особенности педагогического
проектирования…………………………………………
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………
2.4 Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Введение
В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе. Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современной педагогики. Для реализации данной задачи необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности педагогического процесса. Целевая установка педагогического процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих навыков, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей. Центральное место во всем этом занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. [7]
Развивающая роль педагогического процесса при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
В настоящее время проблема познания педагогом личности учащегося приобрела особую актуальность, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного педагогического процесса. Представляется бесспорным тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся существует тесная связь. Адекватное познание педагогом личности учащегося часто затрудняется действием феномена стереотипизации. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ними принадлежит эмпатии - способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Со способностью понять и принять точку зрения учащегося, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции, в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности.
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Активное осуществление тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – главную цель целостного педагогического процесса.
Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности в педагогическом процессе, а также к роли учащегося в проектирование педагогического процесса.
Цель исследования: выявление роли учащегося в педагогическом процессе.
Исследование данной работы предопределило ряд задач:
1. Определить сущность и характеристики педагогического процесса на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы;
2. Проанализировать проектирование педагогического процесса;
3. Выявить особенности технологий педагогического проектирования на основе теоретического и экспериментального анализа.
Объект исследования: педагогический процесс.
Предмет исследования: роль личности учащегося в проектировании педагогического процесса.
Гипотеза исследования: использование педагогических технологий и проектирование педагогического процесса повысит его эффективность, а также уровень интеллектуального развития и социализации личности учащегося.
Методологической основой исследования послужили работы Реана А.А. (Психология познания педагогом личности учащихся), Зимней И.А. (Педагогическая психология), Емельянова Ю.Н. (Социально-психологическое проектирование в педагогике), а также исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и др.
Метод исследования: изучение и анализ современного состояния проблемы в теории по литературным источникам.
1 Педагогический процесс, как система
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса
Понятие педагогический процесс, наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, потому что в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике. Это дает основу для понимания педагогического процесса, который определяется как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач в условиях педагогической системы.
Иными словами, педагогический
процесс — это процесс, в котором
социальный опыт переплавляется в качества
личности. В педагогической литературе
прежних лет употреблялось
Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое 'качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. [1]
Л. С. Выготский говорил о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.
В целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Под целостностью понимают
неразрывное единство процессов
воспитания, обучения, а также развития
и формирования личности. При этом
целостность педагогического
В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.[2]
Педагогический процесс, по существу, реализуется в смене педагогических ситуаций. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Поэтому есть еще одна характеристика педагогического процесса - технологичность.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то единицей педагогического процесса можно считать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность педагогического процесса, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
1.2 Проектирование педагогического процесса
Проектирование
В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по проектирование педагогического процесса известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.
Проектирование
Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования, который представляет собой объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогической ситуаций входит в проектирование самого педагогического процесса.
Информация о работе Личность учащегося в педагогическом процессе