Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:43, доклад
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития.
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
В последнее время проблема
развития, обучения и воспитания детей
дошкольного возраста становится особенно
значимой. Значительно возросло количество
детей с различными речевыми нарушениями.
Не углубляясь в причины проблемы,
следует отметить, что нарушения
речи в разной степени отражаются
на формировании личности детей, влияют
на их физическое и умственное развитие.
На третьем году жизни ребенка речь становится
доминирующей линией развития. Быстро
пополняется словарь, качественно улучшается
умение строить предложения, совершенствуется
звуковая сторона речи. Речь служит средством
общения и саморегуляции поведения.
Работая с детьми, я использую различные методы и приемы. Исследовав ресурсы интернета и методическую литературу, я решила попробовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Такую форму активной терапии, каклогоритмика, я начала осуществлять впервые. Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. |
Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. | ||
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. |
Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. | ||
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. |
Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. | ||
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. |
Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. | ||
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. |
|
Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. | |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. |
Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. | ||
Упражнение на развитие словотворчества. |
Расширение активного запаса детей. | ||
В структуру занятия я не всегда
включаю все перечисленные
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих
игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием я обращаю
особое внимание на развитие продолжительного,
равномерного выдоха у детей. Хорошо
развивает продолжительность
В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно из необходимых условие
для получения хороших
Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
В практическую работу по использованию логоритмики включились все воспитатели нашего детского сада. При совместной работе творческой группы воспитателей и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.
При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:
При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-
педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Я считаю, что логопедическая ритмика
полезна всем детям, имеющим проблемы
становления речевой функции, в
том числе, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание
и др. Очень важна логопедическая
ритмика для детей с так
называемым речевым негативизмом, так
как занятия создают
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
Информация о работе Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений