Магистратура в структуре Российской высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Magistr (лат.) — «наставник», «учитель», «руководитель».
В современной англо-американской системе высшего образования магистр занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук.
Магистр — это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества и современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности.

Содержание

1. Сущность и содержание магистратуры: преимущества и недостатки
2. История магистратуры в России
3. Магистратура в структуре Российской высшей школы
4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования

Вложенные файлы: 1 файл

реферат магистратура.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     В британских и ирландских университеты принято четкое деление магистерских программ на два типа: учебные и исследовательские. Учебные программы обычно рассчитаны на 12 месяцев очного обучения. В течение первых 6-9 месяцев студенты занимаются углубленным изучением предметов по выбранной специальности, остальное время отводится на проведение исследования, подготовку и написание магистерской диссертации. Учебная часть программы включает в себя как обязательные предметы (касающиеся общих вопросов методологии научного знания и научно-исследовательского подхода), так и курсы по выбору, связанные с узкой специализацией. Также сдаются экзамены. На исследовательскую деятельность отводится 3-4 месяца (как правило, летом), за это время студент должен подготовить письменную работу по выбранной теме. Объем диссертации на учебных магистерских программах – 10-15 тысяч слов.

     У американских магистерских программ есть некоторые отличительные черты. Их, в принципе, тоже можно разделить  на два основных типа: программы, ведущие к профессиональной деятельности, и программы, готовящие к научно-исследовательской работе. «Профессиональная» магистратура рассматривается в качестве завершающего звена вузовского обучения – на данном этапе студенты получают все необходимые для практической деятельности знания и умения. Этот тип магистерских программ предлагается в таких областях, как бизнес, администрирование, журналистика, международные отношения, социальная работа. Хотя для поступления в магистратуру необходимо наличие степени бакалавра, не обязательно, чтобы она была получена по той же специальности, что и будущий магистерский диплом. Магистратура в американских вузах – двухгодичная. Британские и ирландские учебные магистерские программы, как правило, на год короче, тем не менее, поскольку высшее образование на Британских островах более узко специализированное, чем в США, они считаются эквивалентными американским. Проявляется данное различие и на уровне бакалавриата (американский студент вообще не обязан определяться со специальностью вплоть до третьего года обучения), и в «профессиональной» магистратуре (первый год обычно посвящен изучению общих для специальности предметов, а узкая специализация начинается только на втором курсе). Написание диссертации на таких программах обычно не предполагается.

     Ориентируясь  на Болонскую модель, не стоит забывать о том, что это не механическая схема, принятая лишь для упрощения  процесса признания зарубежных дипломов. Наполнение этой схемы реальным содержанием зависит в каждой стране и от национальных образовательных традиций, и от экономической действительности. Соблюсти формальные критерии при организации российской магистратуры не трудно, этот этап уже пройден. Сложнее выстроить обучение таким образом, чтобы оно адекватно вписывалось в существующую образовательную традицию и соответствовало реальным потребностям национального рынка труда. 

     3. Магистратура в  структуре Российской  высшей школы  

     В условиях интеграции российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования и в ходе очередного обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования представляется целесообразным и своевременным в очередной раз проанализировать тенденции развития магистратуры. Согласно государственной статистике, в российских вузах обучаются лишь меньше одного процента студентов-магистрантов от общего числа студентов. Так, в 2005 г. из 1147,4 тысяч выпускников вузов России диплом специалиста получили 1051,7 тыс. чел. (91,7%), диплом бакалавра – 84,6 тыс. человек (7,4%), а диплом магистра 11,1 тыс. чел. (0,97%). Вместе с тем в ведущих вузах России накоплен определенный опыт реализации программ подготовки магистров, который позволяет говорить «в целом» о степени успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы.

     На  современном этапе реформирования высшего образования многие классические университеты рассматривают подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, поскольку магистратура способствует:

- максимальному использованию научно-педагогического потенциала университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры из РАН, из высокотехнологичных фирм и т.д. Как полноправные соисполнители, магистранты участвуют во многих видах научных исследований, в выполнении российских и международных грантов;

- оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности;

- повышению эффективности аспирантуры и тем самым вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Большинство поступающих в аспирантуру выпускников, имеют, как правило, первичные навыки научно-исследовательской работы, сдали часть кандидатских экзаменов и в состоянии выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в отведенные для этого сроки;

- созданию эффективных механизмов развития факультетов университетов наиболее остро столкнувшихся с проблемами обновления содержания образования и подготовки, новых научно-педагогических кадров, как для решения внутренних проблем, так и для завоевания конкурентных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;

- становлению современных тенденций междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании, дает дополнительные возможности для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях.

     Требует внимательного рассмотрения ряд  вопросов, которые возникли вследствие решений, принятых как на федеральном  уровне, так и на уровне университетов. Остановимся на некоторых из них более подробно.

     Хорошо  известно, что приказом Минобразования России от 16.09.2003 г. № 3572 было отменено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого  высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 10.08. 1993 г. № 42. Отмена данного положения, к сожалению, не только не упростила решение общих проблем, о которых говорилось в решении Коллегии Минобразования России от 28.12.1999 г. «О состоянии и развитии магистратуры в России», но и привело к новым. К примеру, исчезло понятие «научный руководитель студента-магистранта»; ранее он в обязательном порядке назначался студенту с момента зачисления на специализированную программу подготовки магистра и руководил научно-исследовательской частью программы магистранта, составлял и контролировал выполнение индивидуального плана студента. Отмена Положения о магистратуре привела к двусмысленному толкованию права студентов-магистрантов сдавать экзамены кандидатского минимума, а вузам засчитывать результаты выпускных экзаменов у студентов-магистрантов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру. Усложнился в целом вопрос о месте и роли магистратуры в структуре высшего профессионального образования России.

     Вместе  с тем многие вопросы распределения  финансовых ресурсов и организации  учебного процесса находятся в компетенции  самих университетов. Поэтому продолжали действовать и получили дополнительное развитие многие внутриуниверситетские  нормативно-правовые и финансовые регламенты, обеспечивающие подготовку магистрантов.

     Однако  многие вопросы функционирования и  дальнейшего развития магистратуры в университетах страны требуют  решений на федеральном уровне. Перечислим лишь некоторые из них:

- после отмены в 2003 г. Положения о магистерской подготовке (магистратуре), особо остро стоит вопрос о месте магистратуры в структуре российского высшего профессионального образования. В действующих нормативных документах федерального уровня сейчас отсутствует содержательное определение понятия «основная образовательная программа подготовки магистров»;  

- до сих пор отсутствует четкий порядок госбюджетного нормативного финансирования магистерской подготовки;

- не установлен порядок определения и выделения Федеральным агентством по образованию государственным вузам контрольных цифр приема в магистратуру для обучения на госбюджетной основе;

- отсутствуют нормативные документы, определяющих порядок приема в магистратуру на конкурсной основе лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата;

- более чем у 90% российских вузов еще не накоплен достаточный опыт полномасштабной реализации магистерских программ.

     Остановимся на нормативно-распорядительных документах Минобрнауки РФ, появившихся в  последние годы и регламентирующих работу магистратуры.

     Приказ  Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 "Об образовательной программе  высшего профессионального образования  специализированной подготовки магистров" ставит целью создание междисциплинарных  и практико-ориентированных программ, как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки и предусматривает создание магистерских программ, обеспечивающих подготовку к одному или нескольким видам профессиональной деятельности, среди которых научно-исследовательская, научно-педагогическая, проектная, опытно - и проектно-конструкторская, технологическая, организаторская и др. Эти программы могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности).

     Если  следовать содержанию приказа, выпускники магистратуры должны быть подготовлены «к различным видам инновационной  деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки». Но если речь идет об углубленной фундаментальной подготовке, то, причем здесь авторские программы, которые, как показывает опыт, решают за редким исключением проблемы специальной подготовки в узкой профессиональной области.

     Сравнивая предложенные требования к обязательному  минимуму содержания ООП подготовки магистра и требования, утвержденные приказом Минобразования России от 14.09.1999 г. №286, обнаружим лишь косметические  различия между ними. Хотя согласно упомянутому выше приказу Минобрнауки магистерские программы должны измениться коренным образом, стать полифункциональными и, тем самым, обеспечить формирование и реализацию профессиональной составляющей основных образовательных программ высшей школы.

     Далее, если специализированная подготовка магистров  приобретает статус автономной образовательной  программы, то очевидно, что на федеральном  уровне необходимо разработать порядок  приема в магистратуру и уже на его основе вузы определят правила и порядок конкурсного отбора лиц, ранее получивших высшее образование в бакалавриате или по образовательной программе подготовки дипломированного специалиста и желающих освоить одну из ООП специализированной подготовки в магистратуре.

     Особое  беспокойство вызывает освоение программ специализированной магистерской подготовки лицами, имеющими высшее профессиональное образование иного профиля, чем избранное ими направление образования в магистратуре. В этом случае в магистратуру могут поступать и лица с опытом работы, которые более мотивированы к освоению магистерской программы, и студенты, продолжающие образование, но как те, так и другие при смене направления или специальности не имеют соответствующей фундаментальной подготовки. Очевидно, что в этом случае «монопрограмма» обеспечивает более добротное образование, чем «кусочно-непрерывная» программа подготовки магистра. Двухлетняя же магистратура при смене направления подготовки для лиц, имеющих стаж работы, скорее может рассматриваться как пролонгированная программа дополнительного профессионального образования.

     Возникает и другой важный вопрос: чем в  этом случае двухлетняя магистратура отличается от программ дополнительного  профессионального образования  с присвоением дополнительной квалификации.

     Во  исполнение вышеупомянутого приказа имеется Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 24.03.2006 № 03-749 «Изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) "магистр"», содержание которого сводится к следующему:

     -       магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая существующие в данном вузе научно-педагогические школы, и вводятся решением Ученого совета вуза;

     -       магистерские программы проходят аккредитацию;

     -       при поступлении в магистратуру к конкурсному отбору допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Условия конкурсного отбора для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе ГОС ВПО подготовки бакалавра по данному направлению;

Информация о работе Магистратура в структуре Российской высшей школы