Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:31, реферат
Magistr (лат.) — «наставник», «учитель», «руководитель».
В современной англо-американской системе высшего образования магистр занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук.
Магистр — это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества и современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности.
1. Сущность и содержание магистратуры: преимущества и недостатки
2. История магистратуры в России
3. Магистратура в структуре Российской высшей школы
4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования
В британских и ирландских университеты принято четкое деление магистерских программ на два типа: учебные и исследовательские. Учебные программы обычно рассчитаны на 12 месяцев очного обучения. В течение первых 6-9 месяцев студенты занимаются углубленным изучением предметов по выбранной специальности, остальное время отводится на проведение исследования, подготовку и написание магистерской диссертации. Учебная часть программы включает в себя как обязательные предметы (касающиеся общих вопросов методологии научного знания и научно-исследовательского подхода), так и курсы по выбору, связанные с узкой специализацией. Также сдаются экзамены. На исследовательскую деятельность отводится 3-4 месяца (как правило, летом), за это время студент должен подготовить письменную работу по выбранной теме. Объем диссертации на учебных магистерских программах – 10-15 тысяч слов.
У американских магистерских программ есть некоторые отличительные черты. Их, в принципе, тоже можно разделить на два основных типа: программы, ведущие к профессиональной деятельности, и программы, готовящие к научно-исследовательской работе. «Профессиональная» магистратура рассматривается в качестве завершающего звена вузовского обучения – на данном этапе студенты получают все необходимые для практической деятельности знания и умения. Этот тип магистерских программ предлагается в таких областях, как бизнес, администрирование, журналистика, международные отношения, социальная работа. Хотя для поступления в магистратуру необходимо наличие степени бакалавра, не обязательно, чтобы она была получена по той же специальности, что и будущий магистерский диплом. Магистратура в американских вузах – двухгодичная. Британские и ирландские учебные магистерские программы, как правило, на год короче, тем не менее, поскольку высшее образование на Британских островах более узко специализированное, чем в США, они считаются эквивалентными американским. Проявляется данное различие и на уровне бакалавриата (американский студент вообще не обязан определяться со специальностью вплоть до третьего года обучения), и в «профессиональной» магистратуре (первый год обычно посвящен изучению общих для специальности предметов, а узкая специализация начинается только на втором курсе). Написание диссертации на таких программах обычно не предполагается.
Ориентируясь
на Болонскую модель, не стоит забывать
о том, что это не механическая
схема, принятая лишь для упрощения
процесса признания зарубежных дипломов.
Наполнение этой схемы реальным содержанием
зависит в каждой стране и от национальных
образовательных традиций, и от экономической
действительности. Соблюсти формальные
критерии при организации российской
магистратуры не трудно, этот этап уже
пройден. Сложнее выстроить обучение таким
образом, чтобы оно адекватно вписывалось
в существующую образовательную традицию
и соответствовало реальным потребностям
национального рынка труда.
3.
Магистратура в
структуре Российской
высшей школы
В
условиях интеграции российской высшей
школы в Европейское
На
современном этапе
- максимальному использованию научно-педагогического потенциала университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры из РАН, из высокотехнологичных фирм и т.д. Как полноправные соисполнители, магистранты участвуют во многих видах научных исследований, в выполнении российских и международных грантов;
- оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности;
- повышению эффективности аспирантуры и тем самым вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Большинство поступающих в аспирантуру выпускников, имеют, как правило, первичные навыки научно-исследовательской работы, сдали часть кандидатских экзаменов и в состоянии выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в отведенные для этого сроки;
- созданию эффективных механизмов развития факультетов университетов наиболее остро столкнувшихся с проблемами обновления содержания образования и подготовки, новых научно-педагогических кадров, как для решения внутренних проблем, так и для завоевания конкурентных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;
- становлению современных тенденций междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании, дает дополнительные возможности для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях.
Требует внимательного рассмотрения ряд вопросов, которые возникли вследствие решений, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне университетов. Остановимся на некоторых из них более подробно.
Хорошо известно, что приказом Минобразования России от 16.09.2003 г. № 3572 было отменено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 10.08. 1993 г. № 42. Отмена данного положения, к сожалению, не только не упростила решение общих проблем, о которых говорилось в решении Коллегии Минобразования России от 28.12.1999 г. «О состоянии и развитии магистратуры в России», но и привело к новым. К примеру, исчезло понятие «научный руководитель студента-магистранта»; ранее он в обязательном порядке назначался студенту с момента зачисления на специализированную программу подготовки магистра и руководил научно-исследовательской частью программы магистранта, составлял и контролировал выполнение индивидуального плана студента. Отмена Положения о магистратуре привела к двусмысленному толкованию права студентов-магистрантов сдавать экзамены кандидатского минимума, а вузам засчитывать результаты выпускных экзаменов у студентов-магистрантов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру. Усложнился в целом вопрос о месте и роли магистратуры в структуре высшего профессионального образования России.
Вместе с тем многие вопросы распределения финансовых ресурсов и организации учебного процесса находятся в компетенции самих университетов. Поэтому продолжали действовать и получили дополнительное развитие многие внутриуниверситетские нормативно-правовые и финансовые регламенты, обеспечивающие подготовку магистрантов.
Однако многие вопросы функционирования и дальнейшего развития магистратуры в университетах страны требуют решений на федеральном уровне. Перечислим лишь некоторые из них:
- после отмены в 2003 г. Положения о магистерской подготовке (магистратуре), особо остро стоит вопрос о месте магистратуры в структуре российского высшего профессионального образования. В действующих нормативных документах федерального уровня сейчас отсутствует содержательное определение понятия «основная образовательная программа подготовки магистров»;
- до сих пор отсутствует четкий порядок госбюджетного нормативного финансирования магистерской подготовки;
- не установлен порядок определения и выделения Федеральным агентством по образованию государственным вузам контрольных цифр приема в магистратуру для обучения на госбюджетной основе;
- отсутствуют нормативные документы, определяющих порядок приема в магистратуру на конкурсной основе лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата;
- более чем у 90% российских вузов еще не накоплен достаточный опыт полномасштабной реализации магистерских программ.
Остановимся на нормативно-распорядительных документах Минобрнауки РФ, появившихся в последние годы и регламентирующих работу магистратуры.
Приказ
Минобрнауки России от 22 марта 2006 г.
№ 62 "Об образовательной программе
высшего профессионального
Если следовать содержанию приказа, выпускники магистратуры должны быть подготовлены «к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки». Но если речь идет об углубленной фундаментальной подготовке, то, причем здесь авторские программы, которые, как показывает опыт, решают за редким исключением проблемы специальной подготовки в узкой профессиональной области.
Сравнивая предложенные требования к обязательному минимуму содержания ООП подготовки магистра и требования, утвержденные приказом Минобразования России от 14.09.1999 г. №286, обнаружим лишь косметические различия между ними. Хотя согласно упомянутому выше приказу Минобрнауки магистерские программы должны измениться коренным образом, стать полифункциональными и, тем самым, обеспечить формирование и реализацию профессиональной составляющей основных образовательных программ высшей школы.
Далее, если специализированная подготовка магистров приобретает статус автономной образовательной программы, то очевидно, что на федеральном уровне необходимо разработать порядок приема в магистратуру и уже на его основе вузы определят правила и порядок конкурсного отбора лиц, ранее получивших высшее образование в бакалавриате или по образовательной программе подготовки дипломированного специалиста и желающих освоить одну из ООП специализированной подготовки в магистратуре.
Особое беспокойство вызывает освоение программ специализированной магистерской подготовки лицами, имеющими высшее профессиональное образование иного профиля, чем избранное ими направление образования в магистратуре. В этом случае в магистратуру могут поступать и лица с опытом работы, которые более мотивированы к освоению магистерской программы, и студенты, продолжающие образование, но как те, так и другие при смене направления или специальности не имеют соответствующей фундаментальной подготовки. Очевидно, что в этом случае «монопрограмма» обеспечивает более добротное образование, чем «кусочно-непрерывная» программа подготовки магистра. Двухлетняя же магистратура при смене направления подготовки для лиц, имеющих стаж работы, скорее может рассматриваться как пролонгированная программа дополнительного профессионального образования.
Возникает и другой важный вопрос: чем в этом случае двухлетняя магистратура отличается от программ дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации.
Во исполнение вышеупомянутого приказа имеется Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 24.03.2006 № 03-749 «Изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) "магистр"», содержание которого сводится к следующему:
- магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая существующие в данном вузе научно-педагогические школы, и вводятся решением Ученого совета вуза;
- магистерские программы проходят аккредитацию;
- при поступлении в магистратуру к конкурсному отбору допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Условия конкурсного отбора для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе ГОС ВПО подготовки бакалавра по данному направлению;
Информация о работе Магистратура в структуре Российской высшей школы