Современная
педагогика становится все более гибкой
и позволяет родителям и учителям использовать
огромное количество разнообразных методик
обучения. Выбрать можно любую – лишь
бы она была эффективна и не вредила ребенку.
Одна из популярных инновационных методик
обучения – это эвристическое обучение.
В
переводе с греческого heurisko – «открываю»,
«отыскиваю», «нахожу». Речь идет о
нахождении знаний, ответов на поставленные
вопросы. Истоки эвристического обучения
следует искать в Древней Греции,
в методе античного философа Сократа.
Он называл используемый им метод
обучения майевтикой, что буквально
переводится с греческого как
повивальное искусство. Сократ задавал
своим ученикам вопросы, побуждал их
к рассуждению; так в беседе рождалось
знание.
Современное
эвристическое обучение основано как
раз на сократовской майевтике. Его
цель – помочь ученику сконструировать
собственный смысл, цели и содержание
образования, процесс его организации,
диагностики и осознания. Если говорить
более простыми словами, эвристическое
обучение состоит в непрерывном открытии
нового.
Несмотря
на солидный возраст метода, понятие
эвристического обучения в педагогике
стало использоваться относительно
недавно. Отсюда – отсутствие единой трактовки:
эвристическое обучение может подразумевать
собой форму обучения (к примеру, эвристическая
беседа), метод обучения (скажем, мозговой
штурм) или технологию творческого развития
учеников.
Эвристическое
обучение сочетает в себе творческую
и познавательную деятельность. Учитель
не дает ученику готовые знания;
он предоставляет ему объект, знаниями
о котором должен овладеть ученик.
Объектом может выступать историческое
событие, природное явление, литературное
произведения, материал для конструирования
и т.п. На его основе ребенок создает
продукт деятельности – гипотезу, текст,
схему, изделие. Результат творческой
деятельности ребенка может быть абсолютно
непредсказуемым, он зависит от личности
ученика. Лишь после этого ученик с помощью
учителя сопоставляет результат с известными
достижениями в этой области (культурно-историческими
аналогами), переосмысливает его.
Конечная
цель эвристического обучения – не получение
конкретных знаний, а творческая самореализация
ученика. Соответственно, оценивается
не усвоение ребенком определенных знаний
по конкретному предмету, а его творческие
достижения в этой сфере.
Эвристическое
обучение базируется на определенных
принципах. Среди них:
- личностное
целеполагание ученика;
- выбор индивидуальной
образовательной траектории;
- метапредметные
основы содержание образования;
- продуктивность
обучения;
- первичность
образовательной продукции учащегося;
- ситуативность
обучения;
- образовательная
рефлексия.
Часто
родители и даже учителя путают эвристическое
обучение с проблемным. Но между
этими методами есть различия. У
познавательной задачи-проблемы, которую
учитель ставит перед ребенком в
проблемном обучении, есть конкретное
решение или хотя бы направление
решения. А открытое задание в
эвристическом обучении не имеет
правильного решения, и результат
никогда не известен заранее ни ученику,
ни учителю.
Задача
проблемного обучения – передача опыта
учителя ученику нестандартным способом
(путем постановки познавательной проблемы).
А эвристическое обучение подразумевает
создание учеником личного опыта. При
этом проблемное обучение часто выступает
подготовительным этапом для эвристического:
прежде чем создавать собственный продукт,
ребенок должен усвоить способы его создания.
В этом ему и помогает решение познавательных
проблем.
Эвристическое
обучение можно использовать при
обучении практически любому школьному
предмету, главное – придумать хорошее
открытое задание. К примеру, на уроке
физики можно предложить ученику сконструировать
прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания
– придумать общество будущего, на уроке
физкультуры – составить свой комплекс
упражнений для развития определенной
группы мышц.
Конечно,
эвристическое обучение не может
полностью заменить традиционное, но
использовать его как дополнение
к традиционным методам для развития
творческих способностей ребенка можно
и нужно. Ребенку всегда приятно
чувствовать себя полноправным участником
процесса обучения, когда в него
не пытаются «впихнуть» знания насильно,
а дают ему получить их самостоятельно,
пусть даже методом проб и ошибок.
В конце концов, многие великие
открытия были сделаны совершенно случайно
[6]!
Замысел
образовательного процесса в «школе
майевтики» предполагает становление
ее учеников, как самостоятельно думающих
авторов собственной деятельности
и жизни, ответственных за развитие проектов
культуры. Это значит, что такого типа
образование должно приводить к появлению
социально активной гуманитарно мыслящей
интеллигенции. В любом регионе, где будет
культивироваться эта форма, на базе имеющихся
социокультурных «очагов» будут возникать
активно реализующиеся гуманитарные проекты,
например, выставки, фестивали, биеннале
и т.п. Значение слова «майевтика» раскрывается
в I томе собраний философских сочинений
Платона, состоящего из ранних сократических
диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая
смысл своего вопросно-ответного метода
(диалектики), говорит, что его искусство
сродни искусству повивальной бабки (по
древнегречески – майевтики). Та помогает
рождению человека, а его вопросы помогают
рождению самостоятельно сформулированных
понятий в сознании беседующих с ним людей.
Т.е. сегодня мы бы сказали, что Сократ
при помощи критики представлений о благе
пробуждал самопознание и самосознание
афинских граждан. В истории известен
факт, что ученики Сократа основали различные
философские школы, стоящие на разных
ценностных позициях. На наш взгляд, «метод
Сократа», позволяющий формировать различные
личностные/деятельностные позиции и
является основой методологии гуманитарного
проектирования. «Метод Сократа» в
нашей стране развивался благодаря усилиям
выдающихся современных отечественных
методологов и философов Г. П. Щедровицкого
и Н. Г. Алексеева. Мы, являясь их учениками,
в рамках этой традиции шестнадцать лет
назад начали реализовывать проект «Школа
майевтики». В этой школе ученики, студенты,
аспиранты и педагоги учатся разрабатывать
и реализовывать собственные гуманитарные
проекты. Цель «Школы майевтики» – выявление
и развитие личностных позиций ребенка
и взрослого в проблемной социально-культурной
ситуации с последующей разработкой и
реализацией значимых для региона гуманитарных
проектов.Гуманитарный проект направлен
на установление конкретного способа
связи между конкретным человеком и духовной
культурой всего человечества. Открытие
своего конкретного личного способа связи
с миром духовной культуры человечества
связано с развитием своего уникального
понимания, авторским «прочтением», самостоятельной
интерпретацией культурных текстов. Георгий
Петрович Щедровицкий говорил, что: «…наша
область знаний очень мирная, лентяи и
проходимцы не смогут их использовать
в преступных целях. Этим могут воспользоваться
только нравственные и интеллигентные
люди. Здесь та же ситуация, что и в одном
античном мифе, герой которого превращал
в золото все, к чему бы ни прикасался.
И в этом смысле гуманитарное знание, или
знание о знании, автоматически делает
человека духовным и нравственным, поскольку
вне духа эти знания не могут употребляться.
Это то, что англичане называют «личные
знания», знания, которые работают на становление
и саморазвитие человека». То есть гуманитарный
проект предполагает появление после
его реализации соавтора культурной нормы
в лице проектировщика, создания им нового
смысла, а затем создание условий для его
реализации в конкретной деятельности.Процесс
гуманитарного проектирования заканчивается
появлением личностной позиции или автора
собственной деятельности и жизни.
«Позиция человека есть способ реализации
ценности» (Н. Г. Алексеев). В таком определении
фиксируется три составляющие позиции:
ее деятельностный, личностный и нормативно-культурный
характер. Позиция важнейший и необходимейший
фактор в проектировании. Именно она появляется
и развивается в ходе преодоления проблемной
ситуации в рамках той или иной деятельности
[5]. Гуманитарный проект предполагает
ценностное самоопределение конкретного
человека к одному из реализующихся и
не до конца реализованных культурных
проектов, к определенной традиции таким
образом, что фиксируется ситуация проблемности
его реализации и предлагается новое решение.
Гуманитарное проектирование есть всегда
новая интерпретация, перепроектирование
незавершенного социально-культурного
проекта. Гуманитарный проект связан
с процессом трансцендирования проектировщика
в мир абсолютных ценностей.
Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный
проектировщик принадлежит двум мирам:
физически-социально-культурному и миру
абсолютных ценностей. Гуманитарный проект
есть локальный по масштабу проект. Это
не огромная бездушная социальная машина,
а небольшое ценностное, рефлексивное
и коммуникативное сообщество. Образовательный
процесс в «Школе майевтики» организован
в три этапа. Первый этап обучения в школе
майевтики предполагает организацию культурно-ценностного
самоопределения участников выездных
сессий (3 раза в год по 5 дней) «Школы майевтики»,
фиксацию занимаемой позиции, разработку
собственного социального или технического
проекта и получение экспертной оценки
в любом региональном тематическом проектном
конкурсе. Дети и взрослые, не ориентированные
на саморазвитие в рамках культуры, на
второй этап не приглашаются.На втором
этапе происходит разработка собственного
«пробного» гуманитарного проекта. Он
получается только в результате тройного
самоопределения проектировщика: 1) осознания
собственных ценностных ориентаций и
проблем и их реализации; 2) выбора,
освоения и самостоятельной интерпретации
определенной области духовной культуры
в контексте соцоикультурной региональной
ситуации; 3) освоения средств методологической
культуры (рефлексии, критического мышления,
понимания, самоопределения, позиционного
анализа ситуации, схематизации и др.).
Попытка разработки и реализации гуманитарного
проекта заканчивается фазой рефлексивного
анализа с целью проявления и фиксации
личностной позиции. Если первая попытка
была неудачной, попытки повторяются до
получения позитивного результата. Проявление
и закрепление личностной позиции можно
считать окончанием обучения на втором
этапе в школе майевтики. На третьем этапе
к проектной составляющей добавляется
исследовательская. Предполагается углубленное
изучение определенной культурной традиции
до понимания ее возможностей и границ,
и разработка собственного жизненного
проекта для сохранения и развития этой
традиции [7].
Рассмотрев
деятельность Сократа и воплощение
его методов в обучении, можно выяснить
её историческое значение. Оно заключается
в том, что Сократ способствовал распространению
знаний, просвещению граждан; философ
искал ответы на извечные проблемы человечества
– добра и зла, любви, чести и т.д.; Сократ
открыл метод майевтики, широко применяемый
в современном образовании; он ввёл диалогический
метод нахождения истины – путём её доказательства
в свободном споре, а не декларирования,
как это делал ряд прежних философов; Сократ
воспитал много учеников, продолжателей
своего дела (например, Платона), стоял
у истоков целого ряда так называемых
«сократических школ».
Таким
образом, философия Сократа не только
произвела большое впечатление
на его современников и учеников,
но и оказала заметное влияние
на всю последующую историю философской
и политической мысли, а также образовательного
процесса.
Список
литературы:
- Джуринский
А. История зарубежной педагогики Москва
Издательская группа «ФОРУМ» – «ИНФРА-М»
1998. – 113 с.
2.
« Истории античной философии » в конспективном
изложении. А. Ф. Лосев. – М.: «Мысль» 1989.
– 295 с.
3.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. –
М.: Мысль. – 1993. – 265 с.
4.
Толстых В.И. Сократ и мы. – М.: Мысль, 1986.
– 175 с.
5.
Сократический, воспитательный диалог
Автор(ы): Телегин М. В. http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=498&cat=0&full=yes
6. http://maxbooks.ru/pedogog/index.htm
7.
Краснов С. И., Каменский Р. Г. http://strana-sovetov.com/kids/common/4198-heuristic-education.html
8.
Школа майевтики – система
обучения гуманитарному проектированию http://www.humanproject.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=72&Itemid=37