Майевтика в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:41, научная работа

Краткое описание

В истории философии, пожалуй, нет более известной и важной фигуры, чем Сократ (470/469 – 399 до н. э.). Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в базу многих литературных произведений. О его личности существует большущее количество литературы. Норма нравственности по Сократу – автономна и индивидуальна.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

     Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую – лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения – это эвристическое обучение.

     В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о  нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод  обучения майевтикой, что буквально  переводится с греческого как  повивальное искусство. Сократ задавал  своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

     Современное эвристическое обучение основано как  раз на сократовской майевтике. Его  цель – помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.

     Несмотря  на солидный возраст метода, понятие  эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда – отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

     Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель  не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования  и т.п. На его основе ребенок создает  продукт деятельности – гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

     Конечная  цель эвристического обучения – не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

     Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

    1. личностное целеполагание ученика;
    2. выбор индивидуальной образовательной траектории;
    3. метапредметные основы содержание образования;
    4. продуктивность обучения;
    5. первичность образовательной продукции учащегося;
    6. ситуативность обучения;
    7. образовательная рефлексия.

     Часто родители и даже учителя путают эвристическое  обучение с проблемным. Но между  этими методами есть различия. У  познавательной задачи-проблемы, которую  учитель ставит перед ребенком в  проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление  решения. А открытое задание в  эвристическом обучении не имеет  правильного решения, и результат  никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

     Задача  проблемного обучения – передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

     Эвристическое обучение можно использовать при  обучении практически любому школьному  предмету, главное – придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания – придумать общество будущего, на уроке физкультуры – составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

     Конечно, эвристическое обучение не может  полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно  и нужно. Ребенку всегда приятно  чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие  открытия были сделаны совершенно случайно [6]!

     Замысел образовательного процесса в «школе майевтики» предполагает становление  ее учеников, как самостоятельно думающих авторов собственной деятельности и жизни, ответственных за развитие проектов культуры. Это значит, что такого типа образование должно приводить к появлению социально активной гуманитарно мыслящей интеллигенции. В любом регионе, где будет культивироваться эта форма, на базе имеющихся социокультурных «очагов» будут возникать активно реализующиеся гуманитарные проекты, например, выставки, фестивали, биеннале и т.п. Значение слова «майевтика» раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Та помогает рождению человека, а его вопросы помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий в сознании беседующих с ним людей. Т.е. сегодня мы бы сказали, что Сократ при помощи критики представлений о благе пробуждал самопознание и самосознание афинских граждан. В истории известен факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных позициях. На наш взгляд, «метод Сократа», позволяющий формировать различные личностные/деятельностные позиции и является основой методологии гуманитарного проектирования.  «Метод Сократа» в нашей стране развивался благодаря усилиям выдающихся современных отечественных методологов и философов Г. П. Щедровицкого и Н. Г. Алексеева. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Цель «Школы майевтики» – выявление и развитие личностных позиций ребенка и взрослого в проблемной социально-культурной ситуации с последующей разработкой и реализацией значимых для региона гуманитарных проектов.Гуманитарный проект направлен на установление конкретного способа связи между конкретным человеком и духовной культурой всего человечества. Открытие своего конкретного личного способа связи с миром духовной культуры человечества связано с развитием своего уникального понимания, авторским «прочтением», самостоятельной интерпретацией культурных текстов. Георгий Петрович Щедровицкий говорил, что: «…наша область знаний очень мирная, лентяи и проходимцы не смогут их использовать в преступных целях. Этим могут воспользоваться только нравственные и интеллигентные люди. Здесь та же ситуация, что и в одном античном мифе, герой которого превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. И в этом смысле гуманитарное знание, или знание о знании, автоматически делает человека духовным и нравственным, поскольку вне духа эти знания не могут употребляться. Это то, что англичане называют «личные знания», знания, которые работают на становление и саморазвитие человека». То есть гуманитарный проект предполагает появление после его реализации соавтора культурной нормы в лице проектировщика, создания им нового смысла, а затем создание условий для его реализации в конкретной деятельности.Процесс гуманитарного проектирования заканчивается появлением личностной позиции или автора собственной деятельности и жизни.  «Позиция человека есть способ реализации ценности» (Н. Г. Алексеев). В таком определении фиксируется три составляющие позиции: ее деятельностный, личностный и нормативно-культурный характер. Позиция важнейший и необходимейший фактор в проектировании. Именно она появляется и развивается  в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках той или иной деятельности [5]. Гуманитарный проект предполагает ценностное самоопределение конкретного человека к одному из реализующихся и не до конца реализованных культурных проектов, к определенной традиции таким образом, что фиксируется ситуация проблемности его реализации и предлагается новое решение. Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта.  Гуманитарный проект  связан с процессом трансцендирования проектировщика в мир абсолютных ценностей.    Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально-культурному и миру абсолютных ценностей. Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество. Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа. Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий (3 раза в год по 5 дней) «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и  получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе.  Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются.На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта. Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1) осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2) выбора,  освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3) освоения средств методологической культуры (рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др.). Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта  заканчивается  фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики. На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции [7].

     Рассмотрев  деятельность Сократа  и воплощение его методов в обучении, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; Сократ открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

     Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление  на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние  на всю последующую историю философской  и политической мысли, а также образовательного процесса. 

     Список  литературы:

  1. Джуринский А. История зарубежной педагогики Москва Издательская группа «ФОРУМ» – «ИНФРА-М» 1998. – 113 с.

     2. « Истории античной философии » в конспективном изложении. А. Ф. Лосев. – М.: «Мысль» 1989. – 295 с.

     3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.: Мысль. – 1993. – 265 с.

     4. Толстых В.И. Сократ и мы. – М.: Мысль, 1986. – 175 с.

     5. Сократический, воспитательный диалог Автор(ы): Телегин М. В. http://www.p4c.ru/index.php?view=book&item=498&cat=0&full=yes

     6. http://maxbooks.ru/pedogog/index.htm

     7. Краснов С. И., Каменский Р. Г. http://strana-sovetov.com/kids/common/4198-heuristic-education.html

     8. Школа майевтики – система  обучения гуманитарному проектированию http://www.humanproject.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=72&Itemid=37 
 
 
 

Информация о работе Майевтика в педагогической деятельности