Массовые явления в больших диффузных группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:54, реферат

Краткое описание

Под термином «диффузная» понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие;
- «размытые», т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;
- слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для диффузной группы характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;

Вложенные файлы: 1 файл

массовые явления в больших диффузных группах.docx

— 20.59 Кб (Скачать файл)

массовые явления в больших диффузных группах

 

 

Под термином «диффузная» понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие;

- «размытые», т. е. нечетко  очерченные границы; ее составляет  неопределенная совокупность людей;

- слабая взаимосвязь и  лишь эпизодическое взаимодействие; для диффузной группы характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими  родственниками, соседями или сослуживцами  по работе), а во-вторых, опосредованные  связи через интересующие информационные  источники, отдельных представителей  интересуемого социального объекта  или через причастность к его  действиям;

- высокая динамичность, изменчивость, т. е. состав диффузной группы  легко может меняться: люди могут  выходить и входить в нее  без затруднений, поэтому она  относится к числу открытых  и высокомобильных групп;

- низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.

Таким образом, большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

 

 

Большая диффузная группа—  многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредованно связанных друг с другом.

 

 

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного населенного пункта или его части (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телесериала «Санта-Барбара» или телеигры «Поле чудес» и т. д.), постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели (любители) того или иного театра и т. д.

Психология слухов. Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. При этом социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.

Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей). Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.

 

 

Слухи — форма  искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

 

 

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или является противоречивой и тем самым порождает неопределенность (примером является вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г. несогласованная информация об уровне радиоактивного загрязнения территорий в результате Чернобыльской катастрофы).

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей и т. п.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

- слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную  потребность человека в познании  окружающего мира, с другой —  стимулируют эту потребность;

слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

-    слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться;

-    социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

 

 

 

 

Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учитывая вышеописанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:

- добиваться высокой степени  информированности больших диффузных  групп о наиболее важных для  них событиях; информация при  этом должна быть доступной  для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность, в экстремальных же условиях  необходимо организовать регулярную  работу специальных источников  информации;

- целенаправленно снижать  значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых  прогнозируется возникновение слухов (такая работа, например, проводилась  российским телевидением перед  деноминацией рубля в 1998 г.);

- позитивное профилактическое  воздействие на слухи оказывают  условия политической, экономической, межнациональной стабильности и  устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные  группы (город, регион или общество  в целом); это существенно снижает  состояние тревоги, напряженности  людей и предотвращает слухи;

- в ситуациях, когда слухи  уже возникли, важно выяснить  их действительные причины и  только после этого проводить  разъяснительную работу, сделать  эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят  для себя складывающуюся социальную  ситуацию и будут к ней относиться  менее эмоционально;

- в благоприятных для  слухов условиях появляются их  активные распространители (число  и уровень их активности увеличиваются  с возрастанием степени экстремальности  условия жизни людей), которые  могут представлять серьезную  угрозу, поэтому необходимо выявлять  распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу.

Таким образом, практическая задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п. В таких условиях важны определенность воспринимаемой обстановки и упорядоченность действий людей.

Психология паники. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

- паника возникает, как  и всякое массовое явление, в  группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

- паника вызывается чувством  неуправляемого страха, основанного  на реальной или мнимой угрозе;

- паника — это чаще  всего стихийно возникающее, неорганизованное  состояние и поведение людей;

для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

 

 

Паника — стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

 

 

Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей; решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых являются следующие:

1. Общая психологическая  атмосфера тревоги и неуверенности  большой группы людей в случаях  опасности или в результате  продолжительного периода переживания  негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками). Такая атмосфера является предпанической, т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих  факторов является наличие возбуждающих  и стимулирующих панику слухов, например подогревающих предстоящую  опасность или степень ее негативных  последствий (так нередко было  на радиоактивно загрязненных  территориях после Чернобыльской  катастрофы).

3. Принципиальными оказываются  личностные качества людей и  наличие предрасположенных к  панике, так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения  паники становится доля таких  людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1 \% паникующих, чтобы паникой была охвачена  вся многочисленная группа людей.

4. Паника возникает при  стечении не только общих, но  и разнообразных частных и  конкретных условий жизни большой  группы в каждый конкретный  период времени. Такие стечения  обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды.

Психологические особенности поведения людей в условиях паники были изучены в классическом исследовании X. Кэнтрила, посвященном изучению массовой паники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу). Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п.) и только после этого приходили к отрицательному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

 


Информация о работе Массовые явления в больших диффузных группах