Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:46, реферат
Готовность женщины самой отвечать за себя и ребенка - это нередко свидетельство высокой личной зрелости и мужества. Исследования показывают, что у матерей, являющихся главой семьи, в отличие от матерей из полных семей, наблюдается более высокий показатель интеллектуальности, они более свободно и широко мыслят, склонны к решительным мерам, ответственны, уверены в себе, склонны к либеральным взглядам и эксперименту, готовы быть лидерами.
1. Введение. Понятие материнской семьи.
2. Позитивные и негативные стороны такой семьи.
2.1. Материнские проблемы
2.2. Проблемы детей, живущих в такой семье
3. Заключение.
4. Литература.
«Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карельская государственная педагогическая академия"
Реферат на тему:
«Материнская семья»
Работу выполнила студентка
ФДиСПП 722 группы
Вавуленкова Надежда
Преподаватель:
Судакова Раиса Владимировна
Петрозаводск, 2011
Содержание:
1. Введение. Понятие материнской семьи.
2. Позитивные и негативные стороны такой семьи.
2.1. Материнские проблемы
2.2. Проблемы детей, живущих в такой семье
3. Заключение.
4. Литература.
Введение.
Семью, где нет мужчины, “главы”, в России принято называть неполной. За рубежом давно уже используют выражение “материнская семья”, снимая, таким образом, клеймо неблагополучия с семей, где главенствует мама. Этот термин постепенно завоевывает свое место и в нашей стране.
Готовность женщины самой отвечать за себя и ребенка - это нередко свидетельство высокой личной зрелости и мужества. Исследования показывают, что у матерей, являющихся главой семьи, в отличие от матерей из полных семей, наблюдается более высокий показатель интеллектуальности, они более свободно и широко мыслят, склонны к решительным мерам, ответственны, уверены в себе, склонны к либеральным взглядам и эксперименту, готовы быть лидерами.
Ситуацию можно рассматривать как с позитивной, так и негативной сторон. Матери, вынужденные или сами захотевшие воспитывать детей в одиночестве нередко сталкиваются с рядом проблем. Конечно не все, и не всегда. Но прослеживаются основные тенденции, которые нельзя не отметить, поднимая эту тему.
К таким проблемам относится комплекс одиночества. Женщине бывает дискомфортно находиться среди замужних подруг. Прикрываясь щитом независимости, женщина все равно в большинстве случаев чувствует себя несчастной, невостребованной. Чувствуя жалость, а порой даже и злорадство замужних подруг, одинокая мама может начать избегать их общество, чувствуя, что ее жизненный опыт не представляет для других ценности. Такие мысли не способствуют повышению самооценки – женщина может стать замкнутой, отгороженной. Может, напротив, проявиться реакция отрицания своих проблем - это самообман, к которому прибегает человек, который не желает смириться с правдой о наличии каких-либо проблем. Поведение женщины в этом случае может быть подчеркнуто дистантным, отчасти высокомерным, декларирующем – «Я свободна! Я не нахожусь в рабстве у мужчины, как вы. У меня есть выбор среди поклонников». Подруги тоже, в свою очередь могут начать испытывать чувство неловкости в ее присутствии – одни за свое семейное благополучие, другие, напротив, могут испытывать зависть, чувствуя себя заложницами семьи и мечтая о свободе. В любом случае – эти проявления создают напряженность в общении, и заметно уменьшают круг близких подруг.
Вторая из часто встречающихся проблем – комплекс отторжения ребенка. Спонтанно, на эмоциях приняв решение о появлении ребенка и не проанализировав ситуацию, женщина сталкивается с целым вагоном проблем – в личной жизни, в быту, в карьере. Молодые неопытные мамы неожиданно обнаруживают, что ребенок – далеко не кукла. Он не только доставляет умиление и радость. Еще он капризничает, болеет, забота о нем требует невероятной самоотдачи, времени и сил. Такие мамы теряются, не имея элементарных навыков ухода за ребенком. А в это время их подруги живут бурной молодежной жизнью – им не интересны ее разговоры, у них – поклонники и дискотеки, ночные клубы и студенческая атмосфера. Молодая мама начинает чувствовать, что жизнь проходит мимо, что она теряет годы, теряет молодость, а ребенок все плачет и раздражает все больше.
Следующая глобальная проблема - комплекс вины перед ребенком. Финансовые трудности вынуждают маму работать полный рабочий день, а то и больше. Ребенку приходится проводить целый день в саду или с няней. Мама испытывает вину, что не достаточно уделяет ему внимания, мало занимается развитием, не может позволить лишний раз побаловать дорогой игрушкой. Если ребенок находится с няней, возникают тревожные мысли – как она с ним обращается в ее отсутствие, хорошо ли за ним присматривает, не ругает ли малыша. Но конечно больше всего, пожалуй, мама чувствует вину перед ребенком за то, что он растет без отца. Она взваливает на себя обе родительские роли, но чувствует, что мужского влияния все же не хватает. Переживает, как ребенок чувствует себя среди детей, когда они обсуждают своих отцов, интересуются его папой? Как воспринимают ребенка воспитатели – не вешают ли они на ребенка ярлык «безотцовщина», а значит ожидание проблем в поведении и в обучении? Для того, чтобы найти ребенку нового отца – необходимо выделить время для личной жизни, а значит, забрать это время у ребенка. Мамы и в полных семьях всегда найдут поводы для волнений и вины перед ребенком, а в «материнских» семьях их переживания утраиваются.
Еще одна из возможных в данной ситуации проблем - ревность к няне, сидящей с ребенком. В наши дни это очень частая практика - пока мама работает, малыш растет с няней. С ней он гуляет, играет, она его кормит и неудивительно, что ребенок к ней привязывается. Между ними устанавливаются теплые взаимоотношения, их связывают шутки и гримасы, которые понятны им обоим, и уже не понятны маме. Маме начинает казаться, что она вне этих отношений, что малыш больше любит няню.
Скандалы и дети
Здесь могут возникнуть серьезные проблемы - как в жизни самой женщины, так и в жизни ребенка. Фраза: «Нам никто не нужен» может стать установочной для развивающейся личности. Во-первых, если по прошествии времени, женщина все же встретит мужчину, с которым она захочет связать свою жизнь, она может натолкнуться на острую отрицательную реакцию ребенка, которому с детства внушалось: «нам лучше вдвоем, нельзя никому доверять». С другой стороны, видя как складывается судьба несчастной матери, ребенок может внушить себе, что любовь приносит только страдания, и оттолкнет от себя это чувство, опасаясь предательства.
И одна из самых острых проблем женщин, самостоятельно растящих детей – финансовая проблема. К сожалению, в нашей стране участие государственного аппарата в проблеме трудоустройства матерей-одиночек оставляет желать лучшего, в отличие, например, от Израиля, где ежедневно создается около 100 рабочих мест для матерей-одиночек и государство поощряет работодателей, предоставляющих работу этой категории граждан. У нас женщина вынуждена прокладывать себе профессиональный путь сама.
Проблемы «материнской семьи» касаются не только мам, но и самих детей.
Ребенок достаточно рано начинает понимать, что отличается от других отсутствием отца. Во дворе, в саду, по телевизору звучит слово «папа». И вполне естественно, что вопрос - «где (кто) мой папа?» неизбежен. Это очень важный и очень тонкий момент. Ребенок имеет право и должен знать о своем происхождении. Мамы часто оберегают детей от правды, стараясь не травмировать их душевное равновесие. И иногда женщины все же вынуждены следовать какой-то «легенде», но по возможности необходимо свести дозу лжи к минимуму. Ничто не приносит детям таких переживаний, как осознание в подростковом возрасте, что вы обманывали их всю жизнь. У них не хватит мудрости понять вас. Для них ваша ложь – полная катастрофа, потеря веры вам, а соответственно и всем окружающим. Ребенку необходимо объяснить все как можно правдоподобнее, но, не вдаваясь в сложности, которые ребенок не способен понять. Ответы должны быть максимально доступны детскому пониманию. Маленькому ребенку достаточно сказать, что папа у него есть, просто он далеко и не может его навещать. Ребенку постарше можно дать больше информации, но ни в коем случае нельзя поливать отца грязью, вдаваться в подробности – кто кого как оскорбил. Нельзя негативно сравнивать ребенка с отцом: «Ты такой же, как и он». Создайте нейтральный образ отсутствующего отца – лучше дать немного информации, но ровной, чем много негативной. Ребенку трудно смириться с тем, что у него плохой отец. Неуважение к отцу со временем может перекинуться и на мать – ведь это был ее выбор. Чтобы показать ребенку, что ничего трагического в вашей семье не происходит, можно провести параллель с животным миром, где с детенышами чаще всего остаются только мамы. Если вовсе избегать ответа на этот вопрос, ребенок может неверно решить, что он виноват в том, что нет папы. Впечатлительный ребенок может подумать, что плохо себя вел когда-то и папа ушел, а мама теперь расстроена и злится на малыша. Отсутствие в семье отца может восприниматься им, как собственный недостаток, что ведет к формированию комплекса неполноценности. Нарастающая тревога ребенка ложится в основу невротических реакций, которые в дальнейшем потребуют серьезного вмешательства специалистов. Ребенку, растущему без отца, бывает порой нелегко среди своих сверстников. В отличие от них, он не чувствует крепкую надежную стену за своей спиной – а ведь защитная функция – одна из наиважнейших в роли отца. Как часто дети любят хвастаться своими папами «У меня папа спортсмен». В ситуации конфликта малыши автоматически произносят: «Я пожалуюсь папе, и он вас всех победит». У ребенка, растущего без отца, нет ощущения этой поддержки. Конечно, он знает, что мама всегда его защитит и поможет, но в детских спорах почему-то убедительнее звучит слово «папа». Выход из создавшейся ситуации – привлечение к общению с ребенком родственников мужского пола. Тогда он всегда сможет похвастаться сильным дядей или заботливым дедушкой, чувствуя их внимание и плечо. Чтобы ребенок не оставался наедине со своими грустными размышлениями, его надо почаще развлекать походами в кино, цирк, театры и прочими мероприятиями с участием все тех же родственников. Появление рядом мужчины, пусть даже и не отца, значительно повлияет на самооценку ребенка, на его настроение и отношение с другими детьми. Отсутствие мужчины в семье не может не повлиять на формирование личности ребенка и его представлении о модели семьи. В неполной семье ребенку сложнее усвоить ролевое поведение, которое потом будет способствовать развитию черт мужественности или женственности. Ребенку негде будет увидеть модель отношений между мужчиной и женщиной, понять устройство семьи.
Как уже говорилось выше, часто матери, воспитывающие детей в одиночку, приобретают лидерские черты. Женщины такого типа могут подавлять сыновей, гася их инициативность и формируя неправильный тип взаимоотношений между полами. Мальчик, оказавшийся в такой ситуации, может испытывать большие затруднения, когда ему самому придется стать главой семьи. Инфантильность, ведомость и безответственность такого молодого человека могут оставить его собственную семью без должного стержня, и такая семья, скорее всего, разрушится.
Для девочек отец - это идеал мужчины, который ложится в основу ее представления о будущем муже. Без этого сформировавшегося идеала, девочке будет сложно создать семью, она просто может не понимать, зачем в семье нужен мужчина, когда они с мамой и так превосходно со всем справлялись. Либо, напротив, девочка сама создает идеальный образ воображаемого отца – самого справедливого, самого любящего, самого доброго, без недостатков. Повзрослев, такая девочка будет искать не мужа, а идеального отца. В этом несбыточном поиске все мужчины будут казаться ей несовершенными, и она может так и не встретить мужчину своей мечты. С другой стороны, девочка может перенимать те особенности матери, которые сама женщина пытается вытеснить из сознания, как неэффективные в данной ситуации – слабость, зависимость, ранимость. Девочка с таким складом характера будет жаждать мужского внимания, очень трудно переносить несчастную любовь и может избегать общения с мужчинами, оберегая себя от боли и переживаний.
Доказано, что уровень самооценки у детей из «материнских» семей порой бывает даже выше, чем у детей из полных семей. Это обусловлено тем, что такие дети раньше привлекаются к помощи матери, к домашним заботам, что ведет к развитию самостоятельности и ответственности, которые школьники отмечают, как положительные черты своего характера.
Представления о семье у детей, выросших только с мамой, часто оказывается традиционным. Рисунок будущей семьи часто содержит двух взрослых, одного или двух детей и домашнее животное.
Состав семьи – далеко не первоочередная составляющая психического здоровья малыша. Намного важнее психологических климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу, поддержка друг друга. Лучше спокойная жизнь в неполной семье, чем напряжение и конфликты в семье, где присутствуют оба родителя.
Заключение:
Дети счастливы, когда рядом
с ними счастливые родителями. Живите
активной полной жизнью, расширяйте круг
общения. Не стоит замыкаться и озлобляться
на весь мир, на мужчин. Стремитесь быть
жизнерадостными, и эта жизнерадостность
передастся вашему малышу. Тогда ваш жизненный
опыт станет бесценен для вашего ребенка,
и если вы решитесь выйти замуж, ребенок
будет на вашей стороне, ведь он растет
в уверенности, что вы всегда делаете все
правильно, что вы умеете делать вашу семью
счастливой.
Литература:
1. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11.
2. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования. 2001. № 8.
3. Интернет-ресурсы: http://www.psy-help.ru/