Межличностные отношения в коллективе младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Умственное развитие.

7 – 11 лет – третий  период умственного развития  по Пиаже - период конкретных  мыслительных операций. Мышление  ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав  какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут  новые факты, чем изменят свою точку зрения .

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

У ребенка развивается  также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое  мышление.

Отношения со взрослыми.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства  со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют  себя и успешнее развиваются в  условиях демократического руководства.

Отношения со сверстниками.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени  со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается  конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников  комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Игра.

По-прежнему много времени  дети уделяют игре. В ней развиваются  чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие  понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила  детского общества позволяют осваивать  правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [14].

Эмоциональное развитие.

С момента, когда ребенок  пошел в школу, его эмоциональное  развитие больше, чем раньше, зависит  от того опыта, который он приобретает  вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки  которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых  лет сменяются другими, более  осознанными: уроки, уколы, природные  явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей  школьного возраста появляется нежелание  идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно  как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед  неудачей, боязнь критики со стороны  учителей, боязнь быть отвергнутым  родителями или сверстниками. В таких  случаях помогает дружески настойчивая  заинтересованность родителей в  посещении ребенком школы.

 

3. Особенности взаимоотношений  в младшем школьном возрасте

 

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка  шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Поведение в школе. В 1-м  классе самой авторитетной фигурой  для ребенка является учитель (как  правило, учительница). На это указывают  все исследователи, которые пишут  об этом возрасте. «Учителю он верит  безгранично» [13]. В глазах ребенка  учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все»  подчиняются. Учительница может  вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут  ее «слушаться». То, что, становится наивысшим критерием истины.

При этом доверие, тяга к  учителю не зависит от качеств  самого преподавателя (Матюхина М. В. и  др.). В связи с выраженной склонностью  детей к подражанию на учителе  лежит высокая ответственность  за демонстрацию образцов социального  поведения [14].

Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками (там же).

В первые недели учебы в  школе дети «сначала — притихшие, некоторые даже робкие» (Блонский П. П.), они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описать внешние особенности соседа по парте. При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдается «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных — «возбуждение» (Матюхина М. В. и др.). Спустя некоторое время наступает обратная реакция — дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о приучении их к школьной дисциплине и порядку [3].

Поведение в семье. С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников  все менее значимой становится эмоциональная  зависимость ребенка от родителя (матери).

Более того, именно в этом возрасте и должна начаться так называемая «естественная сепарация», т. е. постепенное  психологическое отделение ребенка  от взрослого и обретение им независимости  и самостоятельности. «Данная постепенная  сепарация предоставляет очевидное  условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья» [16, с. 38].

Следовательно, в младшем  школьном возрасте контроль со стороны  родителей сохраняет свое воспитательное значение, но он должен быть менее опекающим  и более тонким. В то же время  взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы  их поведения являются для ребенка  одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители — это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.

С обретением тонкой моторной ловкости, с повышением познавательного  интереса ребенка и его стремления к деятельности, с ориентацией  его на результат и социальные оценки этого результата главной  задачей развития в этой его фазе, в соответствии с периодизацией  Э. Эриксона, становится формирование у ребенка чувства умелости. Естественная сепарация — в отличие от эмоционального отвержения — инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое  отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости  и самостоятельности.

В связи с этим особое значение приобретает для ребенка  отношение родителей к результатам  его труда. «Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить  шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают  довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда  у ребенка вырабатывается умелость... Напротив, родители, которые видят  в трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности» поскольку дети при этом чувствуют  свою несостоятельность в освоении «технологического этоса культуры» Развитию этого чувства, конечно, могут способствовать не только родители, но и школьные учителя и сверстники.

Поведение в кругу сверстников. В младшем школьном возрасте все  большее значение для развития ребенка  приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного  поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно  ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому  такими действенными становятся санкции  со стороны группы, применяемые к  тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются  очень сильные, иногда даже жестокие: насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива» [2].

Лидерство. Группы, как правило, имеют своего «вожака» или «заводилу». Лидером группы становится сверстник, который представляет собой «квинтэссенцию характерных качеств данного коллектива». В обычном детском коллективе вожак — это умный, ловкий и инициативный сверстник. В группе менее развитых ребят основным качеством вожака становится его физическая сила. У более развитых ребят — интеллект. В любом случае вожак — это прежде всего хороший товарищ, всего лишь первый среди равных. Вожак-нетоварищ немыслим. Правила товарищества неписаны, но соблюдаются строго. Развиты взаимопомощь и «дележка» [2].

Дети в этом возрасте любят  рассказывать друг другу различные  истории, услышанные, увиденные в  кино или по телевидению, особенно истории, свидетелями или участниками  которых были они сами. Поскольку  владение словом, искусство рассказа высоко ценится, хороший рассказчик может приобрести высокий статус в группе.

Дружба. По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским. Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом (только 8% мальчиков и 11% девочек — с противоположным полом). Численность групп составляет в 1-м классе — по 2-3, в 3-м — по 4-5 человек.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический  феномен дружбы как индивидуально-избирательных  глубоких межличностных детских  отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве  симпатии и безусловного принятия другого.

«Дети много выигрывают от близких, доверительных отношений  друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и  развивают самоуважение» [11,с. 537].

В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая  дружба. Дружба выполняет множество  функций, главными из которых являются развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с  обществом себе подобных.

Я. Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора,— те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение».

Однако круг общения школьника  не ограничивается только первым кругом. Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения  ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника [8, с. 208-212].

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м классе взаимные выборы детей определяются их успехами или  неуспехами в учебе — соответственно 85% и 70% выборов (Матюхина М. В. и др.), то в более старшем возрасте положение  школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных  особенностей самой группы (Реан А. А., Коломинский Я. Л.).

Если иметь в виду только личностные качества, то «популярности  в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость» [11, с. 541].

Половые различия. Как уже  говорилось выше, группы младших школьников чрезвычайно однородны по половому признаку, более того, группы мальчиков  и девочек в этом возрасте могут  даже враждовать между собой.

Разделение по половому признаку в этом возрасте характеризует не только составы групп, но и места проведения игр и развлечений. При этом на всей территории игр образуются специальные «девчоночьи» и «мальчишечьи» места, внешне никак не обозначенные, но оберегаемые от вторжения «посторонних» и избегаемые ими. Интересно, что в случае объединения мальчиков и девочек для общей игры для нее выбирается место между двумя территориями.

Общение и дружба с представителем своего пола, а также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка определенной и устойчивой идентификации с  полом, развитию у него самосознания, а также готовят почву для  формирования у него новых глубоких и продуктивных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

 

Вывод

 

Подводя итог необходимо напомнить, что межличностные отношения - это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми. В их основе лежат  разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные  связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.

Дети младшего школьного  возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.

В младшем школьном возрасте складывается новое представление  о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе младших школьников