Место дактильной азбуки в обучении глухих дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Дактилология……………………………………………………………………..5
Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников………………..7
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………....11
Приложения……………………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место дактильной азбуки в обучении глухих дошкольников.

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: 
 
Введение………………………………………………………………………….3

Дактилология……………………………………………………………………..5 
Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников………………..7 
Заключение……………………………………………………………………...10 
Литература……………………………………………………………………....11

Приложения……………………………………………………………………..12 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами.

  Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука. Такая ситуация связана с традициями этих стран. Соединенными Штатами одноручная европейская азбука заимствована из Латинской Америки, куда она в свое время пришла из Испании вслед за испанским языком.

  В «доброй же старой» Англии, несмотря на ее близость к Европейскому континенту, многое не так, как у соседей. Например, автотранспорт там движется по левой стороне улиц, а черные коты приносят счастье. И азбука для глухих у них своя, совсем непохожая на европейскую и американскую. В английской дактильной азбуке, например, гласные обозначаются следующим образом. Указательный палец правой руки указывает на один из пяти пальцев левой руки. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» — указательному, «i» — среднему, «о» — безымянному и «и» — мизинцу.

Дактильную азбуку легко  осваивают слышащие. Поэтому глухие, работающие без переводчиков в коллективах  слышащих, стараются научить этой азбуке людей, с которыми они постоянно встречаются. Несмотря на сравнительно медленный способ такого общения, он облегчает жизнь глухого, его связь со слышащими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дактилология

 

Дактилология - своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит  за жестовый язык. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым  алфавитом передают звуки речи (буква  за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.

Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного  языка, Она используется, если говорящий  не владеет специальной азбукой.

Дактилемы (буквы из дактильного  алфавита) — различные положения  пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдалённо напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.

Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР). Если же при общении                    со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо                    на ладони, или так называемая дермография.

В настоящее время  в мире существует более 40 таких алфавитов                  и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков                в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы фонетического алфавита «пиньинь», которым пользуются в наше время.

Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них  не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела  между словами. Использование              таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имён, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идёт речь.

При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной           и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях.                    В старших классах этих заведений менее употребительно. 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников

 
  Действующая в нашей стране система обучения глухих детей получила название коммуникационной: ее реализация предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения. С.А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь как исходную в процессе обучения языку, таким образом аргументирует свой подход: 
 1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова. 
 2. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем. 
 3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее. 
 4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи. 
 5. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью,                  ее грамматическим строем, словарным составом. 
 6. Эта форма речи обеспечивает глухому ребенку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь. 
Основные идеи С.А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программах учитывались, конечно, принципиальные изменения, происшедшие в сурдопедагогическом процессе в связи с внедрением                      в практику системы работы по развитию и использованию слухового восприятия. Последовательность использования различных речевых средств, согласно требованиями новых программ, такова. 
Исходная форма речи — дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. На этом этапе учитель обращается к детям подготовительного класса устно-дактильно; используются также плакатики с написанными словами, т. е. письменная речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время — устно-дактильное проговаривание. Обучение дактильной и устной формам речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся понимать устную речь учителя без его дактилирования: новый материал сообщается устно-дактильно, затем те же высказывания произносятся только устно. 
В первом классе педагог также использует устную речь в сочетании                         с дактильной. Дактилированием сопровождаются преимущественно слова               и фразы, еще недостаточно отработанные в устной речи, трудные для              слухо-зрительного восприятия выражения. Учителю предлагается использовать дактильную речь в тех случаях, когда дети не поняли его дважды повторенного высказывания. Таким образом, начиная с I класса дактилология уже используется, по сути дела, как вспомогательное средство педагогического процесса. В такой роли дактильная речь выступает и дальше, вплоть до окончания учащимися школы. Общаясь с учащимися устно (и в классе, и во внеклассное время), педагог привлекает дактильную речь главным образом тогда, когда они затрудняются в слухо-зрительном восприятии его сообщения, реплики и т. д. Предусматривается, что ученики тоже могут в ряде случаев прибегать к дактильной речи, например если это облегчает им воспроизведение звуко-буквенной структуры каких-либо сложных и редко употребляемых ими слов, облегчая товарищам понимание ответа у доски и т. д. Однако главным средством общения учащихся должна быть устная речь. 
Практика показывает, что умелое и творческое выполнение педагогом требований к использованию дактильной и устной речи позволяет достигнуть хороших результатов, в том числе и в обучении учащихся устной речи. В то же время при анализе сложившейся сейчас системы речевых средств, используемых в начале обучения, возникает ряд вопросов. Впрочем, многие из них ставились и раньше, например такой важный вопрос: как влияет широкое применение дактильной речи на формирование устной речи ученика? В экспериментальном исследовании Е.Н. Марциновской (1971) были получены такие данные. Нормально слышащие и относительно хорошо владеющие техникой дактилирования люди резко замедляют темп своей устной речи, если сопровождают ее дактильной (с 795 до 300 знаков в минуту). Значит, учащиеся, привыкшие к существенно более замедленному темпу речи педагога (обращающегося к ним устно-дактильно), оказываются в весьма трудном положении, когда им предстоит воспринимать естественную речь говорящего. Е.Н. Марциновская установила также, что            у тех детей, которые хорошо владеют техникой дактилирования, скорость устного и дактильного воспроизведения текста примерно одинаковая,                что сопровождение устной речи дактилированием не только не замедляло темпа их устной речи, а даже несколько убыстряло его. Но ведь скорость-то была равна 270—280 знаков в минуту, что в два раза медленнее нормального темпа устной речи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дактильная речь это  один из наиболее эффективных способов общения глухих. Она является вспомогательным  средством при формировании словесной  речи, помогает детям лучше усваивать  звукобуквенный анализ слова, а также облегчает слухозрительное восприятие.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Зайцева  Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)

2. Леонгард Э.И. Ранняя  слухоречевая реабилитация детей  с нарушениями слуха — основа  их полноценного включения в  общество слышащих // Проблемы младенчества. — М., 1999. 
3. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведении.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения





Информация о работе Место дактильной азбуки в обучении глухих дошкольников