Место музыки в повседневной жизни дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец, родившись, уже способен различать многие звуки и чутко реагируют на них. Быстро научается различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонации.

Содержание

1.Введение.
2.Музыка как часть повседневной жизни.
3.Музыкальное воспитание в детском саду.
4.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

«Место музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения».docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

Кроме музыкальных занятий  для слушания классики можно использовать и часы тихих игр, свободного рисования. При этом важно, чтобы дети имели  возможность прислушиваться к  звучащей музыке, не отвлекая друг друга.

Пение в детском саду. Пение, как известно, - это одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

Музыкальный руководитель, воспитатель группы с соответствующей подготовкой, приучают детей внимательно   слушать песню, принимать участие в звукоподражании, подговаривании и подпевании. Это, как правило, ведет к значительному улучшению певческих и слуховых навыков.

Слова песен для детей  должны быть понятными, текст песен – короткими, выразительными, интересными. Ее мелодия должна находиться в диапазоне детей данной группы, быть удобной для пения, логичной.

Н.А. Ветлугина особо отмечала, что понятие доступности по отношению  к песне не всегда означает ее легкость. Одни лишь «легкие» песни мало способствуют музыкальному, певческому развитию детей. И поэтому при выборе репертуара музыкальный руководитель, воспитатель  руководствуются принципом постепенного перехода от уже усвоенного к незнакомому.

Когда  песня подобрана, музыкальный руководитель  садится за инструмент и тщательно выучивает ее наизусть. Это значительно облегчает процесс обучения детей пению. У детей, как показывает опыт, весьма рассеянное внимание, и взгляд руководителя, все время нацеленный на ноты, разъединяет его и детей. И потому лишь взгляд взрослого, направленный на группу, а не в ноты, взгляд, которым педагог поощряет, вовлекает в подпевание, лишь он обуславливает ощутимые певческие результаты.

В ходе непосредственного  разучивания руководитель объясняет  новые слова, термины, понятия; четко  и ясно выговаривает слова, закрепляя  орфоэпически верное произнесение детьми текста. Иногда большую пользу может принести демонстрация звукозаписи песни.

Музыкально-ритмическое  воспитание. Ритмическое воспитание является неотъемлемой часть музыкальной работы в детском саду, входит в повседневную музыкальную жизнь дошкольника.

Для показа и разучивания  элементов плясок чаще всего используются народные плясовые мелодии. Такие мелодии  особенно доступны для передачи ритма.

Например, под русскую  народную мелодию «Из-под дуба»  ребята учатся выставлять ногу на пятку.

Использование игровых приемов  позволяет успешнее решать задачу становления  ритмического чувства детей. Так, чтобы  научить их различать ритмы притопов, можно сказать: «Поссорились и померились наши ножки» (поссорились – притоп одной ногой, помирились – притоп двумя ногами).

В старшей группе рекомендуется знакомить детей с ритмом тройного притопа.  При разучивании песни «Барабанщик» М. Красева следует обратить на ритм музыки. Дети воспроизводят ритмический рисунок на барабане, хлопают в ладоши, а затем под плясовую музыку выполняют тройной притоп в движении по кругу.

Полезно проигрывать детям  разную по характеру музыку, чтобы  они, разучивая танцевальные движения, самостоятельно улавливали характер, ритм и темп, предлагаемого музыкального образца. Для выполнения шага с притопом старшей группе предлагается в умеренном  темпе русская народная мелодия «Ходила младешенька по борочку». Дети выполняют движения четко, без торопливости.

Работа по ритмическому воспитанию детей активизируется, если одновременно с этим происходит воспитание и развитие творческих умений. Дошкольники свободно могут придумывать движения на музыку.  Руководитель может обратить внимание детей на то, что в одной музыке можно услышать ритм бега, а в другой – ритм поскоков.

Составляя свободную пляску на музыку русской народной песни  «Во саду ли, в огороде», дети сымпровизируют ритм бега, а на песню «Ой, утушка моя луговая» - простой хороводный шаг.

В групповых танцах очень  полезно использовать ложки, трещотки, треугольники, бубны. Ударами палочек  или кубиков ребята помогают товарищам  поддерживать нужный ритм движений, игрой  на барабане уточняют ритм шага.

Прослушав, к примеру, русскую  народную мелодию «Я рассею своё горе», ребята быстро среагируют хлопками на акценты в средней части музыки. После этого можно дать  девочкам платочки и предложить придумать  танец.

С большим энтузиазмом  придумывают дети движения для новогодних хороводов, стараясь согласовывать  их с музыкой и с текстом песни. Все движения выполняются непринужденно, ритмично, выразительно, с желанием.

Игра  на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Со многими музыкальными инструментами знакомят детей на музыкальных занятиях с учетом возрастных особенностей дошкольников.

При обучении дошкольников иге на музыкальных инструментах большое внимание уделяют индивидуальной работе, которую проводят на музыкальных  занятиях, а также вне их. Индивидуальные занятия дают хорошие результаты, если ведутся систематически и по плану.

В процессе индивидуальной работы, так же как и на музыкальных  занятиях, используются различные игрушки, картинки, стихи, загадки, фланелеграф музыкально-дидактические игры. Занятия проводят во вторую половину дня, продолжительностью 5-7 минут.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учат детей играть в ансамбле. Поэтому, усвоив часть или все  музыкальное произведение, ребенок  исполняет его вместе с воспитателем или музыкальным руководителем  на двух металлофонах.

Обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, колотушках, погремушках также проводят на индивидуальных занятиях. Развивается внимание детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано. Ошибаться играющим на этих инструментах ни как нельзя, потому что весь оркестр прислушивается к ритму ударных. На индивидуальных занятиях учат детей одновременно начинать  игру, согласованно играть в ансамбле.

  Довольно быстро такие занятия переходят в самостоятельную музыкально – творческую деятельность детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность. Оборудование музыкальных зон – одно из необходимых условий, для самостоятельной музыкально – творческой деятельности. В детском саду в каждой группе есть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в записи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию песни на металлофоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Музыкальный уголок стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, является помощником в их творчестве.

В процессе самостоятельной  деятельности у детей развивается  чувство товарищества, взаимопомощи. Дети учатся применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизируется их творчество.                                                                                                                                                                                                                                               

Заключение.

 «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников», говорил выдающийся немецкий пианист и педагог Артур Шнабель. Это глубоко справедливое замечание. И поэтому на первый план выдвигается задача, чтобы детский сад учил детей мыслить в музыке, и мыслить нравственно. А это сумеет сделать лишь творческая личность, которую никуда не надо «проталкивать»…

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно  начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений  в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает  ничем не заменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, ребенок  делается чутким к красоте в искусстве  и жизни.

В дошкольных учреждениях  музыкальным воспитанием детей  непосредственно занимается музыкальный  руководитель. От уровня его музыкальной  культуры, способностей, педагогического  мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

Таким образом, под руководством музыкального руководителя и воспитателя  дети приучаются к общению с музыкой. Основная роль воспитателя в руководстве  музыкальной деятельностью детей  – это соучастие в ней и  к этой работе необходимо относиться творчески.

И если нам удастся приобщить  к музыкальному искусству наших  воспитанников, значит, жизнь музыкального руководителя детского сада, воспитателя  прожита не зря.

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Ю.Б. Алиев «Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе». Стр. 8-120.
  2. Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения в детском саду». Стр.3-17.
  3. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Стр. 98-125.
  4. Педагогическая библиотека. http: www. pedlib. ru

Информация о работе Место музыки в повседневной жизни дошкольника