Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 21:58, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности метафорических процессов текстов различной тематики в газете АИФ за период 2011-2012 года.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие метафоры.
- выделить особенности употребления метафоры в современной прессе.
- провести исследование метафорических процессов в газете АИФ за период 2011-2012 года.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Теоретический аспект изучения метафоры как важнейшего тропа.........................................................................................................................5
Метафора: понятие, сущность, виды.....................................................5
Особенности употребления метафоры в современной прессе............8
Глава 2. Исследованиеметафорических процессов в газете Аргументы и факты..................................................................................................................10
Заключение.......................................................................................................15
Литература........................................................................................................16
Курсовая работа
По предмету педагогика и русский язык
на тему: "Метафорические процессы на страницах современной прессы"
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретический
аспект изучения метафоры как важнейшего
тропа.........................
Глава 2. Исследованиеметафорических
процессов в газете Аргументы и факты.........................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Трансформация экономических отношений России вызвала к жизни множество процессов и явлений на потребительском рынке современной печатной продукции. Выступать публично на страницах газет и журналов является индикатором развития социума и формирует новые тенденции языковой культуры, становиться определяющим фактором успешности.По способности употреблять в речи метафору оценивается умение говорить. Г.Ефремов и В.Мельников говорят о том, что «средства массовой информации оказывают влияние на тревожность населения, формируют установку на допустимость насилия или его осуждение. Поток информации с демонстрацией убийств, крови, насилия на экранах телевизоров превысил сегодня все допустимые нормы».1
Интерес к проблеме воздействия на общество, манипулирования сознанием адресатов исследуется в этическом, лингвистическом, философском, прагматическом и коммуникативном аспектах. [Пронин 1981, Безменова 1989, Федорова 1991, Кохтев 1992, 1999, Ермаков 1995, Купина 2000, Доценко 2000, Казаринова, Куницына, 2001, Стернин 2001,Муравьева 2002].
Д.Лакофф, опираясь на лингвистические данные, полагает, что метафора пронизывает повседневную жизнь и проявляется в языке, в мышлении и действиях, в которых понятийная система метафорична по самой своей сути. Благодаря языку, метафора структурирует восприятие, мышление и поступки.
Широкий формат и контент, существующих в обществе мнений о СМИ с разных позиций, демонстрирует актуальность обращения к исследованию метафорических процессов газетных текстов.Нам понятна позиция Д.Лакоффа Д. в том, что метафора играет огромную роль как концепт, отражающий развертывание мысли, являясь источником новых видов ощущения и понимания.
Объект исследования – тексты газеты АИФ, оказывающие влияние на сознание и эмоции адресата.
Цель исследования – выявить особенности метафорических процессов текстов различной тематики в газете АИФ за период 2011-2012 года.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие метафоры.
- выделить особенности употребления метафоры в современной прессе.
- провести исследование метафорических процессов в газете АИФ за период 2011-2012 года.
Гипотеза данной работы заключается в том, что использование метафоры в газетных текстах служит наивысшей формой аттракции для читателя современной прессы.
Теоретической основой работы явились труды следующих авторов: БалытниковВ.,Большаков С.В., Ефремов Г.И., Костомаров В.Г., Крысин Л.П., В.В.Мельников, Лакофф Д., Джонсон М., Лассуэлл Г., Луман Н.М., Маковский М.М., Морозов А.В., Почепцов Г.Г., Расторгуев С.П., Чудинов А.П.,
Глава 1. Теоретический аспект изучения метафоры как важнейшего тропа
1.1.Метафора: понятие, сущность, виды
Важнейшим тропом являются метафора - скрытое сравнение, осуществляемое путем применения названия одного предмета к другому и выявляющее какую-нибудь важную черту второго. Метафора - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре выделяют 4 «элемента»: категория или контекст, объект внутри конкретной категории, процесс, каким этот объект осуществляет функцию, приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.2
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Отличительной чертой метафоры является ее постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом, что связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Виды метафоры:3
1.Резкая метафора- метафора, сводящая далеко стоящие друг от друга понятия.
2.Стёртая или генетическая метафора- общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается: ножка стула.
3.Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в не фигуральную конструкцию: червь сомнения.
4.Развёрнутая метафора- метафора, осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
5.Реализованная метафора- оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим: Я вышел из себя и вошёл в автобус.
Д.Лакофф интерпретирует метафору как концепт, где развертывание мысли представляется как развитие сложных метафор, а роль метафоры значима в мышлении человека, его политическом поведении и общественной жизни. Так, например, в интеллектуальных дебатах основной определяющей метафорой является «Argument is war» - «спор есть битва».4
Д. Лакофф рассматривает метафору как понятийную конструкцию в процессе развития мысли: «Наша обыденная понятийная система, с точки зрения того, как мы мыслим и действуем, суть метафорическая по своей природе».
Неметафорическая мысль возможна только тогда, когда мы говорим о физической реальности. Чем больше индивид абстрагируется, тем больше метафорических слоев требуется для выражения мысли. Однако, люди не замечают эти метафоры по различным причинам. Например, одной из причин является тот факт, что происхождение многих метафор сейчас мы уже не можем определить, другая причина - мы просто «не видим, что происходит».5
1.2.Особенности употребления метафоры в современной прессе
Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно разнообразную информацию об окружающем. В психике человека существуют различные мощные «фильтры», отсекающие незначимую информацию и детализирующие субъективно важные сведения. Виды этих «фильтров» следующие:6
- физиологические (слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные, тактильные);
- культурные(традиции, нормы, обычаи, свойственные данной культуре, в которой сформировался человек);
- мировоззренческие (убеждения и ценности, установки, образование, профессионализм, нравственность);
- прошлого жизненного опыта (положительного или отрицательного как результат социального научения);
Человек видит мир сквозь призму своих личных интересов. Психика обрабатывает поступающую в нее информацию на основе принципа эгоцентризма, что способствует выживанию индивида. Эгоцентризм приводит к непониманию того, что у других есть иные точки зрения. Исследование информационных причин и последствий эгоцентризма важно для коррекции поведения человека в конфликтных ситуациях.
У людей в голове есть определенная «карта» действительности. У каждого эта «карта» разная. Значение этой «карты» в упрощении восприятия, чтобы не перегружать психику «ненужной» информацией ограничивает наше восприятие мира. Карта не является территорией.
У участников социума формируются информационные модели различных ситуаций, происходящих в социуме - мотивов и действий противоположной стороны, мотивов и возможностей, представлений окружающих о конфликте, целей всех сторон. Процесс взаимодействия - обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками ситуаций в обществе.
Информационное воздействие участников ситуаций друг на друга производится с помощью слова или метафоры, а также коррекции поведения сторон в нужном направлении, что заложено в исследовании информационной среды.
Стереотипы поведения людей в обществе являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека. Стереотипы играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации.
Г.Ефремов и В.Мельников говорят о том, что «средства массовой информации оказывают влияние на тревожность населения посредством употребления метафоры, формируют установку на допустимость понимания происходящего не сразу, а с некоторой самостоятельной додумкой. Поток метафорической информации с демонстрацией насилия и несправедливости превысил сегодня все допустимые нормы».7
Эффективность управления ситуацией повысится, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Качественное информационное обеспечение управления ситуацией общения - важное условие успешности двух оппонентов.
Причинами искажения информации при общении оппонентов (А и В) являются:8
1. Многое из того, что А чувствует и понимает, он не может адекватно выразить словами. В ситуациях общения часть информации предмета разговора существует на уровне бессознательного и словами быть выражена не может.
2. Часть информации, которая
может быть выражена словами,
не высказывается человеком из-
3. Многое из того, что А знает, чувствует и может выразить словами, он не высказывает, так как в процессе общения не хватает времени на то, чтобы высказать все, что думалось. По причине недостатка времени в процессе общения теряется существенное количество информации. Чем насыщеннее жизнь человека, тем больше времени у него уходит на деятельность, тем меньше времени он может посвятить разговору, что затрудняет понимание людьми друг друга.
4. Многое из того, что А может выразить словами, он не считает нужным говорить, потому что эта информация характеризует его с негативной стороны, а часть информации он считает для данного разговора незначимой. Но это не означает, что она на самом деле незначима для собеседника.
5. Часть словесной информации слушающий не усваивает потому, что просто ее не слышит, так как отвлекается, думает о своих проблемах.
6. Часть информации, высказанной А, не усваивается В, так как он ее не понимает. Получение информации из написанного текста в принципе отличается от информационного взаимодействия в процессе общения. Собеседником усваивается та часть информации, которая понимается им мгновенно, поэтому устная речь должна быть более простой по сравнению с письменной.
7. Услышав одну и ту
же информацию, разные сотрудники
могут сделать не только
Из всего вышесказанного следует, что ситуация, как целостная часть деятельности, позволяет анализировать деятельность в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности объективные условия деятельности. Употребление метафоры в данном пространстве позволяет улучшить процесс восприятия и коммуникации.
Вывод по главе 1.
Использование информационного подхода обладает мощными объяснительными возможностями. У каждого из участников ситуации формируется своя информационная модель социальной ситуации на основеопределённых ценностей, мотивов и целей. В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Элемент ситуациине обладает всеми основными свойствами целого.
Нам понятна позиция Лакоффа Д. в том, что в любой ситуации огромную роль играет метафора как концепт, отражающий развертывание мысли, являясь источником новых видов ощущения и понимания. Опираясь на данное положение, мы проведем анализ метафорических процессов во второй главе нашей работы.Таким образом, говоря о метафорических процессах в газетных статьях и современной прессы, мы говорим о метафорах как метафорических концептах. В газетных статьях будут присутствуют концепты «власть», «доверие», «приватность», «амбициозность».
Глава 2. Исследованиеметафорических процессов в газете Аргументы и факты
Информация о работе Метафорические процессы на страницах современной прессы