Методика Монтессори: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:22, статья

Краткое описание

Итальянский педагог и врач, доктор наук Мария Монтессори (1870-1952) разработала уникальную и всемирно известную методику раннего развития ребенка, особенности которой она описала в своей книге «Методика Монтессори», опубликованной в 1901 году и переведенной на многие языки мира. Прежде всего, необходимо сказать об идейной основе методических разработок Монтессори, которая заключается в подлинном гуманизме воспитательной и образовательной системы, в обращенности к природе ребенка, так как главная педагогическая установка ее автора опирается на мысль о том, что гуманная педагогика возможна лишь тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.

Вложенные файлы: 1 файл

статья о методике монтессори.docx

— 27.40 Кб (Скачать файл)

 

Методика Монтессори: достоинства и недостатки

Итальянский педагог и врач, доктор наук Мария Монтессори (1870-1952) разработала уникальную и всемирно известную методику раннего развития ребенка, особенности которой она описала в своей книге «Методика Монтессори», опубликованной в 1901 году и переведенной на многие языки мира.

Прежде всего, необходимо сказать об идейной основе методических разработок Монтессори, которая заключается в подлинном гуманизме воспитательной и образовательной системы, в обращенности к природе ребенка, так как главная педагогическая установка ее автора опирается на мысль о том, что гуманная педагогика возможна лишь тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.

По Монтессори, ребенок - «носитель» процесса собственного развития. Органический рост и созревание, а также духовное развитие ребенка обусловлены изначально той «внутренней работой», которая совершается в нем в период детства. Проявление ребенком активности Монтессори связывает с предоставлением ему свободы, означающей, прежде всего, возможность развиваться по своим внутренним законам, возможность и умение быть созидателем самого себя, совершать внутреннюю работу по саморазвитию. При этом Монтессори подчеркивает, что предоставить ребенку свободу - не значит отказаться от помощи педагога, воспитания дисциплинированности.

Именно поэтому в фундаменте педагогической системы Монтессори биологическая предпосылка – любая жизнь есть проявление свободной активности. Растущий ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого суть воспитания не в формирующем воздействии на ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Следовательно, целевая установка метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. А задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

В соответствии с педагогикой  Монтессори, чтобы содействовать саморазвитию ребенка, необходимо, прежде всего, подготовить окружающую дидактическую среду, побуждающую его к проявлению активности. Подготовленная среда призвана стимулировать такой характер психического развития каждого ребенка, который соответствует его индивидуальным субъектным возможностям. Посредством самостоятельной работы с оснащающим среду целесообразно подготовленным дидактическим материалом ребенок приходит к усвоению знаний, формированию умений и навыков, к осознанию своих собственных сил, к переживанию чувства удовлетворенности от процесса и результата собственной деятельности. 
Педагог конструирует, грамотно оснащает развивающую дидактическую среду, поддерживает познавательную активность детей, наблюдает за ходом их самостоятельной работы и в случае необходимости направляет деятельность ребенка. Учитель учит детей учиться.

Смысл позиции педагога Монтессори видит в содержании просьбы ребенка, обращенной к учителю: «Помоги мне сделать это самому».

В основу гуманистической  педагогики Монтессори положено рассмотрение детства как самоценного периода человеческой жизни, в котором культурное развитие ребенка слито с его органическим созреванием.

У методики Монтессори есть как преданные последователи, так и ярые противники. Попробуем рассмотреть достоинства и недостатки данной методики.

Важным преимуществом  методики последователи Монтессори считают максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательной деятельности, использование продуманной программы развития каждого ребенка, соединяющей в себе обучение и воспитание на основе поддержки детской активности, ценности каждого ребенка, его конкретных черт и качеств.

Главной инновацией системы  Монтессори стало создание оригинального учебного процесса, построенного на признании за каждым ребенком права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и собственные способы получения знаний, поэтому дисциплина у Монтессори трактуется как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

В методике Монтессори нет жестких оценок, норм и критериев развития, малыша никто не принуждает, не говорит как надо, не направляет, не выносит оценку его деятельности. Система воздействий разработана так, что ребенок сам должен увидеть свои ошибки во время занятий, а не учитель будет указывать на них. Значит, малыш не приобретет неуверенность в себе, не будет ощущать давления, не будет считать, что должен соответствовать каким-то взрослым представлением об идеальном ребенке. Все это позволяет избежать напряжения и не оттолкнуть от познания мира, а поддержать врожденный огромный интерес к учебе. Кроме того, отсутствие оценки действий ребенка, даже похвалы, позволяет развить и укрепить у ребенка внутреннюю, собственную мотивацию. То есть, малыш привыкнет делать не из страха наказания или от желания похвалы, а следуя собственным побуждениям.

Противники методики Монтессори ставят под сомнение  эффективность данных воспитательных воздействий. Можно ли позволять детям всегда слепо следовать своим желаниям и побуждениям?  Не станет ли у ребенка в основе всего другой лозунг – «Делаю только то, что хочу!». В таком случае, достоинства методики Монтессори просто потеряются за банальной невоспитанностью.  Как,  у не желающего, а как следствие и не умеющего,  управлять своими желаниями и поступками ребенка,  могут сформироваться задатки волевых качеств? В данной методике они попросту не нужны! Однако, при недостаточном развитии волевых качеств,  малыш  будет легко отвлекается, отказывается от намеченной цели. Ребенок без волевых качеств не приспособлен к жизни в коллективе. С другой стороны,  коллектив в большой степени и формирует задатки воли. В совместной игре дети начинают думать не столько о своих достижениях, но и об успехах команды в целом.  Жаль, что индивидуальная деятельность в системе Монтессори  существенно  доминирует над коллективной. Ведь необходимое условие полноценного  развития ребенка — это его умение играть с другими детьми.  У детей дошкольного возраста важно развивать способности к совместной игре,  а, следовательно,  к жизни в коллективе. Игра вместе со сверстниками  играет решающую роль в формировании у ребенка социальной компетенции.

При анализе системы Монтессори  многие психологи и педагоги отмечают задержку социального развития ребенка. Доминирующий индивидуальный характер действия ребенка в группе, Монтессори-среда, пассивный учитель не побуждают его к коллективному общению. 

В учебно-воспитательном процессе по системе Монтессори переосмыслена роль педагога, который воздействует не прямо, а посредством дидактических материалов – игр, приспособлений, - с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе.

Методика Монтессори предполагает всего лишь помощь ребенку в его занятиях, не делать вместо ребенка, а помочь ему сделать самому. Но даже просто не вмешиваться зачастую в жизни, в быту нам бывает сложно. Ведь малыш неумело и медленно все делает, может сломать, испачкать, перевернуть. По Монтессори, малыш будет делать все сам, в зоне практического развития увидит те же предметы, что и дома, только трогать их можно сколько угодно.

Игровая форма обучения, отсутствие давления взрослого, самостоятельная  деятельность приводят к поразительным  результатам. Развиваются, прежде всего, любовь к обучению, уверенность в  себе как в успешной личности, уважаемой другими, уверенность в своих силах, в том, что мир поддается изучению самостоятельно, а если трудно, то всегда рядом тот, кто поможет.

С другой стороны, в методике Монтессори слишком занижена роль воспитателя во всех видах детской деятельности. Активный, творческий воспитатель может увлечь новой игрой, помочь детям научиться играть и трудиться вместе. Не подавлять, а направлять и развивать детское творчество. Уверенность в собственных силах у ребенка укрепляется мудрым активным воспитателем, который и поможет преодолеть трудности, направить на путь решения задачи, и похвалит при промежуточных результатах. К примеру, если ребенок начал игру и не может довести ее сам до конца, активный воспитатель одобрит достигнутые успехи, что будет являться весомым мотивом возвращения к игре снова. А если малыш постесняется попросить о помощи, некому будет поддержать, он просто забросит игру подальше, теряя при этом уверенность в собственных силах. Дети склонны к подражанию, они подражают и плохому, и хорошему. Как кроха самостоятельно разберет, где правда. Задача активного воспитателя заключается в том, чтобы с помощью бесед, литературы, коллектива воспитывать у ребенка моральное сознание, моральное отношение и моральное поведение.

Современная психофизиология  предоставляет данные, которые опровергают  «научность» метода Монтессори. У детей дошкольного возраста чаще всего наблюдается преобладание активности правого полушария мозга, для которого характерно интуитивное, наглядно-образное, творческое мышление, умение познавать мир целостно, а в Монтессори-педагогике значительно большее внимание уделяется развитию левого полушария мозга ребенка, весомая доля упражнений направлена на развитие логики, аналитических способностей, мелкой моторики. Недостаточное развитие правого полушария может значительно обеднить психику растущего человека. Ему будет труднее оставаться самим собой, то есть уникальным и неповторимым. 

Метод Монтессори большое внимание уделяет обучению чтению. Но чтение направлено  на получение информации, обогащения словарного запаса. Ребенок не читатель, а хранилище информации. Он не умеет получать удовольствие, радость от прочитанного,  воображать мир, описанный в книге. Так как в дошкольном возрасте развитие интеллекта происходит за счет образного мышления и фантазии, для чего совершенно необходимы как художественная литература так и сказки.  Метод Монтессори не прививает вкус к книгам, следовательно,  не развивается эмоциональная сфера ребенка.

Нет в методике бесед о прочитанном, педагоги-Монтессори не учат пересказывать услышанное, придумывать рассказы по сюжетным картинкам, да и просто не общаются с детьми на отвлеченные темы.  А ведь  это необходимо для развития речи. Развитие речи на занятиях по системе Монтессори основаны только  на тренировке мелкой моторики пальцев, упражнениях по собиранию и раскладыванию предметов.

В школах  Монтессори иногда проходят занятия по музыке,  хореографии, но всего лишь как дополнение к системе. Однако в связи с тем, что при их проведении роль педагога активна, это и вовсе противоречит основам метода. 

Попадая в школу Монтессори, ребенок выбирает одну из пяти специальных зон (сенсорную, общую, математическую, речевого развития, практическую) и выбирает материалы в этой зоне – игрушки, в которые хочет поиграть. Развивающие игрушки (материалы Монтессори) разработаны специально для наиболее эффективного обучения и развития различных навыков и способностей, так как детские игры – это средство познания мира, характерное для всего живого в раннем периоде. Игра поддерживает интерес ребенка, это пока единственно доступное средство познания для малыша. Однако подавляющая часть игр – настольные развивающие игры. В методике Монтессори не используются ролевые, творческие игры, они считаются бесполезными, тормозящими детское развитие. Но ведь именно они способствуют эмоциональному развитию ребенка.

Помимо игровой деятельности Мария Мортессори отвергала и деятельность художественную. Недостаточное внимание уделяла рисованию. «Я даю ребенку лист белой бумаги и карандаши и предлагаю рисовать всё, что ему вздумается». Деятельность художественную Монтессори считала вредной попыткой ребенка уйти от реальности в воображаемый мир, выдвигала идею, что этот процесс тормозит адаптацию ребенка к жизни реальной.

Недостатком метода выступает отсутствие интеграции.  Специальные зоны дробят окружающий нас мир на разрозненные фрагменты. Мир лучше познается в своем многообразии и единстве. Интегрированная деятельность,  создавая единую картину мира, качественно влияет на формирование  образного мышления детей, чувства красоты. При этом ребенок заметно  меньше утомляется. 

Наибольшая же проблема в  воспитании ребенка по Монтессори сегодня состоит в том, что нет преемственности содержания образования и воспитания в таком детском саду и первом классе школы, т. к. в сегодняшней России нет средних учебных заведений, работающих по такой системе. Таким образом, ребенок, покинув дошкольное учреждение, попадает в среду, к которой часто совершенно не подготовлен, испытывает  определенные сложности. Отсутствие навыков работы в коллективе, неприспособленность к школьным стандартам общения с учителями и одноклассниками, отсутствие дисциплины. Таким детям трудно встроиться в новую для них модель обучения.

Итак, главное достоинство методики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка, в стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека, в ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. А в нашей стране интерес к методике Монтессори обусловлен связью с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире.

Так что же преобладает  в системе Монтессори: индивидуальный характер действий или индивидуальный подход? И что же понимать под свободой? Только свободу выбора среди нескольких видов деятельности?  Методика Монтессори накладывает много неочевидных ограничений.

Горько придется гиперактивным детям, им тяжело будет подчиняться существующей в школе дисциплине, такие дети могут почувствовать себя  крайне дискомфортно. Ведь гиперактивному ребенку необходимо  предоставлять возможность расходовать избыточную энергию.

Так же сложности при работе могут возникнуть у тихих и  замкнутых детей. От ребенка ждут самостоятельности и инициативности и не вмешиваются в его действия, пока он сам об этом не попросит.

Творчески одаренные дети с развитой фантазией попросту завянут в школе Монтессори,  где так мало формируют творческое мышление. Нестандартные способности творчески одаренных детей не смогут получить должную поддержку и развитие. 

Так что же ребенку лучше  развивать: логику и аналитические  способности или интуитивное, творческое мышление, умение познавать мир целостно? Как лучше воздействовать на воспитательный процесс: только через дидактическую  среду или посредством коллектива и педагога? Нужно ли предоставить ребенку полную свободу или необходимо формировать зачатки воли с раннего  возраста?

Информация о работе Методика Монтессори: достоинства и недостатки