Методика диагностики наглядно-действенного мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:37, реферат

Краткое описание

Изучение исторического пути науки — необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Истоки психодиагностики......................................................................5
Глава II. Возникновение тестирования.................................................................9
Глава III. Другие виды диагностических методик.............................................18
Глава IV. Методика диагностики наглядно-действенного мышления…….....22 Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая диагностика (26 листов).docx

— 80.35 Кб (Скачать файл)

маскировочным механизмом. Для того чтобы проникнуть в область бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо было в эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики.

Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом (1884-1922). Создавая эту методику, Г. Роршах предъявлял психически больным испытуемым чернильные пятна и в результате своих наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. В дальнейшем эта методика использовалась многими исследователями как у нас, так и за рубежом [1; 2; 5].

Еще одна из наиболее распространенных в мире методик — Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test —TAT) — была создана в 1935 г. Г. Мюрреем (1893-1988) совместно с X. Морган. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. В настоящее время существует множество модификаций ТАТ, известны разные подходы к анализу и интерпретации данных [1; 3; 5].

К началу 40-х гг. XX в. диагностика посредством проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективной техники. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъективизм в интерпретации результатов.

Завершая краткий обзор истории развития и становления психологической диагностики на Западе, отметим, что она отличается широким разнообразием используемых методик как в отношении формы, так и их содержания. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Методика диагностики наглядно-действенного мышления

 

«Вырежи фигуры»

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов — все фигуры  вырезаны ребенком не более  чем за 3 мин, а контуры вырезанных  фигур не более чем на 1 мм  отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры  вырезаны ребенком за время  от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются  от оригиналов на величину  от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры  вырезаны ребенком за время  от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются  от оригиналов на 2-3 мм.

4-3 баллов — все фигуры  вырезаны ребенком за время  от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются  от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры  вырезаны ребенком за время  от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются  от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл — ребенок не  справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются  от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.  
8-9 баллов — высокий.  
4-7 баллов — средний.  
2-3 балла — низкий.  
0-1 балл — очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психодиагностика с момента своего появления была ориентирована на прикладные задачи — сначала на нужды школы, затем промышленности, армии, клиники. С ее появлением психология как наука претерпела радикальные изменения, став частью повседневной жизни, уважаемой и общественно признанной. Психодиагностика наряду с другими прикладными направлениями придала новый импульс фундаментальной психологии, которая приобрела статус влиятельной науки, — была доказана ценность психологических знаний на практике.

Сейчас психодиагностика как на Западе, так и в нашей стране пользуется уважением и большим вниманием общества. Это объясняется тем, что она обращена к его задачам и проблемам, пытаясь давать научно обоснованные заключения о людях. В повседневной жизни почти каждый в той или иной мере анализирует и обсуждает других людей, выступая в этом смысле «диагностом». Но в отличие от оценок непрофессионалов диагноз психолога налагает на него немалую ответственность и обязательства. Специалисты-диагносты должны разбираться во множестве разнообразных вопросов — теории и методологии психодиагностики, психологических теориях и концепциях, анализе данных с опорой на статистические методы, должны уметь интегрировать информацию о клиенте, составлять заключение, уметь довести до клиента результаты диагностики и многое другое.

Нельзя не отметить и тот факт, что современные диагносты признают одной из важнейших своих задач переход от постановки диагноза, ограничивающегося только фиксацией уровня развития той или иной психологической особенности, к построению психокоррекционной работы. Ими разрабатываются и планируются как общие подходы и принципы коррекционно-развивающей работы, так и конкретные меры по формированию психологической особенности, имеющей дефекты.

Поводя итоги, хочется отметить, что психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач. Развитие и расширение исследований по психологической диагностике представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности. Однако важно, чтобы ожидания общества в отношении психодиагностики не были завышены, они должны соответствовать ее возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. Т. 1-2. - М., 1982.
  2. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. — СПб., 1992 .
  3. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб., 2002.
  4. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М., 1981.
  5. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.
  6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. — М., 2002.
  7. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины XX века. - М., 2000.
  8. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
  9. Burner J. S. Acts of Meaning. - L, 1990.
  10. FincherJ. Human Intelligence. - N. Y., 1976.
  11. Kelley T. Crossroads in the mind of man. — Stanford, 1928.
  12. Mehrabian A. Educational and psychological measurement, 1969.
  13. Studies in individual differences / Ed. J.Jenkins, D.Patterson. — N.Y., 1961.

 

 

 

 


Информация о работе Методика диагностики наглядно-действенного мышления