Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:40, реферат
Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию очень серьёзное направление в работе классного руководителя, и рассматривать его необходимо в трёх аспектах:
1. Что изучать?
2. Как изучать?
3. Зачем изучать?
2011 год
Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к
Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию очень серьёзное направление в работе классного руководителя, и рассматривать его необходимо в трёх аспектах:
Первое. Изучать надо личность ученика. А изучать личность – значит понять интересы, характер, стремления ребёнка, его семейные условия, которые лежат в основе формирования личности.
Второе. Изучать в процессе практической деятельности, путём педагогического наблюдения, методом педагогической интуиции и специальными психолого-педагогическими методиками.
Третье. Изучать личность учащегося необходимо с целью побуждения ребёнка к самовоспитанию и саморазвитию. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребёнка в работе над собой. Какую бы сторону личностного развития человека мы не взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к самосовершенствованию. Отсюда следует: ребёнку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности.
Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если, какая-то сторона ученика получила резко отрицательную оценку, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Схема оценки уровня воспитанности заполняется учителем, родителями, и самим учеником, после чего выводится средний арифметический показатель уровня воспитанности и определяется уровень самооценки: завышенная, заниженная, нормальная.
На основании исследования уровня воспитанности учащихся и степени сформированности классного коллектива классный руководитель составляет анализ воспитательной работы, корректирует задачи и планирует свою деятельность на дальнейший период.
. Но здесь встает более конкретный вопрос: а что же такое саморазвитие и самовоспитание?
Воспитание – один из важных факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне ее. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Какую бы сторону личностного развития человека мы ни взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребенку нельзя ничего передавать без его собственной деятельности, воли, активности. Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитывать – он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Не забываем ли мы порой об этом, передавая ученику знания или пытаясь сформировать в нем те или иные качества? Воспитание – это специально организованный педагогический процесс, содержащий положительное влияние. Такие стороны развития личности, как ее образование. Мировоззренческое и нравственно-эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания. Воспитание, следовательно, играет определяющую роль в формировании личности, однако эту роль оно может выполнять только при условии, если будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования.
Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности.
А что же мы понимаем под самовоспитанием? Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».
Об этом же пишет и педагог А.В. Мудрик: «Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию».
Но для этого ученик, его родители и учителя, воспитатели должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек. Но что же может дать ученику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие? Это оценка уровня его воспитанности.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет только низкой.
Следует учитывать и еще одно обстоятельство. При выведении оценки уровня воспитанности ученика необходимо учитывать педагогическую инструментовку. Привлечение ученика к самооценке.
Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
Обсуждение результатов с самим учеником в доверительной беседе, в отдельных случаях обсуждение оценки по отдельным показателям на классном собрании. В других случаях обсуждение оценки уровня воспитанности ученика с его родителями (лучше в совместной беседе). И все это при соблюдении педагогического такта, выдержке, доброжелательности.
Опыт использования оценки воспитанности и процедура ее выставления убеждают в том, что это стимулирует у подростков процессы самопознания, вызывает у них желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.
Таким образом, эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д.Ушинский).
Предлагаю вам материал,
который поможет вам в
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха (для учащихся).
1.Эрудиция (начитанность
и глубокие познания в какой-
- прочность и глубина знаний;
- культура речи;
- доказательность и аргументированность суждений;
- сообразительность;
- использование дополнительных источников.
2.Отношение к труду:
- старательность и добросовестность;
- самостоятельность;
- внимательность;
- бережливость;
- привычка к самообслуживанию.
3.Я и природа:
- бережное отношение к земле;
- бережное отношение к растениям;
- бережное отношение к животным;
- стремление сохранить природу
в повседневной
- помощь природе.
4.Я и общество:
- выполнение правил внутреннего распорядка;
- выполнение правил поведения для учащихся;
- следование нормам и правилам человеческого общежития;
- милосердие как
- участие в жизни класса и школы.
5.Эстетический вкус (отношение к прекрасному):
- аккуратность, опрятность;
- культурные привычки в жизни;
- внесение эстетики в
- умение находить прекрасное в жизни;
- посещение культурных центров.
6.Я (отношение к себе):
- я самоуправляю собой, своим поведением;
- умею организовывать свое
- соблюдаю правила личной
- забочусь о здоровье;
- у меня нет вредных привычек.
По следующим параметрам: я оцениваю себя вместе с родителями, меня оценивает учитель, итоговые оценки.
Оценивание проводится по пятибалльной системе:
5 – это есть всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 – 4,5 – высокий уровень (в); 4,4 – 4 – хороший уровень (х); 3,9 – 2,9 – средний уровень (с); 2,8 – 2 – низкий уровень (н).
Информация о работе Методика изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию