Методика и теория Воспитание
нравственности в современной школе
Высокая нравственная воспитанность
учащихся проявляется в единстве
развитого нравственного сознания,
мышления, воли, чувств и поведения.
Она достигается при условии
целостности процесса воспитания, единства
формирования нравственного сознания
и жизни, участия школьников в
общественной деятельности и отношениях.Мое
мнение по данному реферату, сегодня главное
направление деятельности средней общеобразовательной
школы - способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию
личности, всемерно раскрывать её творческие
способности, формировать гуманистические
отношения, обеспечивать разнообразные
условия для расцвета индивидуальности
ребёнка с учётом его возрастных особенностей.Немного про
теорию воспитания:Многие Авторы считают,
что воспитание появилось когда человек
стал Homo sapiens – (существом разумным) т.е.
40 000 лет до н.э. Все они согласны с тем,
что воспитание – это явление социальное
(присущее чел. обществу), даже если его
начало лежит в глубинных истоках биологического
происхождения человека об этом писал(Ш.
Летурн, П. Монро). суждений Ш. Летурно таков:
« Человечество как оно есть…есть результат
слепого и бессвязного воспитания, которое
дано было ему, с одной стороны природой,
с другой стороны, социальным бытом». П.
Монро, в отличие от Ш.Летурно, признавал,
что решающее значение в воспитании принадлежит
социальному окружению и заложенной в
человеке от рождения способности к подражанию.
Марксисты считали, что человека создал
труд и именно с момента применения им
первого примитивного орудия возникла
новая социальная функция – воспитание.
Теория К.Шмидта утверждает, что воспитание
появилось, когда человек стал замечать
и понимать необходимость знаний и умений.
Каждая из этих теорий по-своему объясняет
возникновение воспитания, делая акценты
на разных аспектах этого сложного социального
явления, но представляется, что надо не
решать какая из них самая правильная,
а принять их в совокупности, так как в
каждой из них есть доля истины. Из педагогов
– классиков прошлого наиболее полно
и ярко характеризовал роль нравственного
воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский.
В статье «О нравственном элементе в воспитании»
Нравственное воспитание – это сложный
и противоречивый социально-исторический
процесс. Передача знаний и опыта осуществляется
всеми социальными институтами: общественными
организациями, средствами массовой информации,
церковью, семьёй, образовательными учреждениями
разного уровня и направленности.Теперь поговорим о Целях и задач воспитания в современной
школе. Среди непреходящих целей воспитания
есть одна, выражающая его наивысшее предназначение
– обеспечить каждому человеку, появившемуся
на свет, всестороннее и гармоническое
развитие. В нашей стране в качестве главной
цели учебно – воспитательного процесса
традиционно выдвигалась подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного с наибольшей
эффективностью работать на производстве
на благо государства. Гуманистический
подход требует, чтобы в качестве цели
рассматривалось создание предпосылок
для самореализации личности. На сегодняшний
день, одна из главных целей современной
российской школы – всестороннее развитие
личности ребёнка. Нравственное воспитание
это одна из главных задач, которую ставит
перед собой современная школа, здесь
очень важно сформировать глубокую человеческую
нравственность. Это воспитание включает
в себя формирование у школьников нравственных
понятий, суждений, навыков и привычек
поведения, соответствующих нормам современного
общества, направлено на формирование
у человека сознания связи с обществом,
зависимости от него, необходимости согласовывать
своё поведение с интересами общества. Моральное
воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирование
у них нравственных качеств Рассматривая
содержание нравственного воспитания,
авторы отмечали, что оно должно быть направленно
на формирование у личности нравственных
отношений к идеологии и политике страны,
к родине, труду, общественному достоянию,
к людям и саму себе. Но моральные отношения
не возникают и не существуют сами по себе.
Они органически связаны с деятельностью
человека и обусловливаются ею. Исходя
из содержания нравственных отношений,
необходимо включать учащихся в следующие
виды деятельности: общественную, патриотическую,
учебную, трудовую, в деятельность по сбережению
материальных ценностей, общение с другими
людьми и т.д. В процессе активного участия
в разнообразной деятельности при педагогически
правильной её организации у воспитанников
должно развиться понимание (осознание)
того, как её необходимо выполнять, сформироваться
чувство совести и ответственности, должны
выработаться навыки поведения и укрепиться
воля. Процесс нравственного воспитания
должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать,
развивать, и совершенствовать нравственные
качества современных школьников. – В
частности, речь должна идти о формировании
таких качеств, как устойчивость научного
мировоззрения, патриотизм и культура
межнациональных отношений, трудолюбие,
бережное отношение к общественным материальным
ценностям и частной собственности граждан
и организаций, коллективизм, сознательная
дисциплина и культура поведения. Вывод
Таким образом, нравственное воспитание
в современной школе имеет свои специфические
цели. Они определяются господствующими
общественными отношениями и духовными
ценностями. Педагогам необходимо сформировать
нравственно устойчивую, цельную личность.
Это определяет направление и организацию
всего процесса нравственного воспитания.
Высокая нравственная воспитанность учащихся
должна проявиться в единстве развитого
нравственного сознания, мышления, воли,
чувств и поведения. Она достигается при
условии цельности процесса воспитания,
единства формирования нравственного
сознания и жизни, участия школьников
в общественной деятельности и отношениях.