Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников методики лепки;
. Изучить теоретические основы обучения дошкольников лепки;
. Рассмотреть содержание обучения лепки детей дошкольного возраста;
. Провести практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки и эффективности подобранной методики для детей старшего дошкольного возраста;

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Большое значение для  детей старшей группы приобретает  анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о  форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами лепили.

Иногда оценку работам  дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Организация анализа  возможна в разных формах: дети сидят  на своих местах, и воспитатель  задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ [46, с. 156].

Формы анализа могут  быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Во второй главе мы рассмотрели виды лепки: Лепка отдельных  предметов, сюжетная лепка, декоративная лепка.

Изучили содержание и  задачи обучения в старшей группе. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

Таким образом, нами сформулированы общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей  влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение  техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

Рассмотрели методы и  приемы обучения на занятиях: с первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие.

Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у  детей накапливался опыт. Воспитатель  должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении  образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

Сюжетная лепка также  требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с  этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин.

Большое значение для  детей старшей группы приобретает  анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько  иначе: сначала рассматривается  замысел в целом, а потом разбирается  форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

3. Опытно-экспериментальная  работа по обучению дошкольников лепки

 

3.1 Анализ и  оценка деятельности старших  дошкольников на занятиях лепки  (констатирующий этап)

 

Опытно-экспериментальная  работа проходила в сентябре 2009 года, в эксперименте участвовали дошкольники  старшей возрастной группы: экспериментальная и контрольная (по 10 дошкольников).

Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:

Определение умения ставить  цель;

Умения планировать  работу.

Данный экспресс-анализ предложен О.А. Сафоновой.

1.Определение умения ставить цель;

Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать  самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.

4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.

3 балла. Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.

2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.

1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.

2. Умения планировать  работу;

Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического и  словесного планирования. Для экспресс-анализа  мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:

а) Организует ли ребенок  рабочее место;

б) Последовательно ли выполняет все этапы работы;

в) Рациональные ли способы  действия использует;

г) Применяет ли контрольные  действия по ходу работы и по окончанию ее;

Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную  помощь. Если при ваших косвенных  подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.

4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.

3 балла. Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.

2 балла. Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.

1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Количество баллов за целостный процесс у каждого  ребенка исчисляется следующим  образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится  на количество компонентов.

Если суммарный балл, набранный, дошкольником за весь процесс составляет от 3, 5 до 4 - деятельность оптимальная;

От 2,4 до 3,4 - деятельность на высоком уровне;

,3 - 2,3 - деятельность на  среднем уровне;

Ниже 1,2 баллов - деятельность на низком уровне.

Проанализировав компоненты деятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, занесем результаты в таблицы 1 и 2.

 

Таблица 1 - Полученные уровни владения приемами лепки детей экспериментальной  группы на констатирующем этапе исследования

№Имя ребенкаУмение  ставить цельУмения планировать работуСредний балл и уровень1.Альфина2б2б2,0 - Средний2.Виалетта1б1б1,0 - Низкий3.Георгий2б2б2,0 - Средний4.Дамир1б2б1,5 - Средний5.Ирек1б1б1,0 - Низкий6.Людмила2б2б2,0 - Средний7.Мунавара1б2б1,5 - Средний8.Оля2б3б2,5 - Высокий9.Родион3б3б3,0 - Высокий10Тимофей2б2б2,0 - Средний

Таблица 2 - Полученные уровни владения приемами лепки детей контрольной  группы на констатирующем этапе исследования

№Имя ребенкаУмение  ставить цельУмения планировать  работуСредний балл и уровень1.Влада3б2б2,5 - Высокий2.Динар2б1б1,5 - Средний3.Зина1б1б1,0 - Низкий4.Игорь2б2б2,0 - Средний5.Катя1б1б1,0 - Низкий6.Надя2б2б2,0 - Средний7.Оксана2б2б2,0 - Средний8.Петр3б3б3,0 - Высокий9.Трофим3б3б3,0 - Высокий10Шамиль1б2б1,5 - Средний

Для сравнения уровней  владения приемами лепки детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования, построим таблицу 3.

 

Таблица 3 - Сравнительные  результаты уровней владения приемами лепки детей экспериментальной  и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Экспериментальная группаКонтрольная  группаОптимальный уровень - 0%Оптимальный  уровень - 0%Высокий уровень - 20%Высокий  уровень - 30%Средний уровень - 60%Средний  уровень - 50%Низкий уровень - 20%Низкий уровень - 20%

Перенесем полученные результаты на гистограммы 1 и 2.

 

Рисунок 1 - Уровни экспериментальной  группы на констатирующем этапе исследования

 

Рисунок 2 - Уровни контрольной  группы на констатирующем этапе исследования

 

Таким образом, на констатирующем этапе исследования нами получены следующие  уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  у детей экспериментальной и  контрольной групп на данном этапе  работы не обнаружен.

Высокий уровень показали 20% детей экспериментальной и 30% детей  контрольной групп. Данные старшие  дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень показали 60% детей экспериментальной и 50% детей  контрольной групп. Эти ребята никогда  не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень выявлен  у - 20% детей экспериментальной и 20% детей контрольной групп. Старшие  дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при  условии совместного с ним  действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

На формирующем этапе  исследования для старших дошкольников экспериментальной группы будет подобрана специальная методика обучения лепки. Дети контрольной группы на данном этапе работы участия принимать не будут.

 

3.2Методика  обучения старших дошкольников  лепки

 

Данная методика представлена В.Б. Косминской [23, с. 78].

В этой группе воспитатель  предоставляет детям больше самостоятельности  в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить  детей планировать свою работу можно  во время наблюдений, перед чтением  литературных произведений.

Для этого необходимо их предупредить, что они будут  лепить гот предмет, который рассматривают  на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее  настроить детей на предстоящее  занятие, четко воспринять особенности  предмета и в какой-то степени обдумать его изображение.

Если ребенок будет  твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более  целенаправленно и уверенно заниматься лепкой. Важно, чтобы дети научились  понимать и передавать в лепке  характер изображаемого.

Для этого воспитатель  должен подбирать для изображения  предметы с ярко выраженными чертами. Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с  теми игрушками, которые предстоит  детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной  деятельности нужно развивать в  детях зрительное восприятие окружающего  на основе приобретенных знаний и  опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель  проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

Дети 5-6 лет уже в  состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки  детям знакомы. Они умеют создавать  основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности, прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.

Тем ребятам, которые  неудачно выбрали способ лепки, нужно  доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества  возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или  кошку можно вылепить способом вытягивания  из целого куска глины или из отдельных  частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска  дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять.

Трудность вытягивания  формы из целого куска для ребенка  заключается в том, что нужно  на глаз определить количество глины для той или иной части. Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Информация о работе Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении