Методика обучения матиматике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:07, доклад

Краткое описание

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.

Вложенные файлы: 1 файл

методы обучения математике.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

Методы и приемы обучения дошкольников математике.

 

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на

решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ - часть метода, его  конкретный элемент.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному  признаку их система.

Методы бывают:

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского

мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно

взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого  метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в

предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между

предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера,  с помощью которых формируются  знания о свойствах и качествах  предметов и явлений (форма,  цвет,

величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием  объектов (рост и развитие растений  и животных и т. д.) - дает  знания о процессах, объектах

окружающего мира;

3) репродуктивного характера,  когда по отдельным признакам,  устанавливается состояние объекта,  по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Особенно в математике, воспитатель должен не только рассказать основные правила, но  грамотно донести до детей суть предлагаемой темы.

 

 

Программа обучения предполагает не использование какого-либо одного метода в обучении, а сочетание данных методов при изучении того или иного материала. 
При выборе методов учитываются цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

 
При выборе метода также важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Г. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной используются практические, словесные и наглядные.

Практические  методы

К данным методам относятся  упражнения, опыты, продуктивная деятельность. 
Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций, причем самостоятельное выполнение с применением дидактического материала. 
Особое внимание среди практических методов уделяется упражнениям, в которых ребенок повторяет полученные практические и умственные навыки.

Требования к  упражнениям:

·  содержание упражнений должно обеспечивать высокий уровень умственной нагрузки в процессе их выполнения;

·  при подборе упражнений необходимо учитывать их сочетаемость и дальнейшую перспективу работы с ними;

·  каждое предыдущее и последующее упражнения должны иметь какие-то общие элементы (материалы, способы действия, полученные результаты);

·  в выполнении упражнений должны быть предусмотрены все возможные варианты действий;

 

Словесные методы

Различают следующие виды словесных методов:

·  повествование (сообщение, рассказ);

·  описание (картинное, аналитическое);

·  характеристика (используется при обобщении, выделении характерных особенностей, изучаемых предметов и явлений);

·  объяснение (раскрывает новые понятия, термины, закономерности);

·  беседа (выявляющая, сообщающая, закрепляющая);

·  вопросы (продуктивные, репродуктивные);

Вопросы занимают особое место  в методике обучения математике. Они  должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов. 
Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

·  постановка и формулирование проблемы;

·  выдвижение предположений и гипотез;

·  выбор, проверка, обоснование гипотез;

·  подведение итогов, вывод.

Для того чтобы правильно  поставить и успешно разрешить  проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. 
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. 
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую  деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:

·  система вопросов, переформулирование условий задачи;

·  наводящие задачи или задачи-подсказки;

·  цепочка наводящих задач;

·  готовый вариант решения.

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел  и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться  в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию  и принимать чужую. Развиваются  его творческие способности.

Наиболее эффективный  результат дает обучение путем взаимодействия всех  методов. Наиболее часто это взаимодействие встречается в игре. Так ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ  цифр. Здесь на помощь приходит прием  моделирования цифр из пластилина и  ее украшение. Аналогично из пластилиновых  жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает  мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце  занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

Кроме того, можно практиковать задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др».

Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на карточках. Можно подобрать игры с математическим содержанием.

Игры с разноцветными  прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Количественный  счет. Здесь можно использовать прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

Порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).

Эффективность данного метода. Познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности.

Игра «Прятки»

Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Даем словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую  игру «Ручки у тучки». С помощью  этой игры можно упражнять детей  в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании  из геометрических фигур

Пользуется интересом  у детей игра «Окошечко». Можно использовать в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы  также способствуют упражнению детей  в конструировании предложений.

Логические игры математического  содержания воспитывают у детей  познавательный интерес, способность  к творческому поиску, желание  и умение учиться. Необычная игровая  ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и  находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для  правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они  начинают осознавать, что такая занимательная  задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной  деятельности детей можно использовать математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

 


Информация о работе Методика обучения матиматике