Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:49, лабораторная работа
Цель работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Выявление роли различных видов игр в нравственном воспитании дошкольников;
3. Определение условий эффективности влияния игры на личность дошкольника;
4. Изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских игр.
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что кто-то может обидеть, не принять в игру. Таким образом, дети стали более доброжелательно относится друг к другу.
Контрольный эксперимент был проведен с теми же испытуемыми через 3 недели после констатирующего. Его результаты занесены в таблицу №2 (см. приложение).
Таблица 2.
Результаты контрольного эксперимента
1я ситуация |
2я ситуация |
3я ситуация | |
Количество детей |
2 |
6 |
2 |
% соотношение |
20 |
60 |
20 |
Эксперимент показал, что уровень нравственного развития дошкольников возрос до 60%. При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать вывод, что уровень взаимопомощи дошкольников, а, следовательно, и уровень их нравственного развития зависит от правильной организации, многообразии детских игр, а также использования специальных игр. Это дает основание утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
3.3 Выводы и рекомендации
При сопоставлении результатов исследования можно заключить, что уровень нравственного развития дошкольников зависит от ряда условий, которые необходимо соблюдать.
- уделить внимание
месту игры в процессе
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях складывается тенденция к использованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обязательно должно быть время (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Так, например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим Новенького», где в роли новенького может выступать медвежонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).
Уже в возрасте 2-3 лет детей привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность, инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
- Знакомить детей с разнообразными играми, использовать в работе, т.к. все виды игр (подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) оказывают большое влияние на нравственное развитие дошкольника.
- Использовать специальные
игры-занятия, целенаправленно
Заключение
В данной работе рассмотрена
проблема воспитания нравственно-волевых
качеств у старших
Формирование нравственно-
Теория и практика нравственного развития является одной из самых актуальных тем современной педагогики и психологии.
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно заключить следующее.
Направление, специально посвященное теории игры и ее роли представлено большим количеством теоретических и, что особенно важно, опытных, экспериментальных работ, затрагивающих вопросы общей природы игры, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии.
Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме.
Основываясь на проведенных исследованиях, мы выявили, что именно в игре можно повысить уровень нравственного развития дошкольников, сформировать основные нравственные нормы. Как показал эксперимент, для эффективного воздействия на ребенка необходимо соблюдать ряд условий, а также использовать специальные игры.
Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.
Список литературы.
Информация о работе Методика определения уровня нравственного развития ребенка