Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:00, контрольная работа
Краткое описание
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III—I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII в. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях.
Содержание
Введение. 3 1. Формирование пространственных представлений учащихся. 5 2. Роль знаний исторической географии. 9 3. Применение учебных карт, картосхем, контурных карт. 14 4. Картографические игры как метод закрепления картографических знаний учащихся 19 Заключение. 22 Список литературы.. 23
Более сложно сказать о местоположении
показанного на карте объекта (Греция
находится на юге Балканского полуострова).
Затем, не глядя на карту, устно определить
местоположение страны, города (Аттика
расположена на юго-востоке Средней Греции;
Афины — в области Аттики, на юго-востоке
Балканского полуострова, в Южной Европе).
Постепенно ученики приобретают умение
читать историческую карту, т.е. видеть
за ее условными обозначениями явления
общественной жизни, находить сопоставимые
линии сравнения, устанавливать синхронные
связи в тех или иных процессах, выявлять
результаты развития этих процессов. Так,
анализ карт «Древнерусское государство
в IX — начале XII в.» и «Феодальная раздробленность
Руси в XII — начале XIII в.» подводит учеников
к выводу о распаде единого государства
на самостоятельные княжества. Если в
середине XII в. было 15 крупных княжеств,
в начале XIII в. — 50, то в XIV в. насчитывалось
уже 250.
Сравнивая карты «Русские княжества
в XII — начале XIII в.» и «Образование Русского
централизованного государства», учащиеся
выясняют, почему в начале XIII в. местоположение
Москвы не было выгодным и она не стала
центром объединения русских земель. Их
ответ может быть примерно таким: конец
XII — начало XIII в. характеризуется феодальной
раздробленностью, в результате чего объединение
оказалось невозможным. Кроме того, в это
время Москва находилась не в центре, а
на окраине русских земель, основные пути
сообщения шли в стороне от нее.
Роль карты как источника знаний возрастает
в работе со старшеклассниками. Зная территорию
восстания, ученики определяют состав
восставших; сопоставляя карты разных
периодов, устанавливают основные территориальные
изменения; характеризуют экономическое
положение Севера и Юга США перед гражданской
войной; на основе карт выявляют экономическое
положение России в середине XIX и начале
XX в.
При изучении экономического развития
России в XVII в. ученикам предлагается по
карте объяснить предпосылки образования
и сущность всероссийского рынка. На основе
карты ученики могут рассказать о специализации
районов и городов в производстве товаров.
Центральная Черноземная область, Среднее
Поволжье, Башкирия — производство на
продажу хлеба; западные области страны
— выращивание льна и конопли; Сибирь
— добыча пушнины; Москва, Тула — железоделательное,
ремесленное производства; Поморье, Сольвычегодск,
Соль-Камская — добыча соли.
В результате работы с исторической картой
ученики должны приобрести следующие
знания и умения: а) знать, что название
карты отражает тему и ее основное содержание;
что историческая карта отражает действительность
в определенный хронологический период;
на ней могут быть показаны разновременные
события; сменявшиеся события могут изображаться
на одной исторической карте, причем последовательность
во времени передается как соседство в
пространстве; карты имеют масштаб; условные
обозначения расшифровываются в легенде
карты; б) уметь: узнавать и называть изображенное
на карте географическое пространство;
определять последовательность и время,
отображенных на карте событий; правильно
читать и описывать словами отраженную
на карте действительность; передавать
содержание карты графическими средствами;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
сравнивать размеры территорий; находить
на карте и называть включенные в легенду
знаки; находить изображенную на небольшой
карте территорию на картах, охватывающих
большее пространство; сравнивать расстояния
на карте с известными расстояниями; выделять
изменения в территории, новые черты в
хозяйстве; применять карту при анализе
причин и следствий событий; анализировать
социально-экономическое, политическое
развитие народов мира; сопоставлять и
систематизировать данные нескольких
исторических карт; сопоставлять разномасштабные
карты и планы; читать карты и картосхемы.
3. Применение учебных
карт, картосхем, контурных карт
Картосхемы помогают раскрыть внутренние
связи изучаемых событий и явлений. Это
карты на физико-географической основе,
воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном
виде какое-либо одно событие или явление.
Имеются, например, картосхемы: «Бородинская
битва 1812 г.», «Синопское сражение 1853 г.»,
«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», «Начало
формирования всероссийского рынка».
Могут быть также самодельные картосхемы
краеведческого характера, например: места
основания мануфактур, набегов монголо-татар
и сражений с ними, партизанских действий.
В качестве примера приводим одну из таких
картосхем (с. Рис. 1).
Рис. 1. Самодельная картосхема M 1 : 330 000
Планы на местности (или локальные планы) по содержанию
близки к картосхемам. Они содержат упрощенные
очертания парков, пашен, лесных угодий,
водоемов, улиц и площадей. Основу планов
составляет картографическое изображение
реальной местности. Планы копируют на
пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа.
В качестве примера приводим план, показывающий
«Вооруженные бои в районе Каланчевской
площади» в декабре 1905 г (Рис. 2).
Рис. 2. План на местности «Вооруженные
бои в районе Каланчевской площади»
Контурные карты дают возможность усвоить и
закрепить знания, выработать новые умения
и навыки работы с исторической картой.
Это важное средство практического обучения
истории, развития познавательной деятельности
учащихся. Работа с контурными картами
дает результат лишь в том случае, если
она ведется целенаправленно и систематически.
Контурные карты применяются для закрепления
нового материала на уроке; для отработки
изученного на предыдущих уроках с применением
справочных пособий или без них; для контроля
знаний в виде выполнения на карте историко-географических
заданий. Использоваться одна и та же контурная
карта может при изучении нескольких тем.
В этом случае оценивается каждый этап
заполнения карты учениками.
Полезные советы по работе с контурной
картой дает Г.И. Годер[4]. Начиная знакомство с контурной
картой как и с исторической учитель обращает
внимание на хронологические рамки периода,
который она отражает. Обучение проходит
в несколько приемов. Сначала ученики
заполняют контурные карты при помощи
настольных карт, затем — настенной, и,
наконец, по памяти. Большой подготовки
требует умение наносить обозначения
в ходе изложения материала учителем.
На начальном этапе практического обучения
заполнению контурной карты используются
заготовки на доске двух картосхем, выполненных
мелом, например картосхемы Древнего Египта.
Одна из них преднамеренно заполнена неверно.
Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего
изложения на глазах учеников правильно
заполняет вторую картосхему. Фрагменты
контурных карт изображены на рис. 3.
Рис. 3 Обучение заполнению
контурной карты
Обучение начинается с самых простых
заданий по заполнению карт: обвести границы
государств, написать их названия, а также
названия городов; указать даты основных
фактов. Затем ученики сопоставляют настольную
и контурную карты, учатся узнавать очертания
участков суши и морей независимо от того,
какой район земной поверхности на ней
изображен, а также независимо от масштаба
карты. Изучая природные условия Греции,
учащиеся с помощью физической карты наносят
на контурную карту деление Греции на
северную, среднюю и южную, обозначают
Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях
древних греков. Постепенно задания усложняются.
На основе знания картографических ориентиров
надо нанести на контурную карту маршрут
или границу на ней не обозначенные. Чтобы
учащиеся не перерисовывали историческую
карту механически, учитель дает им задания
по выборке данных.
При заполнении контурной карты необходимо
выполнять общеучебные требования. Прежде
всего не должно быть небрежности, грязи,
скомканных и порванных страниц. Писать
надо разборчиво и без ошибок, на свободных
местах, чтобы не мешать чтению информации.
Закрашивать следует аккуратно, по границам,
чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый
участок, выделять территории, чем-то отличающиеся
от окружающих земель. В обучении хорошо
себя зарекомендовали самодельные контурные
карты на линолеуме. На нем масляной краской
изображают физико-географическую основу.
Заполняют же такую карту цветными мелками
или фломастерами (потом эти надписи легко
стираются). Ученики переносят надписи
на свои контурные карты.
Выделить и укрупнить самое главное помогают
шаблоны, сделанные на основе старых карт.
Они часто восполняют отсутствующие картографические
пособия. С помощью шаблона мелом на доске
вычерчивают контуры Древнего Египта,
Двуречья, Индии, Аттики (Рис. 4).
На уроке по ходу объяснения
постепенно и последовательно контуры
шаблона заполняются историко-географическими
сведениями.
Заполняя мелом на доске контур Аттики,
учитель объясняет, что по своим природным
условиям Аттика делилась на три части:
1) равнина в юго-западной Аттике,
где почвы пригодны для земледелия,
это наиболее густонаселенный
район; 2) горный район, большой, но
малонаселенный; 3) приморская полоса
с многочисленными заливами. Чтобы
уберечься от пиратов, в 5 километрах от
моря на холме посреди равнины возвели
укрепленное поселение — Акрополь. Так
начиналась история города Афины[5],
Шаблоны помогают также отработке картографических
знаний и умений учащихся. Учитель заранее
рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы
границы страны, горы и реки, города (под
номерами). По заданию учителя ученики
показывают города и называют их местоположение
(город расположен на востоке страны);
определяют по компасу направление рек;
помечают на схеме район обитания древних
племен; показывают древний археологический
памятник, говорят о месте его расположения.
Затем эти же объекты показывают на настенной
карте.
4. Картографические
игры как метод закрепления
картографических знаний учащихся
При работе с историческими картами возможно
применение игр. Так, во время игры в «молчанку»
один ученик молча показывает объект на
карте, другой молча поднимает руку, выходит
к доске и пишет название объекта. Если
кто-то скажет слово, то выбывает из игры.
Для выработки пространственной ориентации
учащимся предлагаются задания типа: «Расположи
с запада на восток и с севера на юг...».
Ученики записывают название объектов
на листе бумаги и располагают в правильной
последовательности в соответствии с
заданием. Затем показывают города на
карте и вспоминают связанные с ними события.
С севера на юг: Москва, Азов, Саратов, Астрахань,
Белая Церковь, Бородино, Очаков, Лесная.
С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле,
Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.
Или же проходит игра «Четвертый лишний».
Учащимся предлагаются названия городов
и местечек, связанных с определенными
событиями. Ученики должны исключить лишнее
и назвать даты событий (выделено лишнее).
Ответы: 1 — пункты, связанные с- восстанием
Степана Разина; 2-е освободительной борьбой
Богдана Хмельницкого; 3-е восстанием Ивана
Болотникова; 4 — с продвижением Лжедмитрия
I.
Аукцион. Изучению географических открытий
конца XV — начала XVI вв. посвящена игра
«Исторический аукцион». Готовясь к ней,
учитель разъясняет, что аукцион — это
особый способ продажи товаров. Предварительно
товары выставляются для осмотра. Потом
называется первоначальная цена товара.
Кто хочет что-либо купить на аукционе,
тот называет наивысшую цену.
Вот как проходила эта игра. Были приобретены
компас, карта Америки, маска-сувенир,
будильник, конструктор «Сделай сам корабль»,
альбом, календарь, игрушечные пушка и
ружье. Эти покупки ученики старались
приспособить к изучаемой эпохе. Альбом
потребовался для написания дневника
Колумба; календарь — чтобы составить
календарь майя; корабль — чтобы сделать
каравеллу. Для подготовки к аукциону
ученикам дали список книг, имеющихся
в библиотеке.
На уроке-аукционе учитель или старшеклассник,
стоя за столом, показывает продаваемый
предмет. Каждый желающий может сказать
все, что знает о нем. Выслушав ответ, старшеклассник
ударяет деревянным молотком по подставке
и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет
вручается победителю, показавшему лучшие
знания. Победителя определяет жюри.
Выработке картографических знаний содействуют
чайнворды. Это цепочки слов, составленные
так, что последняя буква каждого слова
должна быть одинаковой с начальной буквой
следу го за ним слова.
Можно использовать чайнворд «Города
Древней Руси» (Рис.5).
1. Старейший город на Днепре
— по летописи «мать городов
ских». 2. Любимый город княгини Ольги,
ее удельное владение Киева. 3. Подмосковный
город, давший позже название одной из
улиц столицы, 4. Центр Волынского княжества;
один из старейших городов Северо-Восточной
Руси. 5. Город на берегу озера Неро — центр
княжества. 6. Город на Западной Двине,
входивший в состав Полоцкой земли. 7. «Злой
город» — так говорили о нем монголо-татарские
захватчики. 8. Город близ Сейма, через
него прошли казацкие отряды на соединение
с Болотниковым. 9. Город на Вятке. 10. Центр
Северской земли на Десне. 11. Город на Клязьме,
названный именем одного из князей. 12.
Город на Сейме, один из пунктов на пути
Лжедмитрия I к Москве. 13. Город, находящийся
в районе военных действий Хмельницкого,
между Киевом и Корсунью. 14. Город на Ловати,
известный в качестве одного из пунктов
на великом торговом пути «из варяг в греки».
15. Город-крепость близ реки Великой, форпост
Пскова в борьбе с немецкими рыцарями.
16. Город на правом берегу Днепра, перешедший
по Андрусовскому перемирию к русскому
государству.
Исторические события происходят как
во времени, так и в пространстве. Многие
исторические события могут быть поняты
лишь в связи с определенными пространственными
условиями. Отнесение событий к конкретному
пространству и описание географической
среды, в которой оно произошло, называется
локализацией. Так, значение рек как путей
сообщения в Древней Руси ученики поймут
лишь в том случае, если им объяснить, что
Восточно-Европейская равнина была покрыта
непроходимыми лесами и болотами.
Локальность исторических событий изучается
при помощи таких схематических пособий,
как исторические карты, планы местности,
картосхемы. Все они применяются для демонстрационных
целей и помогают выявить связи между
историческими событиями, их сущность
и динамику. Схематические пособия применяются
как источник исторических знаний и как
средство их систематизации. В отличие
от других наглядных пособий, например
учебных картин, карты не дают конкретизированного
наглядного представления о событиях,
а лишь воспроизводят пространственно-временные
структуры, используя абстрактный язык
символов.