Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:03, реферат
Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов.
Методика преподавания истории искусств
Введение
Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов. В учебный план вводятся курсы, которые помимо просветительских задач ставят цель познакомить студентов с лабораторией художественного творчества, развить чувство красоты, гармонии, приобщить к высотам человеческого духа, продемонстрировать интеллектуальные и эмоциональные возможности человека, научить ассоциативному мышлению.
Одной из гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе является история искусств. История искусств, будучи гуманитарной наукой, исследует художественную культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека. История искусства формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках художественной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.
Искусство – это такой культурный феномен, который создан человеком для познания, прежде всего, самого себя, собственной человеческой природы, собственной души, для познания своего собственного внутреннего мира и его формирования и развития.
1. Назначение и трудоемкость дисциплины «История искусств»
История искусства помогает познавать мир, формирует духовный образ человека, чувства и мысли, воспитывает человека, расширяет кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, оно имеет настолько большое значение в жизни общества, что может рассматриваться как одна из жизненных его функций. Не случайно в первобытную эпоху именно искусство являлось первой формой человеческого познания мира. Искусство особым образом помогало людям осваивать мир и природу, сплачивало их для совместной жизни и борьбы за существование, организуя совместные трудовые усилия, мобилизуя для охоты, вызывая полезные эмоции и т.д.
В своем развитии и бытии оно подчиняется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. В то же время искусство имеет и собственные внутренние закономерности своего развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.
Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания специального языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.
Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации. Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, что выдержало проверку временем. В то же время приемы художественно-эстетической организации не созданы произволом того или иного, пусть и великого, художника, они являются результатом привнесения в стихию исходного материала определенного порядка, имеющего целью придать ему эстетическое качество, облечь в художественно значимую форму. Таким образом, этот преднамеренно выработанный для специальных целей язык представляет собой особым образом организованную систему, предназначенную для того, чтобы служить максимально точному и действенному выражению содержания и осуществлению воздействия на разум и чувства человека.
Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь. Создавая новую, рукотворную красоту, искусство стало организацией и нового ощущения человеком полноты своих возможностей. Поиски гармонии и порядка сделали искусство средством воплощения общественной энергии и организации соответствия внешней гармонии мира и внутренней гармонии мира человека. Искусство как борьба гармонии с хаосом выступило организующим фактором на всех уровнях своего существования и функционирования, стало человеческим способом овладения действительностью с помощью образного осмысления ее, воспроизведения посредством построения ее общей, человечески ориентированной модели.
Можно сказать, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. В свою очередь искусство оказывало на человека обратное воздействие. И это взаимодействие, взаиморазвитие человека и искусства как его художественно воплощенного сознания определяет то, что искусство откликается на изменение интересов и запросов человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, обогащением языка. А человек создает такое искусство, каков он сам. Не напрасно утверждают, что образ (созданный художником) богаче факта жизни (взятого за основу) на величину души автора.
Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переносится в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства. Искусство выполняет в обществе множество функций и отвечает разнообразным потребностям человека, реализуя его художественные способности. Средства и методы искусства приходят на помощь человеку, когда оказываются недостаточными или неприемлемыми методы и средства науки. Само искусство возникает как способ адаптации к миру в особых формах художественного отражения. Человек в искусстве воспроизводит мир, чтобы понять, познать его. Смертный во времени и конечный в пространстве человек создает искусство, в котором овладевает бесконечностью пространства и вечностью времени мира через организацию пространственных и временных ощущений.
Таким образом, знание истории искусства дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам.
Изучение истории искусств помогает овладеть знаниями об основных формах и закономерностях мирового процесса развития художественной культуры в ее общих и единичных характеристиках, выработать навыки самостоятельного овладения миром ценностей культуры и научиться использовать эти знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства
Основные цели преподавания истории искусств: дать целостное представление об искусстве, его сущности и особенностях, видах, жанрах, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции; систематизировать и обобщить теоретический материал, очерки, воспоминания и т.д., выявить причинно-следственные связи между мировой историей и развитием искусства; раскрыть религиозно-нравственные и духовные основы русского искусства, его взаимодействие с мировой художественной культурой, традиционным и современным художественным процессом; раскрыть взаимосвязи изобразительного искусства с мировой художественной культурой - религией, философией, литературой, психологией, театром; научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать основные памятники художественной культуры.
В ходе изучения Истории искусств, студент должен овладеть знаниями основных этапов художественно-духовного и культурного развития мирового искусства, эстетической специфики стилей, течений, искусствоведческих названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из искусствоведческих источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами описания (рассказа об основных направлениях, стилях, художественном творчестве их представителей) и объяснения (раскрытие закономерностей развития искусства, причин и следствий возникновения того или иного вида и жанра искусства, стилей и направлений в ту или иную эпоху, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация др.); показывать эволюцию художественного процесса в контексте традиций архаического и современного искусства: мифологии образов и архетипы сюжетов, теории пространства и времени; различать этногеографические особенности искусства; понимать и уметь объяснить роль искусства в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры и искусства в частности.
Изучение истории искусств в вузе направлено на достижение следующих задач:
• развитие нравственного и эстетического чувства, обогащение и углубление внутреннего духовного мира студентов, пробуждение интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мирового и отечественного искусства.
• освоение систематизированных знаний об искусстве, его сущности и особенностях, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции.
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами искусствоведческих источников, поиска и систематизации информации, навыками анализа памятников культуры и произведений искусства.
• формирование способности понимать историческую и этническую обусловленность развития мирового искусства, определять собственную позицию по отношению к ряду традиционных и современных направлений художественного творчества.
2. Технология процесса обучения и междисциплинарные связи дисциплины «История искусств»
Гуманитарные предметы, прежде всего, отвечают за мышление будущих специалистов. И поэтому необходимо использование форм обучения, которые помимо профессиональных формируют и необходимые гуманитарные и социальные навыки ведения диалога, дискуссии, коммуникативную и речевую компетентность и т.д., необходимо использовать в своей практике гибкие формы коллективной и групповой работы, игры, тренинги, практику рефлексивной и проектировочной работы. От этого зависят такие навыки, как умение слушать и слышать, понимать, строить рефлексию, проектировать, вести переговоры, вступать в диалог, вести дискуссию, участвовать в ролевом обсуждении, уметь переносить знания из одного предмета в другой. Подобный блок умений и навыков составляют базу гуманитарного образования.
Под технологией процесса обучения в истории искусств будем понимать совокупность приемов, способов действия, используемых преподавателями для формирования культуры личности.
С философской точки зрения существуют два основных способа познания человеком мира. Первый - постижение объективных законов бытия, их сущности, и второй - постижение мира в его отношении к человеку, когда человек сам определяет, какую ценность представляет предмет для него или для общества. Соответственно выделяют два типа человеческой деятельности: познавательную, или научно-познавательную, и ценностную, или эстетическую, которые, находясь во взаимодействии, отражают черты единой духовной деятельности человека, его способность глубоко, многогранно постигать мир. Свое концентрированное выражение эти типы деятельности находят: первая - в науке, вторая - в искусстве.
Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из этих двух позиций: либо теоретически изучаться, либо присваиваться через переживание [8]. Специфика истории искусства как науки заключается в том, что оба способа познания должны применяться в синтезе. Поэтому для изучения искусства недостаточно исключительно теоретических знаний. Лекции и семинары должны не только нести информацию о художественном произведении - историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизаны его пафосом. Знания сами по себе являются не целью преподавания истории искусств, а средством, необходимым для достижения более важной и высокой цели.
Усвоить полноценно, органично такое знание о мире, которое составляет одно целое с отношением к нему человека, возможно лишь путем переживания. Почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет -вот что главное при восприятии художественного произведения. Неслучайно ученые называют освоение жизни через переживание еще и духовно-практическим, т.е. таким, в результате которого человек получает для себя духовную пользу, приобретает духовные ценности.
Стоит отметить, что традиционно процесс обучения носит двусторонний характер: преподаватель обучает, студент учится. В целях достижения наилучшего результата, на мой взгляд, обучение истории искусств должно иметь три стороны: преподаватель, студенты и искусство. Схематично связь между ними можно представить в виде треугольника, где стрелки сторон показывают взаимное влияние участников педагогического процесса друг на друга.
Прежде всего, преподаватель сам переживает произведение искусства как зритель. Испытав на себе его воздействие, т. е. вступив в своеобразный диалог с его автором, он создает и проводит занятие, основанное уже на его, собственной позиции, его точке зрения, его мыслях и чувствах по поводу произведения.
Преподаватель - посредник между искусством и студентами, «доверенное лицо» искусства на занятии. Он, рассказывая о каком-либо художественном произведении, «заражает» студентов своим отношением к нему и тем самым воздействует на них, пробуждает у них желание самостоятельно обратиться к произведению, войти в контакт с его автором, определить свою позицию в общении.
Студенты погружаются в духовный
мир произведения искусства в процессе
его восприятия, тем самым вступают в духовный
контакт с его героями или с его создателем.
«...Цель художника - не сообщать какие-то
истины читателю, зрителю, слушателю и
не пытаться поучать его, а завязывать
с ним воображаемое общение и тем самым
приобщить его к своим ценностям - к своим
идеалам, устремлениям, нравственным принципам,
политическим убеждениям, эстетическим
переживаниям... Художник распахивает
перед людьми свою душу, как перед ближайшими
друзьями, исповедуется перед ними, искренно
и откровенно, и тем самым их воспитывает.
Такое нравственно-эстетически-