Методика преподавания оригами в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть методику преподавания оригами в начальных классах.
Задачи:
Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть приемы и технологию выполнения изделий в технике оригами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики преподавания оригами в начальных классах…………………………………………………………...…….5
История возникновения техники оригами ……………………..............5
Учебно-методические рекомендации выполнения и преподавания оригами ………………………..……..……………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение методики преподавания оригами в начальных классах……………………………………………………………......19
2.1 Основные положения методики преподавания оригами в третьих классах………………………..……………………………..................................19
2.2 Применение методик преподавания уроков оригами в начальных классах………………...………..………...…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………….......26
Список использованных источников………………………………………28
Приложение………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курс ОЗО Оптовки 26 03 готова.docx

— 131.48 Кб (Скачать файл)

Просить ребят дома складывать и вклеивать в альбом базовые формы и плоские изделия, с которыми познакомились на уроке. Чертить или демонстрировать следующий этап только после того, как все ученики справятся с предыдущим шагом. Просите ребят показывать вам свои фигурки, поднимая их кверху. Чертя изделия, старайтесь работать с цветными мелками. Белый цвет обозначает контуры фигурки и уже намеченные линии, два других любых цвета – линии горы и долины.

Работая с ребятами третьих-четвертых классов, просите их перерисовывать ваши чертежи в тетрадку (если у них нет учебников). Время от времен и по чертежам в альбомах можно проводить итоговые занятия, прося ребят сложить те изделия, с которыми они уже знакомы.

Будьте всегда готовы максимально точно и ясно прокомментировать все свои действия словами. Никогда не говорите просто «делаем так, как я». Всегда готовьте к уроку два-три дополнительных изделия, которые можно найти в литературе по оригами. Вдруг вам не хватит материала, или ваши ученики попросят сложить что-нибудь еще. Вы всегда должны быть готовы подтвердить свой статус волшебника [23].

Держите в классе некоторое количество приготовленных заранее квадратиков. Вы сможете их дать ученикам, которые забыли их дома. Начиная работу с уже известной учащимся базовой формой, предложите кому-нибудь из класса начертить схему ее складывания на доски или объяснить словами, как это сделать. Всегда называйте автора изделия, если он вам известен, и просите записать его.

Изредка играйте «в молчанку» – молча, чертите на доске серию последовательных рисунков, по которым ученики сами, без ваших комментариев, должны сложить изделие. В конце подобной игры попросите поднять кверху получившиеся изделия [14].

Познакомив младших школьников с очередной фигуркой, попросите их сложить её снова самостоятельно или только с помощью ваших словесных комментариев. Такой прием развивает зрительную и мышечную память [2]. Назначайте себе помощников из ребят, которые уже сделали свои изделия. Пусть они помогают соседям. Один раз в два-три месяца устраивайте внеурочные конкурсы юных оригамистов, на которых ученики с помощью своих альбомов или на память должны сложить максимальное количество изделий. Приготовьте победителям небольшие призы.

С ребятами 3–4 классов можно провести творческий урок, на котором предлагается из известной им базовой формы придумать какую-либо свою собственную фигурку.

Если вы работаете в изо классе, повесьте на стены рисунки с изображением условных знаков и базовых форм. Это поможет детям быстрее их запомнить [22]. Также можете во внеурочное время объяснить схему складывания очередного изделия одному из ваших учеников и попросить его на следующем уроке показать ее классу.

Если у вас есть возможность купить книги по оригами, предложите родителям учеников приобрести их и использовать как дополнительный материал для занятий в классе и дома. Завершая годовой цикл занятий, проведите конкурс юных оригамистов, участвуя в котором ребята за один - два урока должны сложить на память запомнившиеся изделия. Оценивайте не только количество, но и качество фигурок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение методики преподавания оригами в начальных классах

 

2.1 Основные положения методики преподавания оригами в третьих классах

 

Целью этих экспериментов является показание того, что нетрадиционные формы обучения наиболее эффективнее, нежели традиционных.

Однако многие решат, что само преподавание уроков оригами – это уже считается нетрадиционной частью преподавания. Но все, же это не так! Хоть и во многих школах ещё и не представляют, что же такое оригами, многие другие школы изучают этот вид искусства уже, прилично, давно, и знакомство с ним начинается в начальных классах.

Практика таких преподаваний уроков в школе показывает, что детям очень нравятся данные уроки. Они начинают не только повторять все последовательные действия сборки изделий, но и начинают стремиться показать свои знания другим, а так, же пытаются научить других тому, чем они уже владеют.

Экспериментальное исследование для проведения методики преподавания уроков оригами проводился на базе муниципального казённого образовательного учреждения «Мошковской основной общеобразовательной школы» в р. п. Мошково в двух классах 3 «а» и 3 «б». (В дальнейшем будем считать, для упрощения, что 3 «а» – это первая группа, а 3«б» – это вторая группа).

При знакомстве с классами, а в дальнейшем со сравнением их оценок по технологии по журналу я пришла к выводу, что данные классы практически ни чем не отличаются. Их средние баллы оценок составляют от 4 до 4,75, так же в обоих классах по 12 человек. Всё это говорит о том, что данные группы практически идентичны, а значит, результаты методик будут наиболее точны.

Мною представлено три методики преподавания оригами в начальных классах это:

  1. демонстрация видеоролик;
  2. использование цветной бумаги;
  3. задание домашних работ.

Первый день знакомcтва ребята обoих групп, встретили меня довoльно доброжелатeльно. Познакомившиcь и представив детям дальнeйший курс проведений yроков в области oригами, в классaх чувcтвовалось непонимание, недовeрие и чувство боязни со стороны детей. Но после демонстрации, заранее приготовленных мною моделей, ребята ободрились. Было видно, что у них загоpелись глaза, и с их стороны тут же раздались радостные возгласы – «А как это делается? А что нужно? А вы нас научите это делать?».

Конечно же, было очень приятно показаться для учеников кем-то вроде волшебницей! И это означало, что одна из главных задач была решена – заинтересованность со стороны учеников.

Несомненно, я пообещала, что постараюсь научить детей всему тому, чем владею. Ребятам оставалось лишь внимательное соблюдение всех правил уроков оригами:

На первом же уроке учащимся предлагается записать в тетрадь, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.

Семь главных правил юных оригамистов [19]:

1) Готовь квадратики дома  заранее;

2) Работай молча;

3) Хочешь спросить –  подними руку;

4) Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель;

5) Складывай на столе или на парте;

6) Сделал правильно сам – помоги соседу;

7) После работы убери за собой весь мусор.

Для проведения первого урока мне пришлось приготовить заранее нарезанные квадратики. На все последующие уроки ребята сами приносили приготовленные ими дома квадратики. Однако на всякий случай, когда кто-то, по какой либо причине, забывал принести квадратики, у меня они всегда были с собой и в наличии.

   1.Демонстрация видеоролика.

На первом уроке мы с ребятами обеих групп выполняли изготовление простой классической модели – стаканчик (Приложение). С первой группой процесс изготовления происходил лишь по листочкам со схемами и комментированием последовательных действий учителем. А со второй группой в процесс изготовления модели дополнительно был включён проектор. Ребятам второй группы предлагалось наблюдать изготовление модели с помощью демонстрационного видеоролика.

В дальнейшем эта методика – показ видеороликов второй группе была одной из главной части эксперимента.

Многие из ребят уже могли самостоятельно, без вспомогательных подсказок, выполнять изделия по демонстрационным видеороликам.

         2. Использование цветных бумаг.

Одной из экспериментальной части работы с учениками, было проверка их успеваемости при использовании: одной группой – простой белой бумаги при изготовлении оригами, а другой группой – цветной бумаги.

С первой экспериментальной группой процесс изготовления оригами осуществлялся лишь с использованием простой белой бумаги. При завершении изготовления изделия из бумаги учащиеся первой группы со временем стали самостоятельно, уже без моих советов, раскрашивать свои поделки. Так как многие изделия при их завершении имели не ровные поверхности, из-за изгибов, то при этом некоторые учащиеся додумывались разобрать свои поделки. И в состоянии расправленного листа, вначале раскрашивали листы, дорисовывали аккуратно глаза, рот и всевозможные дополняющие детали будущего изделия, а затем снова собирали это изделие. И можно сказать, что раскрашенные карандашами и фломастерами данные поделки, порой, выгладили довольно, лучше изделий второй группы, где использовалась цветная бумага.

Но, тем не менее, и вторая группа не разочаровывала меня. Ребята не просто работали с цветной бумагой по надобности, они так же вносили в свою деятельность, что-нибудь новенькое. К своим изделиям, дети вместо раскрашивания, приклеивали вырезанные из другого цвета бумаги детали и части тела. Тем самым многие изделия стали наиболее красочнее: так у самолётиков появились звёзды, животные начали улыбаться, даже цветы и бабочки из бумаги выглядели словно живые.

3. Задание домашних работ.

Задание домашних работ так же выявляла успеваемость двух групп. На каждом уроке при его окончанию всем ребятам выдавались листы со схемой изготовления следующего изделия. Каждому ученику необходимо было сделать самостоятельно дома предлагаемое изделие, по желанию разукрасить, и принести его на следующий урок.

Но и здесь была использована методика преподавания.

Первая группа всегда получала обычные листы со схемами выполненная в чертёжном виде.

Второй же группе предлагались листы, на которых были вклеены непосредственно пошаговые схемы из отдельных листов.

Пытаясь давать простенькие домашние задания для детей, я столкнулась с такой проблемой, как не пониманием и не умением чтения некоторыми учениками схем по изготовлению оригами. Причём изучение условных обозначений было пройдено на первых уроках и листочки с условными обозначениями имелись у каждого ученика. Проблема была в том, что некоторые ребята привыкли, чтоб им не только показывали, как делать, но и, порой, помогали в изготовлении. Однако с использованием данной методики во второй группе было 100% выполнение домашних заданий. Ребята признались, что сами выполняли задания, и на практических уроках они доказали это.

Главным моим помощником в преподавании оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий.

Данная методика:

- упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);

- сэкономила время преподавания (была возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволила выполнить с ребятами дополнительное изделия);

- позволила эффективно использовать его даже в тех случаях, когда мне приходилось отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяла операции изготовления оригами);

- заинтересовывала учеников к урокам (ребята с охотой выполняли предлагаемые изделия).

Следующей методикой в преподавании уроков оригами было использование со второй группой цветных бумаг на изготовление поделок. Результат не заставил себя ждать. Учащиеся, довольно, с лёгкостью выполняли предлагаемые им изготовление изделий.

Данная методика:

- помогла лучше воспринимать выполнение последовательных действий, так как бумага имеет две стороны с различными цветами, и ученикам было понятно, куда был выполнен тот или иной загиб;

- позволила лучше увидеть очертания, загибы и непосредственно саму форму изделия;

- способствовала к сокращению изготовления изделий и их доработки для окрашивания;

- гораздо больше заинтересовывала детей к выполнению оригами.

Несомненно, задание домашних работ на выполнение изделий без участия в этом учителя, является проблемной задачей. И решением этой проблемы было использования ещё одной методики. Ребятам на дом довались схематические листы, на которых вместо схематических изображений были приклеены загнутые листочки, полностью предоставляющие обзор пошаговых действий.

Данная методика преподавания оригами:

- упрощала изготовление изделий;

- позволяла понять последовательность выполнения работы;

- способствовала пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.

По методике преподавания оригами младшим школьникам мы использовали следующие условия:

1. Представляли складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветным, с другой - белым. Он должен быть хорошо виден ребёнку, сидящему за любым столом класса.

2. Работая с первоклассниками, демонстрировали только сам процесс складывания, поскольку немногие в этом возрасте способны работать со схемами.

3. С учащимися 2-х классов рисовали схемы на доске или работать по картам.

4. Дети 3 - 4-х классов начинали перерисовывать схемы самостоятельно и выполняли изделия по рисунку или готовой модели.

5. Всегда максимально точно и ясно пояснили свои действия словами.

6. Познакомив детей с очередной базовой формой, попросили их сложить её снова самостоятельно или с помощью ваших словесных комментариев. Такой приём развивает зрительную память, умения и навыки.

7. С ребятами 3 - 4-х классов можно провести творческий урок, на котором предлагается из известной им базовой формы придумать свою собственную модель.

8. Изредка играйте в «молчанку»: молча, чертите на доске серию последовательных рисунков, по которым ребята сами, без ваших комментариев, должны сложить изделия. В конце игры попросите поднять кверху получившиеся изделия.

9. Завершая годовой цикл занятий, проведите конкурс юных оригамистов.

10. Оценивайте не только количество, но и качество работ. Наградите победителей.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения методики преподавания оригами в третьих классах.

 

2.2 Применение  методик преподавания уроков  оригами в начальных классах

Информация о работе Методика преподавания оригами в начальных классах