Методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…...3
1 Методология и методы педагогической науки …………………………..5
Заключение………………………………………………………………….….9
Список литературы………………………………………………………..…..10

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………..…...3

1 Методология  и методы педагогической науки  …………………………..5

Заключение………………………………………………………………….….9

Список  литературы………………………………………………………..…..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Наука может развиваться лишь в том  случае, если она будет пополняться  все новыми и новыми фактами. В  свою очередь, для их накопления и  интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Не только педагоги-практики, но и исследователи  нередко за понятием "методология" видят нечто абстрактное, далекое  от реальной жизни и от образовательной  практики. Между тем методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности" .

Начиная работу молодой исследователь сталкивается с тем, что методов научного исследования существует достаточно много, но целостная концепция применения тех или иных методов отсутствует. Многие начинающие исследователи работу над методикой исследования начинают с того, что ищут аналогичные работы, заимствуют использованные методы, тем самым добавляя к ошибкам, допущенным предшественниками, свои собственные. Увидев это, они начинают осознавать, что даже общепринятые методики, разработанные авторитетными учёными, признанными в США и Европе, в данном случае должны быть либо адаптированы, либо положены в основу своих собственных, вновь разработанных.

Редко бывает так, чтобы для достижения поставленной цели достаточно было применение лишь одного метода. Такое возможно в небольшом исследовании, организованном чисто в учебных целях на этапе  освоения пользования инструментарием.

Необходимо  придерживаться следующих критериев  при выборе и обосновании методов  педагогического исследования: адекватность объекту, предмету, общим задачам  исследования, накопленному материалу; соответствие современным принципам  научного исследования; соответствие логической структуре (этапу) исследования; гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Методология и методы педагогической науки

 Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.

Методология разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы.

Под методологией понимают совокупность исходных философских  идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности. 

 
 

Общая методология педагогики предполагает учёт:

  • Основных положений и принципов материалистической диалектики;
  • Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
  • Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
  • Закона отрицания , в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
  • Основных категорий материалистической диалектики;
  • Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
  • Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
  • Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования).

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

  • Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
  • Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
  • Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт:

  • Закономерностей;
  • Принципов;
  • Методов обучения и воспитания.

Методы  педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов :теоретические методы, научно-прикладные методы. Научно-прикладные  методы делятся еще на :

Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

  • Традиционно-педагогические методы:

наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

изучение  педагогического  опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

изучение  первоисточников;

изучение  школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков);

изучение  ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий»);

беседа;

интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.

  • Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
  • Методы изучения коллективных явлений (социологические):

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

Статистические  методы:  регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий);

шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Для каждого  этапа исследования следует применять  наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться  следующими требованиями: необходимо такое сочетание методов, которое  позволяет получить разносторонние сведения; методы должны отражать динамику развития определенных качеств во времени, методы должны позволять анализировать  не только результаты, но и условия, при которых они были получены.

Так, методы опроса (беседы, интервью, анкетирование) могут быть использованы в самом  начале крупного психолого-педагогического  исследования с целью ориентировки при выборе возможных проблем, в  середине – с целью уточнения  и координации, в конце – для  сопоставления полученных результатов  с мнениями самих участников эксперимента. Тестирование может быть применено  в контрольной и экспериментальной  группах до формирующего эксперимента и после него. Предполагается, что вначале результаты в контрольной группе были выше, а после проведения формирующего эксперимента, стали ниже, чем в экспериментальной. Метод наблюдения может проводиться непрерывно на протяжении длительного период времени, его результаты помогают отразить динамику изменения поведения испытуемых. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1 Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования – М.: Издат. Центр «Академия», 2005

2 Образцов  П.И. Методы и методология психолого-педагогического  исследования – Спб.: Питер,2004

3 Сластенин В.А. Педагогика – М.: Издат. Центр «Академия»,2002

4 http://pedlieb.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методология