Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:43, контрольная работа
Методология (знание о способе) - это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности.
1. Дайте определения следующих понятий: методология, метод, исследование, методологическая культура.
2. Заполните таблицу:
3. Представьте характеристику составляющих методологической культуры педагога.
4. Библиография
2. Заполните
таблицу:
Методы научно-педагогического
исследования
№ |
Источник |
Название метода |
Цель применения |
Ограничения по использованию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Традиционно-педагогические методы |
Наблюдение |
Наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов. |
Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. |
Изучение опыта, архивный метод |
В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. |
|||
Анализ школьной документации |
Эти документы помогают установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и усвояемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. |
|||
Изучение продуктов |
вооружает исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, показывающими его отношение к работе, наличие тех или иных способностей. |
|||
Беседы, интервью |
Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. |
беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод. | ||
2. |
Психико-педагогический эксперимент |
констатирующи,проверочный, уточняющий,созидательный, преобразующий формирующийПо месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. |
Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. |
|
3. |
Социологические методы исследования |
Анкетирование |
возможность быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможность автоматизированной обработки собранного материала |
Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. |
Социометрический метод |
позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от ну мерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий. |
|||
Метод обобщения независимых характеристик |
Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление. |
|||
педагогический консилиум |
предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений. |
|||
4. |
Тестирование, проективные методы |
тесты
проективные методы |
позволяют объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека |
|
Математические методы педагогических исследований |
регистрация |
определяет выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников) |
||
рангирование |
расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей) |
|||
моделирование |
Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях. |
3.Представьте характеристику составляющих методологической культуры педагога.
Долгое время сформированность методологической культуры педагога, рассматриваемая как овладение методологическими знаниями и умениями, среди которых важнейшими были такие интеллектуальные операции как осознание, творческое решение педагогических задач, методологическая рефлексия, определялась такими показателями как проблемное видение, постановка перспективных целей, выявление причин неудач (Е. Б. Бережнова, И. А. Колесникова, В. В. Краевский и др.).
Согласно позиции А. А. Орлова, основу методологической культуры педагога составляет профессиональное мышление как ценность; эффективность профессиональной деятельности педагога определяется при этом степенью сформированности аксиологических (ценностных) ориентации педагога. К личностным критериям развитости профессионального мышления отнесены: аксиологический характер учебного процесса, личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения, характер отношений с коллегами и с теми, кого обучает педагог, готовность к самообразованию.
Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич, анализируя вышеприведенные позиции относительно содержания методологической культуры педагога, совершенно справедливо отмечают, что эти позиции ориентируют подготовку будущих учителей, педагогов-исследователей не на осмысление и анализ педагогической проблемы, необходимых для выбора той или иной концепции, программы, технологии, а на своего рода припоминание – какая методика, какой прием из известных ему подойдут для данной ситуации практической педагогической деятельности. Попытка установить связь между деятельностями сознания и операционными умениями, используемая в данных моделях, исключает собственно смысловую деятельность будущего педагога. Возникает методологическое противоречие, характерное для современной педагогической науки: между гуманистическими целевыми установками и формирующими, задаваемыми извне средствами их «присвоения». Привычный (функциональный, технократический) механизм «перевода» внешних, безусловно, гуманистических ценностей методологических операций делает практически невозможным процесс их принятия будущим педагогом на уровне своего смысла, своего, а не чужого педагогического творчества. Авторы, в свою очередь, опираясь на гуманистическую методологию, называют среди источников и средств формирования методологических умений такие как: проникновение в сущностный смысл педагогического явления, критическая оценка его источника, нахождение скрытых противоречий-коллизий, их реальных движущих сил и механизмов, использование рефлексии как размышления, полного сомнений, противоречий и переживаний и т. д.
Методологической функцией педагогической деятельности, по их мнению, является смысло-поисковая функция, особенно когда это касается разработки нового содержания образования.
Гуманистических ориентации в понимании методологической культуры педагога придерживается и Ю. В. Сенько, который среди конкретных проявлений методологической культуры педагога называет другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность. Ядром методологической культуры педагога, согласно Ю. В. Сенько, является стиль нового педагогического мышления.
Библиография: