Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 22:26, доклад

Краткое описание

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Педагогика.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Самое общее  условие создания ситуации успеха –  положительное подкрепление. Педагог  должен уметь производить положительное  подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать  страх ребенка перед неуспехом (“ничего страшного”), авансировать ребенка доверием (“у тебя непременно получится”), усилить мотив деятельности (“это так важно для нас и для тебя”), отмечать исключительные черты личности ребенка, позволяющие надеяться на успех (“ведь ты...”, “ведь у тебя...”), а также использовать педагогическое внушение.

 

Шестая  закономерность. Развивающаяся автономия  и психологическая эмансипация  ребенка предписывают воспитанию так  вызываемый “скрытый характер”. Целевые  воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

 

Скрытая позиция  педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему  миру ребенка, предоставлением ему  личностной свободы, совместным осмыслением  жизни и ее устройства, а также  уважительным к нему отношением и демократичным стилем общения. “Открыть” воспитание – значит поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица, а не имея лица, он не выступает личностью, оставаясь особью, индивидом. Не более того.

 

Даже в  тот период ранней юности, когда школьнику открываются возможности самосовершенствования, то есть когда воспитание может превратиться в процесс самовоспитания, даже и в этот период “скрытый характер” позиции педагога сохраняется. Он может оказать помощь ученику в самовоспитании, но при этом все-таки остается старшим другом, помощником, наставником, откликнувшимся на просьбу о помощи.

 

Седьмая закономерность. Личность существует и проявляет  себя для других как целостный  феномен, в каждом отдельном акте поведения она разом и вкупе  выстраивает систему личностных отношений к миру. Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

 

Целостность воспитательного процесса обеспечивается полифонией слова и поступка, но обеспеченность эта потенциальна, без педагога не реализуется. Грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, вопреки призывам формирует агрессивность, так как действует в этот момент отнюдь не набор слов и их значение, а злобная экспрессия.

Методы  воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

 

Методы  воспитания нельзя рассматривать вне  педагогической системы, в которой  они применяются, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести), уровня воспитанности конкретных коллективов (классов).

 

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для  решения педагогических задач.

 

Метод воспитания реализуется через  деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога.

 

Методы воспитания можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их – дело теоретических исследований, а для практической работы учителя больше всего подходит следующая групповая классификация:

 

– первая группа: методы, с помощью  которых прежде всего формируются  взгляды (представления, понятия) воспитуемых  и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе  между ее членами;

 

– вторая группа: методы, с помощью  которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются  позитивные ее мотивы;

 

- третья группа: методы, с помощью  которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

 

К первой группе относятся различные  виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют “методы убеждений”.

 

Ко второй группе относятся различные  виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют  “методы упражнений (приучения)”.

 

К третьей группе относятся: различные  виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

 

Охарактеризуем более подробно перечисленные группы методов.

 

Методы убеждения. Убеждение в  воспитании - это путь воздействия  на сознание школьника для разъяснения  фактов и явлений общественной и  личной жизни, формирования взглядов.

 

Самоутверждение и самовыражение  личности школьника происходит в  условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях. Поэтому методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

 

Одним из основных противоречий, которое  разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

 

Прекрасным способом воздействия  на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств у школьников является диалог - универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

 

К диалоговым методам убеждения  можно отнести диспут – спор на тему, волнующую воспитанников. Этот метод основан на давно открытой закономерности: знание и понимание, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

 

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и  учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно  привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А.С.Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы в сказанном воспитанники почувствовали его волю, культуру, личность. Руководителю диспута решительно не подходит позиция умолчания и запрета.

 

В качестве конкретных рекомендаций по применению методов убеждения  в практической деятельности учителя  предлагаются следующие:

 

- методы убеждения необходимо  систематически использовать в  практической работе. С их помощью  решаются задачи расширения  и углубления у школьников мировоззренческих знаний;

 

- в воспитательной работе целесообразно  использовать разнообразные формы  убеждения. Надо стремиться вести  разговоры со школьниками так,  чтобы слова воспитателя глубоко  западали в их сознание, а для  этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове учителя воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

 

- информация, преподносящаяся школьникам  при помощи внушения, рассказа, диалога  должна быть: а) объективно изложенной; б) связанной с практикой; в) убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

 

- воспитательные воздействия надо  обращать не только к уму  школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль  в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

 

- школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

 

– не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить  их надо с учетом возраста своих  воспитанников;

 

- не следует считать метод  убеждения единственным. В воспитательной  работе необходимо сочетать его  с методом упражнений (приучения)  и другими.

 

Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения. Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

 

Методы упражнений в воспитании реализуются, например,  через поручения. Поручения (практические задания) создают  и расширяют опыт учащихся в различных  видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

 

В этой связи предлагаем несколько советов по практическому применению методов упражнений:

 

- методы упражнений эффективны  только при использовании их  с методами убеждения. Перед  школьниками надо широко раскрывать  цели выполняемых поручений. Без  этого невозможно по-настоящему увлечь их коллективными делами;

 

- в коллективе не должно быть  ни одного школьника без постоянных  или временных заданий. Помочь  определить каждому дело по  душе, правильно распределить обязанности,  учитывая интересы и способности  членов коллектива, – важная практическая задача;

 

- наиболее ценно то поручение,  которое дается коллективом (в  том числе и по совету педагога) и за выполнение которого надо  отчитываться перед товарищами. Оно определяет позицию моральной  ответственности перед товарищами, рождает сильное требование, осуществляет воздействие общественного мнения на личность, повышает значение самоконтроля в деятельности, способствует развитию воли и умения преодолеть трудности, довести дело до конца. Именно это и помогает упражнять сознание, чувства, поведение школьников;

 

- педагогу следует хорошо знать  мотивы участия школьников в  деятельности, их отношение к  поручениям и обязанностям. Учитывая  мотивы, надо определять конкретные  воспитательные цели и педагогические  задачи, подлежащие решению;

 

– от несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления значительных волевых усилий, подчинения личных интересов общественным. Этот процесс развивает ценные мотивы участия в общественной деятельности, формирует положительную направленность личности;

 

- морально-волевое напряжение в  работе школьники .должны чувствовать   непрерывно, находясь под контролем  общественного мнения коллектива  и соревнуясь в достижении все более и более высоких результатов;

 

- участвуя в работе и добиваясь  выполнения принятых обязательств, школьники должны переживать  чувство радости от сознания  выполненного долга, от ситуаций  личного успеха;

 

– используя разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, необходимо добиваться единства действий со стороны педагогов и родителей.

 

К группе методов упражнений относится  и метод примера как метод  воздействия на созерцание, чувства  и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.

 

Чем младше школьник, тем меньше у  него жизненного опыта, который необходим  для того, чтобы самостоятельно определять линию своего поведения. Поэтому  он, естественно, подражает тому, что  видит в общественной и личной жизни старших и вообще в поступках окружающих людей. Явление подражательности психологи называют конформизмом, а соответствующее качество личности – конформностью.

 

Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные или аморальные цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.

 

Подражание сопровождается более  или менее зрелыми самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно  формирует у ребят и действия нового типа, как совпадающие в  общих чертах с примером, так и оригинальные действия.

 

Подражание не простой одномоментный, а сложный многофазный процесс.

 

Первый этап его заключается  в том, что в результате прослеживания  конкретного действия (или жизненной  ситуации, или описания поступков) другого  лица у школьников возникает желание поступать так же. Субъективно складывается образ этих действий, “пример для подражания”. Здесь появляется захватывающий воображение пример и выявляются мотивы, дающие первоначальный толчок к подражанию. Наличие примера еще не означает, что он будет повторен в действии. Связь между примером и последующими действиями может и не возникнуть.

Информация о работе Методы воспитания