Методы исследований в различных науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:52, доклад

Краткое описание

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется учебнопознавательная деятельность (или способ усвоения) обучающихся в усвоении ими изучаемой содержательной учебной информации. Эта классификация включает в себя пять методов

Вложенные файлы: 1 файл

методы 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

 

Виды  эксперимента, используемые в возрастной психологии:

  • Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.
  • Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции.

 

Также могут использоваться и другие методы из классификации  Б.Г.Ананьева.

 

Методы  педагогической психологии

Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.

Но есть еще и методы специальные.

  • Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей целью, помогает выявить эффективность педагогических воздействий на ученика.
  • Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень воспитанности и обученности ребенка.

 

 Вообще, методы педагогической  психологии подразделяются на  организационные, процедурные, оценочные,  методы сбора и обработки данных.

Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами. Коррекция непосредственное воздействие психолога через тренинги, методы психотерапии.

 

Биографический  метод в психологии

Особенность биографического  метода в психологии заключается  в том, что личность изучается  в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может  стать причиной повышенной тревожности или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод не распространен  широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.

 

 

В социологии

В социологии используют, во-первых, общенаучные методы (анализ, синтез), во-вторых, собственно методы социологического исследования.

Методы социологического исследования делятся на методы сбора  информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа  материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

Метод анализа документов. Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ.

Метод наблюдения. Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

Метод опроса. Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации. Опрос - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос. Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом. Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)

Метод эксперимента. Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий. Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.


Информация о работе Методы исследований в различных науках