Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 09:38, реферат
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;
создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственной образовательной деятельности.
Актуальность
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития познавательной активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;
создает более
благоприятный эмоциональный
Успех обучения обусловлен наличием интереса к деятельности. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные.
Экстенсивный путь |
Интенсивный путь |
реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям |
основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника. |
В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Оно активно развивается в нескольких направлениях: с одной стороны, идет формирование и совершенствование сенсорных процессов, то есть, представлений о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина), с другой стороны, происходит формирование и совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности - мотивационный.
Мотивация (от лат. «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Мотивами управляют совместно педагоги и дети. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а с позиции ребенка следует вести речь о мотивации учения
Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:
Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
К возможным средствам развития познавательной активности можно отнести:
- эксперимент,
- решение проблемных ситуаций,
- поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было)
- презентация,
- выставка и др.
В первых двух (эксперимент, решение проблемных ситуаций) ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него проходит формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции, которая необходима при обучении в школе.
Все предыдущие методы работы достаточно часто применяются педагогами. Мы поговорим сегодня об использовании мультипликационных фильмов для активизации познавательной активности дошкольников. Как это можно сделать? Мы с вами смотрим мультфильмы, в которых рассматриваются нравственные вопросы, говорится о добре и зле, дружбе и взаимопомощи и т.д. иногда там необходимо найти выход из сложной ситуации, эти проблемные ситуации можно предложить детям.
Например:
Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» может послужить отправной точкой для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Давайте посмотрим с вами этот отрывок. (После просмотра).
Что вы можете предложить, для решения данной проблемы?
Этот фрагмент можно использовать в образовательной области «Познание», «Социализация» в непосредственно образовательной деятельности.
Сейчас я попрошу вас