Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственной образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 09:38, реферат

Краткое описание

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;
создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

активизация познавательной активности дошкольников.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Методы  и приемы активизации познавательной активности во время непосредственной образовательной деятельности.

 

Актуальность

Дошкольное  образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития познавательной активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Познавательный  интерес - ведущий мотив учебной  деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;

развивает и  повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;

создает более  благоприятный эмоциональный фон  для протекания всех психических  процессов.

Успех обучения обусловлен наличием интереса к деятельности. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Познавательная активность является социально значимым качеством  личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Личность формируется  и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может  иметь разные уровни, разный характер.

Активность - это черта  личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Термин «познавательная  активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность - это стремление к наиболее полному  познанию предметов и явлений окружающего мира.

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные.

 

Экстенсивный путь

Интенсивный путь

реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям

основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника.


 

В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Оно активно  развивается в нескольких направлениях: с одной стороны, идет формирование и совершенствование сенсорных  процессов, то есть, представлений о  разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина), с другой стороны, происходит формирование и совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы  с помощью различных приемов  и упражнений усилить каждый из этапов познания.

Любая деятельность протекает  более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности - мотивационный.

Мотивация (от лат. «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Мотивами управляют совместно педагоги и  дети. Имея в виду первых, говорим  о мотивации обучения, а с позиции ребенка следует вести речь о мотивации учения

Все многообразие мотивов  учебной деятельности можно представить  тремя взаимосвязанными группами:

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое  складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

К возможным  средствам развития познавательной активности можно отнести:

- эксперимент,

- решение проблемных ситуаций,

- поисковые задания (найдите  что-то новое в группе, чего  раньше в ней не было)

- презентация,

- выставка и др.

В первых двух (эксперимент, решение проблемных ситуаций) ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него проходит  формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции, которая необходима при обучении в школе.

Все предыдущие методы работы достаточно часто применяются педагогами. Мы поговорим сегодня об использовании мультипликационных фильмов для активизации познавательной активности дошкольников. Как это можно сделать? Мы с вами смотрим мультфильмы, в которых рассматриваются нравственные вопросы, говорится о добре и зле, дружбе и взаимопомощи и т.д. иногда там необходимо найти выход из сложной ситуации, эти проблемные ситуации можно предложить детям.

Например:

Отрывок из мультфильма  «Дед Мороз и лето» может послужить  отправной точкой для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Давайте посмотрим с вами этот отрывок. (После просмотра).

Что вы можете предложить, для решения данной проблемы?

Этот фрагмент можно использовать в образовательной области «Познание», «Социализация» в непосредственно образовательной деятельности.

Сейчас я попрошу вас разбиться  на три подгруппы. Вы просмотрите  отрывки из мультфильмов и попробуете подобрать образовательную область, в которой вы бы могли использовать этот фрагмент, цель и примерные  задачи непосредственно образовательной деятельности.


Информация о работе Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственной образовательной деятельности