Методы и приемы речевого дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания……………………………………….5
2. Диагностика речевого дыхания…………………………………………………………8
3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания……………………………………………………...9
1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР…………………...9
2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР……………………………………………………………9
3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания…………………………………………………………………..………10
4. Задачи коррекционной работы………………………………………………….11
5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по речевому дыханию.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)
  1. Игра «Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая  при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков  с маленьким горлышком из-под  лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в  него, чтобы послышался свист, затем  предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки). 

  1. Игра «Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку  погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением  гласных звуков “ А, У, О ”. 

  1. Игра «Конфетки»

Цель: формировать носовой  вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем  закрывает коробочки легкой тканью или марлей.  

  1. Игра «Отгадай по запаху»

Цель: формировать носовой  вдох.

Оборудование: шесть коробочек  от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки  наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой  мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок  последовательно нюхает каждую коробочку  из своего набора и подбирает с  аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки  взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той  же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом  ванильную”. 

   29. Игра «Покачай игрушку»

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом  живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.

  1. Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Кто больше скажет без передышки»

Цель: формирование плавной  слитной речи.

Ребенок рассказывает любое  стихотворение или рассказ и  в конце каждой фразы ударяет  мячом о пол. 

  1. Игра «Ледоход»

Цель: формирование длительного  направленного ротового выдоха.

На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям  показывается кораблик. Объясняется, что  кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы  разогнать льдинки.

Дует ветер по реке,

Льдинки разгоняет.

Мчит кораблик налегке

Трудностей не знает. 

  1. Игра «Трудный маршрут»

Цель: формирование направленного   ротового выдоха, закрепление последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов, букв в зависимости от варианта задания.

На столе расставлены  флажки (разных цветов, с цифрами  или буквами). Ребенок должен направить  машинку (из бумаги) к флажку.

Наш помощник-грузовик

По дороге быстро мчит.

Помоги ему добраться,

Мимо цели не промчаться.  

  1. Игра «Цыплята»

Цель: формирование направленного  ротового выдоха.

1 вариант. На столе  расположена фигурка (игрушка,  картинка) курицы. У каждого ребенка  небольшой бумажный цыпленок. Задание:  помогите цыплятам попасть к  маме.

2 вариант. На столе  выставлены фигурки – курица, утка… Задание: помогите цыпленку  найти свою маму.

В нашем дворике, ребята,

Гомон с самого утра.

У мамы-курицы цыплята

Разбежались кто куда.

Помогите квочке

Собрать «желтые комочки».  

  1. Игра «Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки  в клубок, на выдохе произносит гласный  звук.

  1. Игра «Колобок»

Цель: формировать сильную  направленную воздушную струю.

В невысокой коробочке  делается макет леса с дорожкой и  животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок  должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Колобок-колобок,

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

  1. Игра «Горох»

Цель: формировать сильный  направленный ротовой выдох.

На дно неглубокой тарелки  приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох  с середины, чтобы увидеть картинку.

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

  1. Игра «Бабочка»

Цель: формировать сильную  воздушную струю.

На стол выставляется цветочная  полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы  она улетела на самый дальний  цветок.

Бабочка-красавица 

На ладошку села.

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

  1. Игра «Мишка»

Цель: формировать направленный ротовой выдох.

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен он мне будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в  лапы, т.е. угостить его.

  1. Игра «Хорошая погода»

Цель: формировать сильный  направленный ротовой выдох.

На столе приклеено  солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта. Дети раздувают, разгоняют  тучи.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.


Информация о работе Методы и приемы речевого дыхания