Методы и средства воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию – овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие о методах и средствах воспитания 4
1.1 Формирование системы методов и средств воспитания. 6
Глава 2. Классификация методов воспитания 9
2.1 Методы формирования общественного сознания 10
2.2 Методы организации деятельности 12
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его  цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

         Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать нужно торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся  простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

1. Поощряя, воспитатели  должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно  противопоставлять воспитанника  остальным членам коллектива. Поэтому  поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо. Необходимо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

3. Поощрение должно  начинаться с ответов на вопросы — 
кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать 
заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, 
месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.

4. Поощрение требует  личностного подхода. Очень важно  вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

5. Пожалуй, главное  в нынешнем школьном воспитании  — соблюдать справедливость.

       Среди древнейших методов воспитания наказание — наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры о целесообразности его применения.

       Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

       Известны следующие виды наказания, связанные с:

1) наложением дополнительных обязанностей;

2) лишением или ограничением определенных прав;

3) выражением морального  порицания, осуждения. 

       В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т. д.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:

1. Сила наказания увеличивается,  если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому необходимо опираться на общественное мнение.

2. Не рекомендуется  применять групповые наказания.  В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику,  и он считает его справедливым. После наказания о нем не  вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

6. При решении вопроса,  за что наказывать, рекомендуется  соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения  метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть  различным — от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание — сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

9. Не допускайте превращения  наказания в орудие мести. Воспитывайте  убеждение, что воспитанника наказывают  для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

10. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, рассмотрев классификацию методов воспитания, следует отметить, что методы воспитания – это способы взаимосвязанной  деятельности учителя и учеников, которые направлены на осознание  школьниками сущности общественных ценностей, развитие положительных отношений к ним, формирование соответствующих навыков и привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование, поддержку развития индивидуального потенциала личности. Все существующие методы одинаково важны для формирования личности ребенка. Основная задача учителя - использовать в работе все свое мастерство, применяя данные методы для воспитания школьников.

 

 

 

 

Заключение

 

     В данной работе достигнуты все поставленные цели: изучена сущность содержания методов воспитания, а также выполнены следующие задачи:

  • изучены литературные источники по исследуемой теме;
  • проанализировано формирование системы методов и средств воспитания;
  • рассмотрены методы воспитания и их классификация:

              а) методы формирования общественного сознания;

              б) методы организации деятельности.

   Таким образом, изучив данную тему, можно сделать вывод, что воспитание является одной из важнейших составляющих общеобразовательного процесса наряду с обучением. Для развития целостной, всесторонне развитой личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.

     Также необходимо  отметить, что практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Педагогика прошла длинный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения и образования, которыми руководствуются современные педагоги в процессе воспитания школьников. Без четкого знания методов воспитания, последовательности их применения нельзя совершенствовать педагогическое мастерство и правильно воспитывать.  Важнейшие способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у школьников отношений (личностных качеств), и являются методами воспитания.

    В современной школе понятие «метод воспитания» означает не только способ влияния на ученика, а главным образом способ общей деятельности, общий путь достижения желательной цели воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания понимаются важнейшие способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, которые направлены на осознание школьниками сущности общественных ценностей, развитие положительных отношений к ним, формирование соответствующих навыков и привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование, поддержку развития индивидуального потенциала личности.

      Никакая  система методов не может быть  рекомендована как раз навсегда  данная. Учитель имеет дело с  растущим и развивающимся человеком  и с целым коллективом. В  зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Шаблона в воспитании быть не может. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого необходимо применять  различные методы воспитания.

     Применение  рассмотренных в работе методов  воспитания в конечном итоге  зависит от учителя, от его  любви к детям, от его заинтересованности  в судьбе ребенка. Для этого нужно научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое достоинство. Для того чтобы правильно воспитывать, необходимо чтобы взаимоотношения с детьми были на равных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
  2. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
  3. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. – М.: Политиздат, 1989. – 335 с.
  4. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластёнин В. А. Педагогика. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения ми воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 303с.
  6. Кузьмінський А. І., Омельяненко В.Л. Педагогіка: Підручник. – К.: Знання – Прес, 2003. – 418 с.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика.  Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.- 460с.
  8. Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
  9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999. – 300с.
  10. Педагогика: Учебное пособие / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.
  11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 640 с.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 256 с.

 




Информация о работе Методы и средства воспитания