Методы и формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 22:06, реферат

Краткое описание

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность воспитания 4
2. Средства воспитания 7
3. Методы и формы воспитания 11
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

В терминологии методов в. нет чёткости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приёмами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о методах воспитания, в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика также отсутствует [6, c. 18].

Трудность классификации методов воспитания состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции различным образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

В любом методе воспитания педагог должен понимать, каких результатов можно добиться при помощи данного метода, каковы причины построения именно этого набора действий.

Заметим, что метод также не может  быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата.

Методы формирования личности - данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.

С помощью использования положительного примера можно реализовывать разнообразные воспитательные задачи. В процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.

Ученику с плохой памятью требование может быть представлено в форме напоминания об обязанностях. Или же другому школьнику, страдающему отсутствием сообразительности, нужно вовремя намекнуть на последовательность действий и т.д. Возможно для учителя выразить свое требование в категоричной форме.

Обязательным условием данного метода является учет возрастных особенностей, характера и соблюдение педагогического такта. Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности [1, c. 32].

С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления страха, застенчивости, необязательности, невнимательности, неисполнительности ит.д.

Даже самый совершенный и продуманный до мелочей метод воспитания не может дать положительных результатов, если не учитывать следующие особенности:

1) индивидуальные особенности школьников;

2) возраст;

3) воспитательный уровень;

4) определенная обстановка;

5) совокупность метода со всей системой воздействия, которая оказывается на ребенка взрослыми.

Успех процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько правильно и целесообразно педагог применяет в собственной деятельности то или иное средство, метод или прием воздействия на воспитанников [1, c. 33].

К методам стимулирования относятся следующие: соревнование; поощрение; наказание; одобрение; порицание; педагогическое требование; установка перспективы.

Такой метод воспитания как соревнование может помочь воспитателю увидеть и правильно, по достоинству, оценить возможности каждого ребенка.

Знание потенциальных способностей каждого отдельно взятого учащегося делает возможным наметить разумную перспективу в дальнейшем развитии способностей, которая должна быть по силам этому ребенку.

Так соревнование воспитывает волю и характер ребенка. Под поощрением в воспитании понимают педагогическое воздействие на отдельного ребенка или на коллектив, в процессе которого педагог дает положительную оценку поступков или поведения учащегося или в целом коллектива.

Заметим, что основанием для подобного  поощрения должно быть выполнение требования коллектива. Поощрение должно быть доказательством того факта, что коллектив вполне удовлетворен его деятельностью.

Наказание – внушение ребенку, что педагог (или в общем случае коллектив) недоволен поведением ученика, его конкретными поступками. С помощью наказания учитель получает уникальную возможность корректировать поведение ребенка и сделать доступным его пониманию причину и содержание его ошибки. Данный педагогический прием в общем случае вызывает у детей переживание (достаточно неприятное для детской психики) и чувство стыда.

Методами одобрения и осуждения должен пользоваться только опытный педагог, так как они требуют проявления большого такта и мастерства. Заметим, что именно в результате нарушения такта или недостаточности педагогического мастерства и возникают чаще всего конфликтные ситуации. Установка перспективы (завтрашней, ближней, средней или дальней) - это определение жизненной цели учащегося.

Этот педагогический прием дает возможность сконцентрировать все усилия учителя на положительное развитие личности отдельного школьника. Любое педагогическое требование должно следовать из достаточного владения педагогическим тактом.

Педагогический такт - это знание индивидуальных и возрастных особенностей человека, доброжелательность и внимание к ребенку. Одобрение, похвала, осуждение, порицание - это этические средства исправления поведения детей. Их не следует совмещать с методами поощрения и наказания [1, c. 34].

К методам формирования поведения относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли детей с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи.

Формами, которые педагог использует в данной группе методов, могут быть следующие: разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение; убеждение.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Если это изобразительное средство - его рассматривают. Если это звуки - их слушают. Если это материал - им манипулируют.

Инструмент - оперируют, преобразуя материал. Текст - читают. Костюм - одевают. Педагог не творит форму - он творит синтез средств. Сочетание картинок, музыки, юмора, игры в совместной работе - один образ. Сочетание учебника, дневника, режима, угрозы - другой образ. Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средств. Отобранное средство диктует форму.

Форм воспитательной работы существует множество. Составить их исчерпывающий  перечень невозможно, он всегда будет  неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный  путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно  выделить несколько типов, которые  различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в  себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество  различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим  признакам: по целевой направленности; по позиции участников воспитательного процесса; по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать: когда нужно решить просветительские задачи; когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности; когда организаторские функции слишком сложны для детей; когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо; когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел [1, c. 36].

По характеру реализации форм-дел  различают три их подтипа: дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально; творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими  воспитательными возможностями, так  как они: предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества; обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений; эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. [3, c. 45]

Для перечисленных типов форм можно  привести следующие отличия: мероприятия  проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех  или иных видов форм работы можно  каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые  из них.

По времени подготовки и проведения: экспромт; относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации: организуемые одним человеком; организуемые группой участников; организуемые коллективно.

По характеру включения в  деятельность: обязательное участие; добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с  другими коллективами и людьми: «открытые» (для других, совместно с другими); «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания: словесные (конференции); практические (походы); наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности: организация познавательно-развивающей деятельности; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание [3, c. 46].

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

 

Заключение

Воспитание - целенаправленная деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного  воздействия, при помощи которых  одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средствами воспитания могут стать  личный пример воспитателя, образцы  поведения, демонстрируемые окружающими  людьми, поступки. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Методы воспитания - способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения.

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Традиционно методы воспитания рассматривают  как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки  у них заданных целью воспитания качеств.

Различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Информация о работе Методы и формы воспитания