Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. С каждым годом ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита и т.д.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3


1. Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах ………………………………………………………………………………..4


Заключение …………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

     •        проводит консультации с учителями и обслуживающим персоналом школы по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учеников в

     школе и ее окружении;

     •        организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьный психолог, дефектолог, врач и др.) при разработке индивидуальной стратегии и тактики помощи дезадаптированным детям;

     •        оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учеников и др.

     Сегодняшние школьники сталкиваются со многими  социальными, экономическими, личностными  проблемами, которые отрицательно влияют на процесс их социального и гражданского становления. Коллектив школы должен комплексно решать проблемы ученика, в чем немаловажная роль отводится социальному педагогу.

     Бытует  мнение, что в современных школах эффективно осуществляется только образовательная  и развивающая функции и, следовательно, школа отказывается от организации воспитательной работы с учащимися.

     Это мнение, на мои взгляд, ошибочно, так  как появившиеся в настоящее  время подходы различной направленности к разработке содержания воспитания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы. Так, например, пытаясь добиться лучших результатов в осуществлении воспитательной деятельности, социальные педагог и классные руководители Средней школы №18 г. Саратова активно используют в своей работе различного рода педагогические находки школ страны применительно к своим условиям.

     В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: "Я живу среди людей", "Воспитание человека культуры", целевые программы по О.С.Газману, планирование воспитательной работы по Ю.П.Сокольникову.

     Работа  и анализ полученных результатов  воспитательной работы определили целесообразность распределения имеющихся программ в соответствии с возрастными  особенностями учащихся следующим образом:

     1-4 классы - программа воспитательной  работы "Я живу среди людей";

     5-8 классы - программа "Воспитание  человека культуры";

     9-11 классы - целевые программы по 0.С.Газману,  планирование воспитательной работы  по Ю.П.Сокольникову.

     Цель  программы "Я живу среди людей" - формирование у детей положительного социального опыта, позволяющего ребёнку  свободно ориентироваться в жизни  современного общества в условиях города. Задачи данной программы:

     1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;

     2) расширить кругозор ребят, удовлетворять  их любознательность в познании  окружающего мира;

     3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь  к тем, кто в ней нуждается;

     4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отношения к ней.

     Программа состоит из нескольких тематических циклов:

     1. Мой дом, мои родные и близкие.

     2. Моя школа, мои друзья.

     3. Пешеходная азбука города.

     4. Знакомство со службами города  и профессиями.

     5. Мы с тобой уже с рождения  тамбовчане.

     6. Будем жить в ладу с природой!

     7. Спорт любить - здоровым быть!

     Социальный  педагог совместно с классным руководителем могут выбрать  на год несколько тематических циклов и строить социально-воспитательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев.

     Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог планировала социально-воспитательную работу на одну четверть, используя  таблицу.

     Другая  программа, "работающая" в данной школе, - "Воспитание человека культуры" - преследует цель - формирование и развитие духовной сущности личности.

     По  этой программе социально-воспитательная работа строится в виде мероприятий, выбираемых в соответствии с желаниями  и интересами детей.

     Представляет  интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю.П.Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:

     1. Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.

     2. Задачи социально-педагогической работы.

     В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к коллективу и его  деятельности:

     1-ая  группа (Ф.И.)- задачи: ...

     2-я  группа (Ф.И.)- задачи: ... и т.д.

     Таким образом, обращается внимание на следующих учащихся, требующих индивидуального подхода: Ф.И., задачи, пути индивидуального подхода.

     3. Система мер по решению поставленных задач.

     4. Работа с родителями.

     5. Дополнения, внесённые в план в ходе работы.

     6. Анализ результатов выполнения плана работы.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

     Социальный  педагог становится организатором  внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

     Социальный  педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

     Повышение эффективности деятельности социального  педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

  1. Галагузов М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001.
  3. Вульфов В.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В.3. Педагогика. — 2002. — № 5, 6.
  4. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. – M., 2006.
  5. Под ред. Е.И.Холоствой. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. Е.И.Холоствой. - М., 1997.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение// Пряжников Н.С. — М.; Воронеж, 1996.
  7. Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте// Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. –М., 2006

Информация о работе Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах