Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:47, курсовая работа
Образование это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. [Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко]
Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений, были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, то есть показать структуру системы знаний.
Глава 1. Состояние проблемы развития практических методов обучения экономике в колледже
1.1. Сущность и содержание практических методов обучения и их классификация в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Использование практических методов обучения в процессе подготовки специалистов экономического профиля в условиях СПО
1.3. Роль и место практических методов в формировании профессиональных навыков
Тема: Система практических методов обучения экономике в колледже.
Глава 1. Состояние проблемы развития практических методов обучения экономике в колледже
1.1. Сущность и содержание практических методов обучения и их классификация в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Использование практических методов обучения в процессе подготовки специалистов экономического профиля в условиях СПО
1.3. Роль и место практических методов в формировании профессиональных навыков
Введение
Образование это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. [Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко]
Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений, были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, то есть показать структуру системы знаний.
Важный результат обучения – умения – способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях. Знания служат инструментом при освоении умений.
К. К. Платонов писал «Умение – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» [«Система психологии и теории отражения»]. Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям
В педагогической деятельности умения классифицируют на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции – анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и в производственной. Студенты должны уметь оперировать знаниями: извлекать из памяти необходимую в данный момент информацию, уметь выделить наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнивать их между собой, устанавливать причинно-следственные связи. Практические умения направлены на решение конкретных практических задач, они тесно связаны с интеллектуальными умениями. Невозможно решать производственную задачу, составлять производственный план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, то есть совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.
Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит в учебном процессе должны быть условия для такой многократности.
Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.
Важная проблема формирования содержания обучения экономики – установление целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине. Соотношение временных объемов теоретических и практических занятий в средних специальных учебных заведениях почти одинаковое – 1:1. К практическому обучению, в данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование.
Таким образом, в получении экономической профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно практическое занятие, какие методы обучения будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов.
Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания экономики в колледже.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения экономике на современном этапе. Основными являются противоречия между:
- противоречия между требованиям педагога и возможностями обучаемых;
- противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта студентов СПО и его недостаточностью для решения практических познавательных задач;
Проблема обусловлена необходимостью разрешения противоречия между современным состоянием подготовки студентов экономического профиля в СПО и развитием методов практического обучения.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая
разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
« Система практических методов обучения экономике в колледже».
Объект - процесс обучения специалистов экономического профиля в условиях СПО.
Предмет - использование практических методов обучения экономике в колледже.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать систему практических методов обучения экономике, доказать эффективность её использования при обучении специалистов экономического профиля в условиях СПО.
Гипотеза исследования использование практических методов в процессе овладения экономической дисциплины в колледже способствует:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению экономики;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности студента СПО.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия практических методов обучения, рассмотреть разные подходы их классификаций и условия их использования.
2. Выявить и охарактеризовать дидактические возможности практических методов обучения экономике в колледже
3. Раскрыть методику использования практических методов обучения специалистов экономического профиля в условиях СПО
Методы исследования:
- анализ научно - педагогической литературы;
- изучение и обобщение опыта учителей, работающие в СПО, опытно - педагогическая работа;
- анализ программ;
- проведение опытно - педагогической работы.
База исследования:
Колледж № .
Методологическая база исследования: в основе данной работы лежат труды….
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она систематизирует сведения специалистов о системе практических методов обучения экономике в колледже.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащийся в нем материал, выводы и обобщения могут быть использованы при проведении практических занятиях в колледже по дисциплине «Экономика».
Описание решения поставленных задач определило структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и содержание поставленных задач, раскрыты методология изучения вопроса и практическая значимость работы.
В Главе I. раскрывается сущность понятий практических методов обучения, классификации методов обучения.
В Главе II. рассматриваются ….
В Заключении подводятся итоги проделанной работы, представлено обобщение накопленной научной информации, изложение полученных результатов в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, сделаны выводы
Список использованной литературы охватывает всю ту научную и публицистическую литературу, на основе которой выполнена курсовая работа.