Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:32, реферат
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Стр. 3
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Стр. 6
3. Методы закрепления изучаемого материала.
Стр. 13
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Стр. 15
5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Стр. 19
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Стр. 21
применять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и
фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это
правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его
помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская
подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и
фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и
гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов.
Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.
Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике
особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более
интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер
упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие
задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов
мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении
самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того
фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий,
практических умений и навыков.
Лабораторные занятия. Организация лабораторных работ учащихся по
применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка
цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и
руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении
лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и
другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное
наблюдение за учебной работой учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным
структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами
систематичности, последовательности и прочности обучения должна
осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются
различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных
занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой
учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены. При проверке и оценке качества
успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е.
в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками,
мировоззренческими и
нравственно-эстетическими
творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится
тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением
постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость
применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые
названы выше. Какова же сущность и дидактические основы использования
каждого из этих методов?
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет
учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как
они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой
мере они проявляют
сообразительность и
практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и
способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное
количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке
и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для
предупреждения неуспеваемости.
Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод
является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого
метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию
изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и
полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным
способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные
смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но
можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему
полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность
усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный
опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных
упражнений.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний
учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке
можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются
различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный
опрос, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый
материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания
большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым,
опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких
вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения
пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного
ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать
письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках
(карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо
выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы
учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время
на проверку знаний, умений и навыков.
Практика уплотненного опроса
привела к возникновению
проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее
подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на
которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос
позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная
положительная сторона данного метода.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным
учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за
знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так,
ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей,
подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и
участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала,
проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким
образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла
позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание
учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки
знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность
этого метода состоит в
том, что после прохождения
учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме
проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных
работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель
убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если
же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы,
то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую
учебную работу по их более основательному усвоению.
Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей
контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку.
Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления
творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать
правильные решения
проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие
определять степень
работе.
Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные
положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение
которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать
самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать
подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для
учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за
отдельными столами и т.д.
Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине
недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ
на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время
учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может
отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине
недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать
контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения,
классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую
работу по устранению пробелов в их знаниях.
Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости
учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она
позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество
усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень
самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке.
Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся
для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то
учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся
применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным
методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора.
Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на
каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является
правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.
Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно
всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что
позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит
положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с
его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого
материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.
Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов
проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают
возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса
или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться
часто.
Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое
применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем,
чтобы обеспечить необходимую
систематичность и глубину
успеваемости обучающихся.